Требования к содержанию и оформлению контрольных работ

Ф И Л О С О Ф И Я

Методические указания, планы семинарских занятий, словарь понятий и терминов, тематика контрольных работ, контрольные и экзаменационные вопросы для студентов заочной формы обучения.

Для всех специальностей

Вологда

УДК: 378.14

Философия: Методические указания, планы семинарских занятий, словарь понятий и терминов, тематика контрольных работ, контрольные и экзаменационные вопросы для студентов заочной формы обучения (для всех специальностей). – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 40 с.

Методические указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных работ по философии составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП ВПО и имеют цель оказать помощь в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса философии.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения всех специальностей ВоГТУ.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ.

Составители:

Маковеев Н.И., канд. фил. наук, доц.;

Маслова Н. Н., канд. филос. наук, доц.;

Тяпин И.Н., докт. филос. наук, проф., отв. редактор;

Ухов А.Е., ст. преп.;

Шарыпова И.В., канд. филос. наук, доц.

Рецензент:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП высшего профессионального образования философия, как одна из базовых дисциплин цикла, включена в рабочие учебные планы всех специальностей, по которым ведется подготовка в Вологодском государственном техническом университете.

Студенты заочного отделения ВoГТУ изучают курс философии в течение одного семестра. Структура учебного процесса при изучении философии складывается из лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов, консультаций и итогового экзамена по учебному материалу всего курса.

При изучении философии студентам необходимо не только посещать учебные занятия по философии, но и самостоятельно знакомиться с первоисточниками – произведениями классиков мировой философии, а также читать учебную и научную литературу по философским проблемам.

К настоящему времени издано много учебников и учебно-методических пособий по философии. В большей мере соответствуют «Рабочей программе по философии» (ВoГТУ, 2012) следующие из них:

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект: МГУ, 2008 – 588 с.

2. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – М.: Дашков и К, 2007. – 611 с.

3. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов / Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2009. – 560 с.

4. Бушуева, Н.А. Русская философия: учеб. пособие / Н.А. Бушуева, И.Н. Тяпин. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – 202 с.

5. Введение в философию: учеб. пособие / отв. ред.: В.Н. Асташов, Н.С. Оботурова. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 244 с.

6. Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2009. – 560 с.

7. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 519 с.

8. Островский, Э.В. Философия: учебник для вузов / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 312 с.

9. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

10. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Проспект, 2008. – 168 с.

11. Философия: основной курс: учебник для вузов / под науч. ред. Л.В. Баевой. – Астрахань: АГУ, 2007. – 438 с.

12. Философия: учебник для вузов / под. ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 561 с.

13. Философия: учебник для вузов по нефилософским специальностям / под. ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академ. Проект, 2009. – 685 с.

14. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров: учебник / под ред. Ф.Д. Демидова. – М.: РАГС: ИНФРА-М, 2010. – Ч.1. – 431 с.

15. Философия: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Асташов, Н.В. Дрянных, Н.С. Оботурова. – Вологда: ВоГТУ, 2009. – 163 с.

Перечисленные выше учебники и учебно-методические пособия рекомендуются к использованию по всему курсу философии, по всем его темам. Кроме этого к каждой теме курса философии рекомендуется дополнительная литература.

Существенную помощь изучающим первоисточники по курсу философии окажут хрестоматии и антологии:

1. Антология мировой философии: В 4-х т. / под ред. В.В. Соколова и др. – М.: Мысль, 1969-72. – Т.1. – 576 с.; т. 2. – 776 с.; т.3. – 760 с.; т.4. – 708 с.

2. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. – Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы / сост.: П.С. Гуревич, В.Н. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – 624 с.; ч.2. Человек. Общество. Культура / сост.: П.Н. Гуревич, В.Н. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. – 671 с.

3. Философия: хрестоматия / сост. В.Б. Рожковский, Д.Л. Устименко. – Ростов-на-Дону, 2009. – 349 с.

4. Хрестоматия по философии: учеб. пособие [для нефилософских факультетов вузов] / сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект: Велби, 2003. – 571 с.

Справочная литература по философии:

1. Гусев, Д.А. Великие философы / Д.А. Гусев. – М.: АСТ, 2005. – 462 с.

2. Краткий философский словарь / отв. ред. А.П. Алексеев. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 491 с.

3. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 729 с.

4. Философская энциклопедия: В 5-ти т. / Гл. ред. Ф.В. Константинов.- М.: Советская энциклопедия, 1960 – 1970.

5. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 568 с.

6. Современная западная философия: словарь. – 2-е изд. / сост.: В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Остожье, 2000. – 542 с.

Темы и конкретные вопросы, которые студент должен усвоить при подготовке к экзамену по философии, указаны в Приложении 2.

Требования к содержанию и оформлению контрольных работ.

Обязательным видом работы студентов заочной формы обучения является выполнение одной контрольной работы. Тема контрольной работы определяется самим студентом по «Перечню тем контрольных работ по философии для студентов заочного отделения» (см. Приложение 1) строго с учётом последней цифры шифра зачетной книжки. Например, если шифр заканчивается на «2», студент может выбрать одну из тем под порядковыми номерами 2, 12, 22, 32 и т.д.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент усваивает материал учебника (учебного пособия), изучает дополнительную литературу по теме и определяет круг вопросов, подлежащих освещению в работе. Далее для написания работы составляется план, включающий введение, главную часть и заключение.

Во введениипоказывается актуальность темы, ее место в курсе философии, связь с другими узловыми проблемами, а также с современными задачами науки и практики.

В основной частираскрывается основное содержание работы по 3-4 выделенным студентом наиболее важным вопросам темы.

В заключенииподводится итог, формулируются общие выводы по теме, к которым пришел автор работы. Введение и заключение представляют важную часть контрольной работы и по тому, насколько точны и чётки выводы, можно судить о степени подготовленности и эрудированности автора в вопросах данной темы, о его способности самостоятельно осмысливать философские проблемы.

Качество выполняемой работы зависит от того, насколько аргументировано студент излагает свое понимание проблем изучаемой темы, делая обязательные ссылки внизу листа на изученную философскую, общественно-политическую и научную литературу с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы. (Например: Степин, В.С. Философия науки: общие проблемы. – М. : Гардарики, 2008. – С. 167).

Общий объём работы – 25-30 страниц.

Письменная работа оценивается прежде всего по тому, насколько самостоятельно и полно студент излагает теоретические вопросы, используя знание научной и философской литературы по данной теме. Поэтому для более полного представления о круге вопросов, относящихся к изучаемой теме, следует пользоваться не только учебником, но и литературой, самостоятельно подбираемой студентом в количестве не менее трёх наименований – монографий, статей из журналов и газет.

Письменное оформление работы отражает культуру умственного труда, а потому имеет исключительно важное значение. Она должна быть написана разборчиво, аккуратно, записи располагаются в определенном порядке. На титульном листе работы необходимо указать институт, факультет, название темы работы, группу, фамилию и инициалы автора, шифр и домашний адрес. На следующем листе оформляется план работы с указанием страниц соответствующих разделов. Текст работы структурируетсяв соответствии с составленным планом, т.е. разбивается на разделы (подразделы), и каждый раздел (подраздел) обязательно должен иметь соответствующий заголовок (название).

Оставляются поля для возможных замечаний рецензента; страницы должны быть пронумерованы. В конце работы приводится список используемой литературы, где перечень трудов дается в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы, места и года издания, количества страниц.

Работа должна быть подписана с указанием даты её выполнения.

На каждую работу преподаватель-консультант даёт письменное заключение, которое предъявляется студентом преподавателю-экзаменатору перед сдачей экзамена.

Если работа не отвечает вузовским требованиям, то после исправления недостатков она должна быть представлена на повторную проверку.

Без предъявления прорецензированной контрольной работы студенты не допускаются к сдаче экзамена.

Консультации в течение семестра до начала экзаменационной сессии проводятся в университете в каб. № 404 учебного корпуса №1 (кафедра философии и права).

Семинарские занятия, проводимые во время экзаменационной сессии, призваны оказать помощь студенту в его самостоятельной работе. К семинарам следует заранее готовиться: прочитать учебную литературу по изучаемым вопросам, осмыслить материал данной темы и продумать ответы на контрольные вопросы и задания по теме семинара. По каждой теме семинарского занятия предлагаются различные учебные пособия (на выбор студента), а также дополнительная литература для углубленного изучения вопросов темы, для подготовки контрольных работ, выступлений и докладов на семинаре.

Завершающим этапом изучения курса философии является сдача экзамена. Вопросы для подготовки к экзамену даны в Приложении 3.

Наши рекомендации