Философия как прояснение мира
1. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ФИЛОСОФИЯ
В философии, до последнего момента инноваторская черта превалирует, потому её постоянно сотрясают различные «новые» философские «революции». Всю энергию своего ума философы направляют по преимуществу на изобретение чего-то «нового», не утруждая себя серьезным исследованием сути культурных явлений, не проявляя должной аккуратности в оформлении своих мыслей, действуя в угоду сиюминутности, живя «здесь и теперь». Если это и было допустимо ранее, то недопустимо для современности отягощенной многовековым опытом культуры, обремененной грузом ответственности за принятие тех или иных стратегических решений, могущим привести не просто к досадным ошибкам, которые можно было бы и исправить, а к гибельным последствиям для всего человечества, которые исправить уже будет невозможно.
Здесь должна действовать другая сторона мысли. Если мысль, с одной стороны, выступает как инновационная сила, в которой могут в своих крайностях проявится её крайне деструктивные элементы, то, с другой стороны, мысль выступает и как механизм прояснения смысла и уточнения значений тех или иных артефактов культуры. Как подчеркивал, к примеру, Т. Гоббс: «Свет человеческого ума – это вразумительные слова, однако предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными функциями» (Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. М.,1964 т.1 с.117). В этом отношении путь философии таков, как и путь человеческой культуры. Путь же человеческой культуры состоит в рационализации ментальности, социальных форм и типов хозяйственной деятельности. Круг философских проблем становится более ясным и прозрачным, современные «постмодернисты» в своем стремлении иррационализировать философию, все равно, сами того не осознавая, служат делу прояснения философских проблем и движению её к рационализации, ибо, обращая внимание на иррациональное, они невольно его рационализируют, сужают поле иррационального в культуре.
В свое время создатель философии «перспективизма» Х. Ортега-и-Гассет писал: «Философия- это могучее стремление к прозрачности и упорная тяга к дневному свету. Ее главная цель – вынести на поверхность, обнажить, открыть тайное или сокрытое; в Греции философия сначала называлась aletheia, что означает разоблачение, обнажение, раскрытие – короче, проявление. А проявить – значит произнести слово: logos. Если мистицизм – молчание, то философия – слово, открытие бытия вещей в полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология. В отличие от мистицизма философия стремится быть произнесенной тайной» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. С.107)
Так критикуемая в былое время направленность философии на параллельное исследование тех же проблем, которые исследует более состоятельное в этом отношении научное знание, до сих пор довлеет над философией. Потому по инерции этой мощной критики её со стороны научного знания она до сих бежит от создания мировоззренческих картин, занимаясь анализом языка или же облюбовав себе сферу художественного творчества. Но это ошибочно, ибо дифференциация современного научного знания привела к тому, что у современного человека и научного работника какой-либо конкретной области науки совершенно отсутствует цельное мировоззренческое знание, что приводит к эффекту дезориентации человека в современной культуре; к отсутствию плодотворных творческих импульсов у научного работника, ибо известно, что творческая мысль рождается от каких-то исходных общемировоззренческих посылов.
Само научное знание, лишенное мировоззренческих ориентиров создает фрагментарную частную мировоззренческую систему «ad hoc» и вообще «заболевает», изобретая корпоративный язык-«сленг», понятный только им самим. Возникает эффект «самодеструкции» научного знания. Все это обусловлено как раз – таки «предательским» поведением философии, которая «ударилась» в мистику, в эротические откровения и т.д… Насущная задача современной философии как раз состоит именно в восстановлении мировоззренческой «онтологической» функции философии, ибо она должна стать связующим звеном между «корпоративным» научным знанием и знанием обыкновенного человека. Она должна стать не противопоставленным научному знанию мировоззрением, создающим дикие натурфилософские спекуляции гегелевского типа, а создающим общую мировоззренческую картину современной науки, изложенную популярным языком, выполняя при этом не только крайне важную функцию «популяризации науки», но и интегративную роль в самом научном знании. Более того, при интеграции знания выявляются новые перспективы развития самого знания. Задача крайне сложная, но кто сказал, что философия – это дело простое. Философ должен знать все. Тем более, что у философов энергии, как видно, много, - судя по тому, как много они её затрачивают в интерпретации и анализы своих таких же путаных, как и они, предшественников, как много энергии тратится на создание каких-то новых совершенно умозрительных «авангардных» идей. Вот эту-то энергию надо направить на изучение удивительных, часто фантастичных и действительно «авангардных» идей современного научного знания.
В связи с тем, что философия является методом прояснения смыслов, то во многом её деятельность в этом качестве выступает как просветительски-популяризаторская и этого не следует бояться. Именно в этом её суть – она должна систематизировать все данные современных достижений человечества, или, как говорил Гейне – «починить дырки мироздания», и после этой «починки» преподнести это в цельной и понятной форме как единое мировоззрение. Философия в этом смысле вечно профанирующая наука и искусство и политика и т.д. её функции как образования – это первоначальное образование.
2. ФИЛОСОФСКИЕ СИНТЕЗЫ
3. ФИЛОСОФИЯ – ИНИЦИАТОР МЕНТАЛЬНЫХ ПАРАДИГМ