V. Основные концепции философии науки. Позитивистская традиция в философии науки, её исторические этапы

V. 1.(40) Позитивизм XIX века как первый этап становления филосо­фии науки. О.Конт и концепция «позитивной науки». Дж.Милль и Г.Спенсер.

V.2.(41) Конвенциализм А.Пуанкаре и психофизика Э.Маха как второй этап развития позитивистской философии науки.

V.3.(42) Неопозитивизм первой половины XX века как третий этап эволюции позитивистской философии науки. «Лингвистический поворот»: анализ языка науки. Венский кружок и его члены. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна, его вклад в философскую ориентацию Венского кружка.

V.4.(43) Постпозитивизм второй половины XX века, его место в фи­лософии науки, отличия от неопозитивизма. Широкая панорама концепций и основные идеи в постпозитивистской философии науки.

V.5.(44) Карл Поппер: критический рационализм. Проблема демар­кации науки. Фальсификация как альтернатива верификации. Принцип фаллибизма. Формула роста научного знания. Взаимосвязь эпистемологии и социальной философии в учении К.Поппера.

V.6.(45) Майкл Полани: релятивность норм познавательной деятель­ности. Концепция личностного знания. Преодоление ложного идеала де-персонифицированного научного знания. Антропологические ориентации эпистемологии.

V.7.(46) Стивен Тулмин: эволюционная эпистемология и эволюци­онная программа. Два значения эволюционной эпистемологии. Различие между эволюционной теорией познания и эволюционной теорией науки. Эволюционная программа С.Тулмина.

V.8.(47) Томас Кун: историко-эволюционистское направление в фи­лософии науки. Понятие научного сообщества. «Нормальная наука» и на­учная революция. Парадигма и её структура. Прогресс «нормальной нау­ки». Симптомы научной революции.

V.9.(48) Имре Лакатос: логико-нормативная модель роста знания. Идея конкуренции научно-исследовательских программ. Структура иссле­довательской программы. Две стадии в развитии исследовательской про­граммы: прогрессивная и вырожденческая (регрессивная).

V. 10.(49) Пол Фейерабенд: плюрализм в эпистемологии. Идея теоретического реализма. Принцип пролиферации. Работа «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» и её релятивистская направленность. Конвенциализм П.Фейерабенда.

V.11.(50) Социологический и культурологический подходы к иссле­дованию развития науки. Интерналистское и экстерналистское направле­ния в понимании научной деятельности. Проблема социокультурной де­терминации научного знания.

VI. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

VI. 1.(51) Социальная ответственность ученых. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования. Учет социально-гуманитарных ценностей в процессе выбора стратегий исследовательской деятельности. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

VI.2.(52) Экологическая этика и ее философские основания. Фило­софия «русского космизма». Учение В.И.Вернадского о биосфере, техно­сфере и ноосфере. Актуальность этого учения в настоящее время.

VI.3.(53) Проблемы экологической этики в научной и социально-философской мысли второй половины XX века. Перспективы и проблемы экоразвития в работах Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, представителей «Рим­ского клуба» и др.

VI.4.(54) Глобальные проблемы современного общества, их много­образие, тенденция к обострению. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

VI.5.(55). Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур.

VII. Наука как социальный институт

VII. 1.(56) Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (XVII-XX bb.). Научные школы.

VII.2.(57) Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблемы подготовки научных кадров.

VII.3.(58) Историческое развитие способов трансляции научных зна­ний (от рукописей до современного компьютера). Научно информационный «взрыв» XX века. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

VII.4.(59) Наука и экономика. Экономические науки, их роль в со­временном социальном развитии.

VI 1.5.(60) Наука и власть. Наука и политика. Проблемы идеологизи­рованной науки. Противоречие между секретностью, закрытостью части научных исследований и необходимостью международного сотрудничест­ва ученых. Проблемы государственного регулирования и приватизации науки.

Литература по философии науки, имеющаяся в библиотеке НИМИ ДГАУ для аспирантов

1. Готт В.С. Философские вопросы современной физики: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Высшая школа», 1972. – 416 с.

13. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. М.: Изд-во «Наука», 1974. – 414 с.

14. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов ВУЗов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.

15. Веселовский В.Н. Философское значение законов сохранения материи и движения. М., «Мысль», 1964. – 144 с.

16. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. – 692 с.

17. Горелов А.А. Экология – наука – моделирование (философский очерк). Москва «Наука», 1985. – 208 с.

18. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени / Пер. с англ. Ю.Б. Молчанова. - М.: Изд-во «ПРОГРЕСС», 1969. – 591 с.

19. Готт В.С., Семенюк Э.П., Уреул А.Д. Категории современной науки (Становление и развитие). - М.: «Мысль», 1984. – 272 с.

20. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1991. – 480 с.

21. Ильичев Л.Ф. Философия и научный прогресс. Некоторые методологические проблемы естествознания и обществознания. - М.: Изд-во «Наука», 1977. – 319 с.

22. Костюк Н.Т., Лутай В.С., Белогуб В.Д. и др. Интеграция современного научного знания. Методологический анализ. Изд. объединение «Вища школа», 1984. – 184 с.

23. Кедров Б.М. Ленин, наука, социальный прогресс. – М.: Политиздат, 1982. – 158 с.

24. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М.: Наука, 1994. – 207 с.

25. Критика буржуазных концепций науки (В помощь методологическим семинарам). Сборник научных трудов. Киев: «Наукова Думка», 1986. – 168 с.

26. Методологические основы научного познания: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. проф. П.В. Попова. - М.: «Высшая школа», 1972. – 272 с.

27. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.

28. Михайлова И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. - М.: «Мысль», 1972. – 277 с.

29. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Лениздат, 1972. – 264 с.

30. Николаева Л.С., Данцев А.А., Чеботарева В.И. Философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – Новочеркасск: НГМА, 2005. – 215 с.

31. Николаева Л.С., Чеботарева В.И., Кирсанова Е.П. Философские аспекты мелиорации. - 2-е изд., расш. и доп. – Новочеркасск: НГМА, 2002. – 244 с.

32. Николаева Л.С. Философия науки и техники: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Новочеркасск: НГМА, 2002. – 221 с.

33. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы: проблемное осмысление истории техники. – М.: SvR – Аргус, 1994. – 112 с.

34. Современная философия науки. – М.: Наука, 1994. – 254 с.

35. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995. – 511 с.

36. Философия науки и техники: Учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384 с.

37. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. Изд-во «Наука», 1983. – 464 с.

38. Философия и методология науки. Часть I. – М.: SvR – Аргус, 1994. – 304 с.

39. Философия и методология науки. Часть II. – М.: SvR – Аргус, 1994. – 200 с.

40. Философия науки / под ред. А.С. Колесникова. Изд-во Ленинградского университета, 1975. – 192 с.

41. Философия естествознания. Вып. 1-й. М., Политиздат, 1966. – 413 с.

42. Философия. Методология. Наука. Изд-во «Наука», Москва, 1972. – 236 с.

43. Философские проблемы естествознания (курс лекций). Под ред. проф. В.С. Молодцова и доц. А.М. Коршунова. Изд-во Московского университета. 1967. – 292 с.

44. Философские проблемы естествознания: Учеб. пособие для аспирантов и студентов филос. и естеств. фак. ун-тов / Под ред. С.Т. Мелюхина. – М.: Высшая школа, 1985. – 400 с.

45. Философские проблемы глобальной экологии. – М.: Изд-во «Наука», 1983. – 352 с.

46. Философские вопросы современной физики / Под ред. И.В. Кузнецова и М.Э. Омельяновского. Гос. изд-во Политической литературы. М., 1958. – 248 с.

47. Философские проблемы физики элементарных частиц. Изд-во Академии наук СССР. М., 1963. – 383 с.

48. Холличер В. Природа в научной картине мира. Третье переработанное и дополненное издание / Пер. с нем. И.А. Акчурина, Н.С. Архангельского, Д.Н. Мочалина. Изд-во «Прогресс». - М., 1966. – 568 с.

49. Холличер В. Человек в научной картине мира / Общ. ред. доктора пед. наук проф. П.Я. Гальперина. М.: Изд-во «Прогресс», 1971. – 232 с.

Учебно-методическое издание

ВолосухинВиктор Алексеевич

Николаева Людмила Сергеевна

Данцев Андрей Андеевич

Голубинцев Владимир Олегович

Любченко Василий Сергеевич

Чеботарева Варвара Ивановна

Загорская Ольга Вадимовна

Наши рекомендации