Комментарий – пояснение к теме

1) Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Для философии предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это вечные вопросы – проблемы, которые интересуют человечество с тех пор как оно появилось. В контрольной работе студенту надо назвать перечень и смысл философских проблем, которые пытается решить философия.

2) Определение философии. Философию необходимо рассматривать в ее основных смыслах:

- первая рациональная отрасль в истории духовной культуры - творчество, как мышление о фундаментальных вопросах, где ответ преимущественно не рациональный. Философия как одна из древнейшей области человеческого знания, основная форма духовной культуры и устойчивая форма общественного сознания.

Примечание: в контрольной работе по этому вопросу надо писать только об этом определении философии т.е. «как рациональной отрасли духовной культуры».

- как мудрость – искусство жизни, искусство познания мира, искусство жить среди людей;

- как мировоззрение – научно-теоретический тип мировоззрения, опирающийся на четкие понятия и категории;

- как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

3) Основной вопрос философии. Кем и когда был сформулирован «Основной вопрос философии»? (Имя автора).

Основной вопрос философии нужно рассматривать с двух сторон: онтологической - связанной с проблемой возникновения бытия, и гносеологической - о проблеме познаваемости мира, мышления. Основной вопрос философии является основополагающим в науке т.к. от ответа на него зависит мировоззрение любого человека.

Студенту нужно понять, что онтологическая проблема вызвана вечным спором между двумя основными теоретическими направлениями в философии: материализмом и идеализмом. Онтологическая проблема – это проблема отношения бытия к мышлению (сознанию): Что первично? Что вторично?(Дух или природа?)

Гносеологическая проблема – это вопрос о познаваемости мира: «Познаваем ли мир? Каким образом можно его познать?».

Студент должен осветить все теоретические подходы, которые имеются в философии по этому вопросу: монизм, материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. (№ 1,ч.1, с.6-7), ( № 3 с.71-72), (№ 4, разд.2, гл.4, с.57-60).

 
4) Субстанция как философская категория. Проблема двух субстанций. Знать определение и значение термина «субстанция», как основной категории философии, лежащей в основе понимания бытия. В истории философии существуют разные трактовки этого термина. Необходимо рассмотреть проблему субстанции в учениях периода античной (Демокрит - атомы), средневековой (Августин, Ф. Аквинский - Бог), Нового времени философии (Б. Спиноза – система, комплекс, атрибут). В современной науке также идет поиск первоначала, первоосновы возникновения Вселенной, жизни - это научный эксперимент с Большим андронным коллайдером в Швейцарииг. Церн: поиск «антиматерии», «антивещества», названного «бозон Хигса». Студенту по этому вопросу надо работать с Интернет-ресурсами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое философия? Чем она отличается от мифа и религии?

2. Когда и где возникла философия?

3. Что является предметом философии?

4. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Что означает их смысл?

5. Какова роль философии в жизни человека и общества?

6. Что означает субстанция? В каких формах она может существовать?

7. В чем суть основного вопроса философии?

8. Какие теоретические подходы в его объяснении существуют в философии?

9. Что является первичным - Дух или природа? - в материализме, идеализме?

10. Как отвечает на вопрос: Познаваем ли мир? – материалист и идеалист?

11. Как в Вашей жизни, профессии проявляется сущность «Основного вопроса

философии»?

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

(ч.1, гл.1, с.14-15)

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

(Введение, с.4-9)

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (Введение,с. 5-16;)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.

(Разд. 1, гл.1, с. 6-25; разд.2, гл.4, с.57-60).

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

Тема 1.2 Философия Древнего мира и Средневековая философия.

Содержание учебного материала

1.2.1 Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

Становление философии в Древней Греции. Периодизация.

Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

1.2.2 Философия Древнего Рима.

 
1.2.3 Средневековая философия: патристика и схоластика.

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- прослеживать влияние фундаментальных философских идей античности и Средневековья на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их с актуальными проблемами современности;

знать:

- понятия космоцентризм, теоцентризм;

- особенности исторической эпохи; исторические типы философии; системы,

течения, школы.

Методические указания

Студент должен изучить и иметь представление об истории развития мировой философии, ее течениях, особенностях: космоцентризм античной философии, теоцентризм средневековой философии:

- космоцентризм- античная философия; философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияние Космоса и его циклов;

- теоцентризм- средневековая философия; в основе мировоз­зрения объяснение всего сущего через господство сверхъес­тественной силы – Бога.

Тема 1.2.1 Философия Древнего мира

Последовательность изучения темы – план:

1)Зарождение философии. (№ 1, ч.1, гл.1, с.5-15)

2) Философия Древней Индии. Школы: Джайнизм. Буддизм. Сущность учения Будды. Чарвака – локаята. (№ 1, ч.1, гл. 2, с. 16-22)

3) Философия Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство. Сущность учения Конфуция. (№ 1,гл.3, с.23-32).

Рекомендация:Обязательно использовать дополнительные источники по философии буддизма и конфуцианства.

Тема 1.2.2 Античная философия. 1.2.3 Философия Древнего Рима.

Последовательность изучения темы – план:

1) Становление философии в Древней Греции.

2) Милетская школа. Натурфилософия: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр,

Гераклит – поиски первоначала мира.

3) Философские школы Пифагора, Демокрита, элейская школа (Зенон).

4) Философия Сократа. Этика. Диалектика. Метод майовтики (№ 1, гл. 4, с. 40-43).

5) Философия Платона. Идеализм. Диалектика. (№ 1, гл.5, с. 44-49).

6) Философия Аристотеля. Метафизика.Логика. Этика. Добродетель.

(№ 1, гл.6, с. 55-62).

7) Философия Эпикура. Гедонизм. (№ 1, гл.6, с. 63-68).

8) Философские учения софистов – Протогор. Киники – Диоген. Стоики.

Скептики. (№ 1, гл. 6, с.49-52,с.68-71 ).

 
 
 

9) Философия Древнего Рима. Цицерон и Сенека.Политика, нравственность и

человек в наставлениях и поучениях древнеримских философов.

(№ 1, гл.7, с. 73-83).

Тема 1.2.4 Философско-религиозная мысль Средневековья.

Последовательность изучения темы – план:

1) Особенности средневековой философии. (№1,ч.1,гл.8, с.83-84),

(№ 2, разд.1,гл.1, с.31-33), (№ 3,разд.1,ч.2,гл.2,с.46-51).

2) Патристика. Августин. Природа и человек как творения бога.

Знание и вера. Добро и зло.(№ 1, гл.8, с. 83- 86), ( № 2,разд.1, гл. 2 с.32-33, 35),

(№ 4, разд.1, гл.2,с.29-30)

3) Схоластика. Фома Аквинский -синтез средневековой философии в системе

Ф.Аквинского. Пять аргументов бытия Бога. ( № 2,разд.1, гл. 2 с. 33-34),

4) Номинализм и реализм - проблема диалектики, связи общего и единичного.

(№ 1, гл.8, с. 88- 90), ( № 2,раздел 1, гл. 2 с.33-35), (№ 4, разд.1, гл.2,с.29-30)

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает мировоззрение космоцентризма в древнеиндийской,

древнекитайской и античной философии?

2. К какому типу мировоззрения, теоретическому направлению философии,

в основном, принадлежит индийская философия?

3. Назовите принципы и атрибуты буддизма. Что означает понятие нирвана?

4. В чем состоит сущность философии даосизма и конфуцианства?

5.Какие первоначала бытия природы называли натурфилософы?

6. Какие проблемы пытался изучать Сократ? Какой метод познания он создал?

7. Основоположником какого философского течения был Платон?

8. В чем состоит заслуга Аристотеля в философии? Какие науки он создал?

9. В чем сходство и различие философии Древней Греции и Рима?

10. Представителями каких греческих школ были философы Древнего Рима:

Лукреций Кар, Цицерон, Сенека?

11. Что означает мировоззрение теоцентризма в Средневековой философии?

12. В чем отличие Средневековой философии от античной?

13. Какие два периода выделяют в развитии философии Средневековья?

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

(ч.1, гл. 2-3, с. 16-32)

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

( раздел 1, гл.1-2 с.10-35)

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел1, ч.1, гл.1-2, с.19-51;

 
ч.4, с.104-106)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.1, с. 6-25,

гл.2, с.29-30)

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового времени.

Содержание учебного материала

1.3.1 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

1.3.2 Особенности философии Нового времени: эмпиризм и рационализм в

теории познания.

1.3.3 Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и

эволюционизма.

1.3.4 Русская философия XIX-XX вв. о путях развития российской цивилизации.

Философские взгляды славянофилов и западников. Русская идея.

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

- прослеживать влияние фундаментальных философских идей эпохи

Возрождения, Нового времени, Русской философии XIX-XX вв. на развитие

науки, искусства, социальной и политической мысли, соотносить их

с актуальными проблемами современности;

знать:

- особенности философии эпохи Возрождения, Нового времени, Русской

философии XIX-XX вв.;

- исторические типы философии: антропоцентризм и гуманизм философии эпохи

Возрождения; гносеоцентризм философии европейского Просвещения и Нового

времени;

- взгляды славянофилов и западников в русской философии.

Методические указания

 
Тема 1.3 «Философия Возрождения и Нового времени» - одна из самых больших. В содержании включено четыре темы, поэтому ее нужно рассматривать по периодам в истории философии разных цивилизаций; видеть особенности философских систем, и понимать их значение для развития общества и человека.

Тема 1.3.1 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

Последовательность изучения темы – план:

1) Антропоцентризм – мировоззрение эпохи Возрождения.

2) Наука эпохи Возрождения. Открытия, изобретения Н. Коперника, Дж. Бруно,

Г. Галилея, Леонардо да Винчи и их значение в развитии основ современного

естествознания и научного мировоззрения. (№ 3, разд.1, гл.3.1.с. 52-53),

(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).

3) Философские взгляды на общество: Эразм Роттердамский, Мишель

Монтень, Томас Мор, Томмазо Компанелла. (Дополнительные источники,

Интернет-ресурсы).

4) Человек эпохи Возрожения в философии гуманизма и индивидуализма.

(творческая личность, достоинства).

(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы)

5) Эстетическое направление эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи,

Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер – вклад в

сокровищницу мировой культуры. (Дополнительные источники, Интернет-

ресурсы).

6) Пантеизм и деизм - течения в философии. Дж. Бруно – жизнь, творчество и

подвиг философа. (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы)

7) Философия государства и права. Николло Макиавелли и его социально-

политические взгляды на общество в трактате «Государь».

(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы)

Наши рекомендации