Комментарий – пояснение к теме. Эпистемология – учение о познании
Эпистемология – учение о познании. Раздел гносеологии (теории познания), в котором изучаются проблемы научного знания. Часто термин " эпистемология " употребляется в значении " гносеология " - т.е. философская теория познания.
Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Студенту надо рассматривать вопрос о познании с периода философии Нового времени.
Вопрос о процессе познания и его формах надо рассматривать с двух сторон: чувственное (сенсуализм) и рациональное (логическое, абстрактное мышление).
|
Студент должен знать и уметь объяснять формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление – на чем они основываются, и что для их проявления необходимо. К рациональным формам относят: понятие, суждение и умозаключение – это формы нашей мысли. Но что является истинным знанием? Конечно, практика, которая выступает критерием истины. Какими методами и способами в философии решается эта проблема в эмпирическом и рационалистическом направлениях? Эти ответы предстоит найти студенту, изучая тему. В Методических указаниях названы основные источники и конкретно путь к информации.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что означают понятия «эпистемология», «гносеология»?
2. Кто из философов Нового времени был представителем эмпирического и
рационалистического направления?
3. Как называются формы чувственного познания в философии? Что нужно для
их проявления в практической жизни – на работе, в быту?
4. Какие формы рационального познания Вы знаете?
5. Какую роль в жизни человека играет логическое мышление, умение
абстрагировать?
6. Что такое истина? Что такое правда?
7. Назовите виды истины.
8. В чем заключается суть объективной истины?
9. Почему практика является критерием истины?
10. Что представлет вненаучное знание? Какие его формы известны?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних
специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. ( разд.2, гл.3, с.42-56)
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. ( разд.2, гл.3-5 с.42-73)
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.-672с.
|
Тема 2.2.1 Бытие человека.
Содержание учебного материала
2.2.1.1 Философия о происхождении и сущности человека. Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.
2.2.1.2 Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость.
2.2.1.3 Проблема сознания.Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга.
В результате изучения темы студент должен:
уметь:
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление о смысле жизни;
знать:
- основы философского учения о человеке – версии возникновения человека,
этапы биосоциокультурной эволюции;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость;
Методические указания
Тема 2.2.1 « Бытие человека» включает три взаимосвязанные темы, в которых последовательно рассматриваются проблемы существования человека, его происхождение, сущность, основные характеристики, роль сознания в жизни.
В основном студенту по этой теме надо руководствоваться учебным пособием (№ 2) Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов СПО, 2011г.
2.2.1.1 Философия о происхождении и сущности человека. Основные
антропологические константы: сознание, речь, труд, общество.
Последовательность изучения темы – план:
1) Понятие бытия человека в философии (№ 2,разд.2,тема 2.1,гл.1,с. 69-80),
(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122).
2) Отличия человека от животных, его основные константы: речь, сознание, труд,
общество. (Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).
3) Антропосоциогенез. Этапы биосоциокультурной эволюции.
(№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.88-90).
4) Версии происхождения человека: земная и внеземная.(№ 4, разд.3,гл.6, с.76-90),
(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Как понимается человек в философии?
2. Чем человек отличается от животных?
3. Что такое антропогенез? Когда он начался?
4. Какие изменения произошли с человеком на этапах биосоциокультурной
эволюции?
5. Версии происхождения человека.
2.2.1.2 Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность.
Последовательность изучения темы – план:
1) Проблема "я", образ "я". (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.84-86),
(№ 4, разд.4, гл.11, с.189-191)
2) Внутренне и внешнее "я". (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.86)
3) Личность и сущность. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.87-88),
(№ 4, Раздел 3, гл.6, с. 90- 121).
4) Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость,
невыразимость, неповторимость, незаменимость. (№2 Раздел 2, тема 2. гл.3,
с.94-104)
Рекомендации: студенту по этой теме надо руководствоваться в основном учебным пособием Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов СПО, 2011г.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему все люди разные и что их делает такими?
2. В каком возрасте у человека появляется осознание себя как «Я», когда он
начинает это понимать?
3. В каком возрасте у человека складывается образ «Я» и что это означает?
4. Как действуют механизмы защиты человека от разрушения его психики?
5.Что означают понятия: личность и сущность?
6. Основные характеристики человека.
2.2.1.3 Проблема сознания.Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга.
Последовательность изучения темы – план:
1) Проблема сознания. Понятие сознания в философии. Три стороны сознания.
(№ 2, разд.2, тема 2.2. с. 126-133), (№ 4, разд.4, гл.11, с.176-186).
2) Сознание, мышление, язык. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 141-144, 152-155),
(№ 3, разд.2, гл.4, с.81-82, 90-93; гл.9,с. 187-196)
3) Мозг и сознание. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с.141-142, 147-150),
(Интернет-ресурсы)
|
(№ 4, разд.4, гл.11, с.191- 193).
5) Личное бессознательное З. Фрейда. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 134-136),
(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121),
(№ 4, разд.4, гл.11, с.193-196).
6) Коллективное бессознательное К. Юнга. (№ 2, разд.2, тема 2.2., с. 136-141)
Вопросы для самоконтроля:
1. Определение сознания в философии, его характеристика.
2. Сущность сознания: сознание - продукт деятельности мозга;
сознание - продукт общественного развития; сознание - субъективный образ
объективного мира;
3. Три стороны сознания. Охарактеризуйте их содержание: предметное сознание;
самосознание; сознание, как процесс переживаний (душа).
4.Что такое сознательное и бессознательное? Как они проявляются в человеке?
5. Сознание в психологии и в философии.
6. Мозг и психика, сознательное и бессознательное. Интуиция, воображение,
творчество.
7. Мышление, как единство рационального и эмоционального.
8. Роль родного языка в развитии мышления.
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
(№2 Раздел 2, тема 2. гл.2, с.69-155).
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-
288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.-672с.
|
Тема 2.3 Этика и социальная философия
В результате изучения темы студент должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в
обществе, природе, ценностей, свободы как основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
знать:
- основы философского учения об этике, обществе, его истории, формах развития;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Содержание учебного материала
2.3.1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление
страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность.
Насилие и активное непротивление злу.
2.3.2 Социальная структура общества. Типы общества.
2.3.3 Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие.
2.2.4 Философия и глобальные проблемы современности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
Методические указания
Тема 2.3 «Этика и социальная философия» объединяет четыре темы, в которых рассматриваются социальные и этические проблемы человека, связанные с развитием и использованием в обществе достижений наук, техники и технологий.
В современной глобальной цивилизации есть большие противоречия из-за глобальных экологических проблем (бесконтрольной добычи природных ресурсов и их истощения, экстенсивного ведения хозяйства, перенаселения планеты и др.), и поэтому вопрос свободы и ответственности человека и человечества, стал в философии основной этической, нравственной проблемой современного общества, и делает философию социально значимой, вырабатывая общественное сознание и мировоззрение.
2.3.1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.
|
Последовательность изучения темы – план:
1) Понятие этики. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или
преодоление страданий как высшая цель.Аристотель. Эпикур.
(№ 1,ч.1, гл.6, с.61-68, 69-70), (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.57-59),
(№ 3,разд.2, гл.11, с.213-215)
2) Религиозная этика. Вера. Библия, Коран о религиозных заповедях.
(№ 2, разд.3, тема 3.2.,с. 184-187),
(Дополнительные источники, Интернет- ресурсы).
3) Свобода и ответственность. (№ 4, разд.3, гл.7, с.109-113),
(№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.55-57).
4) Насилие и активное непротивление злу. (№ 2, разд.1,тема 2.1, гл.2, с.46-52)
Вопросы для самоконтроля:
1. Что изучает этика?
2. Кто из философов развивал учение об этике?
3. Кого считают основателем этики?
4. Как развивал Аристотель античную этику?
5. Какие ценности включает добродетель у Платона, Аристотеля, Эпикура?
6. Какие из удовольствий, считал Эпикур, должен выбрать философ?
7. Что означает гедонизм? Какой главный принцип должен лежать в основе
гедонизма?
8. Что означает эвдемонизм?
9. Каково значение религиозной этики для отдельного человека и общества в
целом?
10. Зачем человеку нужна свобода?
11. Каким образом в практической, обыденной жизни соотносятся свобода и
ответственность?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-
288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
|
Тема 2.3.2 Социальная структура общества. Типы общества.
Последовательность изучения темы – план:
1) Понятие общества. Отличие общества от природы.
2) Философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших
дней: натуралистический, идеалистический, материалистический подходы к
пониманию общества (№ 3, разд.6, гл.6.2., с.125-127),
(№ 4, разд.3, гл.8, с.122-128).
3) Социология – наука об обществе. Социальная структура общества. Социальная
стратификация и мобильность. П.А. Сорокин.
(№ 2, разд.4, тема 4.1. , с.203-216), (№ 3, разд.6, гл.6.2., с.123-125),
(№ 4, разд.3, гл.8,с.137- 142; разд.5, гл.15, с.262-267)
4) Типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.
(Дополнительные источники, Интернет-ресурсы).
Вопросы для самоконтроля:
1. Как соотносятся друг с другом человек и общество?
2. Какие идеи, взгляды на устройство и развитие общества господствовали в
философии в античное время?
3. Сравните концепцию общества в период Средневековья и Нового времени.
4. Что считал главным в развитии общества К.Маркс?
5. Когда возникла наука социология? Кто ее основоположник?
6. Как определить смысл социального действия?
7. Какова социальная структура современного общества в России?
8. Что означает социальная стратификация? Кто автор этой теории?
9. Что означает социальная мобильность? Типы мобильности.
10. Каковы особенности постиндустриального общества?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-
288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
|
Тема 2.3.3 Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Последовательность изучения темы – план:
1) Философия истории. Направленность исторического процесса:
- античность: круговорот в истории (Платон, Гераклит);
- Средневековье – христианская философия: разрыв потока вечности
грехопадением человека;
- философия Нового времени: прогресс, поступательное движение общества от
менее к более совершенному – линейный процесс. (Разум – источник
прогресса: Ф. Бэкон, Р. Декарт);
- К. Маркс – последовательный прогресс от первобытного до
коммунистического общества обеспечивается развитием производительных
сил – линейный процесс.
- Новейшее время: нелинейность эволюции – современная история, равно как и
прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где есть место и
прогрессу и регрессу, и рассветы и закаты, единство и многообразие.
(№ 3, разд.6, гл.6.3, с.128-131).
2) Единство и многообразие истории. Формы развития общества: ненаправленная,
цикличное развитие, эволюционное развитие. Концепции исторического
развития: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, У. Ростоу.
(№ 2, разд.4, тема 4.3., с.242-260), (Дополнительные источники, Интернет-
ресурсы).
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем занимается направление философия истории?
2. Как была выработана линейная концепция развития общества?
3. Что означает концепция нелинейного развития общества? Приведите примеры.
4. Как на практике проявляется единство и многообразие истории? Приведите
примеры.
5. Кто из философов является представителем концепции локальных
цивилизаций?
6. Кто из философов является представителем концепции циклического развития
цивилизаций?
7. Кто из философов разработал теорию «вызов-ответ»? В чем заключается
философский смысл такого подхода к развитию цивилизации?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-
288с.(№ 3, разд.2, ч.6.1. с.118-121, с.122)
|
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.3.4 Философия и глобальные проблемы современности.
Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий. Влияние природы
на общество.
Последовательность изучения темы – план:
1) Понятие и сущность глобальных проблем современности и пути их решения.
(№ 2, разд.4, тема 4.1., с.216-218), (№ 4, разд.3, гл.10,с.163-174)
Студенту надо иметь представление о существующих глобальных проблемах человечества ХХ- ХХI вв. (перечислить их название по сферам). Найти информацию о них и предлагаемые их пути решения.
2) Философия техники. (№ 3, разд.2,гл.10, с. 198-206)
3) Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий. Экогуманизм.
(№ 1,ч.2, гл. 17, с.177-184), (№ 3, разд. 2, гл.11, с.213-214)
(Дополнительные источники. Интернет-ресурсы).
Методические указания
В контрольной работе студенту надо показать, взаимодействие
философии с наукой. Как начинался научно- технический прогресс и научно-
техническая революция, их значение и последствия для развития общества
(положительные и отрицательные стороны), что получило человечество
благодаря науке, технике и технологиям.
(Индустриализация: от Промышленной революции в Англии – «век пара» к
«веку электричества»; изобретение двигателя внутреннего сгорания,
внедрение конвейера Д. Фордом; научные открытия и изобретения ХХ века –
«века атома», космонавтики, электроники и кибернетики, компьютеризации
и информатизации общества, наннотехнологий и т.д. Возникновение
постиндустриального общества). В заключении связать с глобальными
проблемами, сделать вывод о этической стороне прогресса, полученных благ,
принесших людям не только пользу, но и угрозу их уничтожения.
|
4) Влияние природы на общество. (№ 3,разд.2, гл.11 , с.207-215).
Этот вопрос надо рассматривать начиная с исторических форм отношения человека к природе: от античности до современного времени.
- Античность: космоцентризм – гармония человека с природой.
- Средневековая христианская философия: человек подчинен природным
закономерностям и ритмам; человек развивает свои духовные силы,
стремиться возвысится над природой, иногда умерщвляя плоть;
природа – это храм.
- Новое время: природа – объект научного анализа и поприще активной
практической деятельности человека; природа –это мастерская, а человек в
ней работник.
- ХХ век: человек разрушает, а не только созидает. В.И. Вернадский,
Т.де Шарден, Е. Ле - Руа – концепция ноосферы – сфера господства разума.
Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового
времени.
- Аналитическая философия: стремление реализовать научный, а также научно-
технический подход к природе; природа – это совокупность естественных
наук.
- Герменевтика: природа включена в бытие-в-мире человека; человек находится
в мире, поэтому ему предстоит понять природу, что он делает посредством
умеренной, а не хищнической практической деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы характерные черты науки?
2. В чем сходство и различия между философией и наукой?
3. Что такое глобальные проблемы современности? В какое время они появились?
4. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?
5. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотношения
человека и природы?
6. Что такое глобальный экологический кризис? В чем его причины?
7. Какие положительные и отрицательные стороны развития НТР существуют в
современной цивилизации?
8. Как понималось взаимодействие человека с природой философами в античное
время, Средневековье, Новое время?
9. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма?
10. Как правильно, по-вашему, нужно понимать проблему: человек для природы
или природа для человека?
12. Кто и как должен заниматься решением экологических проблем?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос, 2009.-
|
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:
Феникс, 2008.-672с.
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение
Содержание учебного материала
2.4.1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и
различие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
2.4.2 Философия и религия.
2.4.3 Философия и искусство.
2.4.4 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия
и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о
целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее
философии.
В результате изучения темы студент должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия человека в
духовной культуре, ценностях, свободе как основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
- определять значение философии как отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определять соотношение материальных и духовных ценностей для жизни
человека;
- сформулировать представление о смысле жизни;
знать:
- основы философского учения культуре;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение
жизни, культуры.
Методические указания
|
Тема 2.4.1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры.
Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и
идеологии.
Последовательность изучения темы – план:
1) Понятие духовной культуры.(№ 4, разд.3, гл.9,с.144-155),
(№ 2, разд.4, тема 4.2., с 224-242)
2) Различие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
(№ 2, с.184-186, с.191-194)
3) Философия как синтез (сходство) науки, искусства и религии.
(№ 1,с. 175-177).
Методические указания
Рассматривая специфику философии как рациональной отрасли духовной культуры, в которой есть сходство и различие с искусством, религией, наукой и идеологией, надо проанализировать соотношение веры и разума, значение и роль религии, искусства, философии в становлении и воспитании человека как личности, с целью формирования мышления и мировоззрения для понимания смысла жизни, ее ценностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что относят к духовной культуре?
2. Чем искусство отличается от философии?
3. Чем религия отличается от философии?
4. Почему философию нельзя до конца считать наукой?
5. Какие цели ставит идеология?
6. В чем сходство и различие между философией и идеологией?
7. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства
и религии?
Тема 2.4.2 Философия и религия.
Последовательность изучения темы – план:
1) Понятие религии. Религия как феномен культуры. Знание и вера.
Религия и мораль. (№ 1, ч.2, гл.16, с.171-174)
2) Мировые религии. «Осевое время» К. Ясперс.
3) Роль религии в современном обществе. Религия как форма духовного
единства.
Методические указания
|
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда и почему в человеческом обществе появляется религия?
2. Что предшествовало мировым религиям?
3. Когда появились мировые религии?
4. Какие проблемы существования человека можно отнести и к философии, и к
религии?
5. Как относятся философия и религия (буддизм, христианство, ислам ) к
проблеме смерти?
6. В чем специфика «философии жизни» и «философии смерти»?
Тема 2.4.3 Философия и искусство.
Последовательность изучения темы – план:
1) Искусство как феномен, организующий жизнь. Сходство и различие
философии и искусства. (№ 1, ч.2, гл.16, с.168-171), (№ 2, с.226-227)
2) Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений — совершенный
человек. (№ 2, с.194-196)
3) Искусство в период постмодерна. Кризис современного искусства.
(№ 2, с.196-196- 198), (№ 4,с. 150-153)
5) Культура и цивилизация. Взаимодействие культур: Запад и Восток,
интернациональное и национальное в культуре. (№ 4,с.155-162),
(Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)
Методические указания
Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки ее надо сопоставить с искусством. Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда и почему в обществен появилось искусство?
2. Функции искусства.
3. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных
таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением
человек становится тогда, когда умирает?
4. Правильно ли данное утверждение: Не искусство подражает жизни,
жизнь подражает искусству? Ведь в любую эпоху есть люди, совершенно
равнодушные к искусству.
5. Как проявляется кризис современного искусства?
|
Тема 2.4.4 Структура философского творчества. Типы философствования.
Философия и мировоззрения. Философия и смысл жизни. Философия
как учение о целостной личности. Роль философии в современном
мире. Будущее философии.
Последовательность изучения темы – план:
1) Типы философствования.
2) Философия и мировоззрение.
3) Философия и смысл жизни.
4) Философия как учение о целостной личности.
5) Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Рекомендация: Смотрите Раздел 1. тема 1.1. «Предмет и определение философии», Раздел 2. тема 2.1. «Методы философии. Строение философии и ее основные направления».
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова структура философии?
2. Что такое аксиология, праксиология?
3. Какие направления современной философии ХХ века вам известны?
4. Как соотносятся философия и мировоззрение?
5. Какой структурный элемент мировоззрения (мироощущение, мировосприятие,
миропонимание) наиболее верно выражает сущность философии?
6. Чему учит философия человека?
7. Как вы понимаете сущность философии экзистаециализма?
8. Какую роль в обществе и лично для вас имеет философия?
9. Как может вам пригодиться философия в вашей профессии?
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное
пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов СПО.- М.: Логос,
2009.- 288с.
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
|