Самый мудрый – Гераклит. Самый интересный – Анаксимандр
Он назвал свою субстанцию Анаперуном и отказался от дальнейших объяснений. Это непонятное что-то становится понятным благодаря своему воплощению.
Почему это интересно?
Здесь мысль предпринимает первую попытку оторваться от предмета.
Я хочу попробовать думать по Анаксимандру.
«Глокая кудра штеко быдланула бакра и кудрячик бакрёнка.»
СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ.
Почему имена этих философов всегда упоминаются вместе?
1) Они связаны отношением «учитель-ученик».
2) Они решают одну и ту же проблему и передают эстафету друг другу.
Сократ ставит задачу, Платон пытается ее решить, Аристотель дорешивает.
Как звучит знаменитый вопрос Сократа?
Если идея не живет ни в воде, ни в огне, то где она живет?
Зачем Сократу понадобился ответ на этот вопрос?
1) Ты должен быть свободным.
2) Ты и твои родственники должны быть уроженцами этого города.
Если кто-то из родителей из другого города, то греки назовут тебя метеком.
3) Ты должен быть как все, не выделяться.
Чего хочет Сократ?
Он очень любит свои Афины и согласен быть как все, но порядочным человеком он согласен считать того, кто понимает, почему он так делает, а не обезьянничает.
Что собой представляет знаменитый диалог Сократа?
Он подходит к человеку и просит определить содержание какой-нибудь добродетели (мужества, например). Собеседник обычно приводит пример мужественного поступка, но Сократу нужен такой пример, чтобы показать, что предыдущий пример не исчерпывает содержимого понятия.
Как Сократ предлагает тебе мыслить?
Есть идея, которая внутри себя противоречива.
Она принимает разные формы, но при этом остается той же самой.
Изменяясь вместе с проявлением, ты остаешься неизменным на уровне сущности.
На вопрос Сократа будет отвечать его ученик Платон (Аристокл).
Идея живет на Небе, откуда на время залетают человеческие головы. Платон понял, что идея не живет, ни в отдельной голове, ни в их совокупности.
На какие вопросы Платон не ответил?
Почему она влетает в человеческую голову? Как она это делает?
На вопрос Сократа отвечает Аристотель.
Он начинает решать задачу Сократа с понятия «субстанция».
Он первым придумал это слово.
Субстанцией у него становится вещь, которая состоит из материи и формы.
Форма – это та же самая платоновская идея, но она соединена с материей и для нее является формой.
Что такое материя? 3 определения:
1) Материя существует без формы, поэтому она ничто.
2) Материя содержит в себе форму, поэтому она возможность.
3) Материя соединяется с формой, поэтому она форма.
Причины взаимодействия материи и формы.
Материя и форма создают мир, действующая и целевая превращают его в трагический спектакль.
Как работает философия Аристотеля?
Есть мальчик, которого зовут Саша Македонский. Как мальчик, он ничего из себя не представляет (материя без формы есть ничто). У этого мальчика есть задатки царя (форма в материи). Задатки, которые живут в нем, заставляют его искать того, кто эти задатки оформит. Аристотель может научить Сашу быть царем. Саша нужен ему не меньше, чем Аристотель Саше. Когда Саша (материя) и Аристотель (форма) соединятся в вещь под названием царь, Греция станет страной, где человека будут ценить по его заслугам, а не по его матери.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Взаимодействие человека и Бога в античности в средние века.
В античности люди и боги живут внутри огромного пульсирующего шара (космос).
Боги следят, чтобы люди не нарушали законов космоса, однако сами зависят от этих законов.
Если есть законы, значит, моя судьба предопределена, но я буду действовать так, как будто я свободен, поэтому я – трагический герой.
Трагедия начинается там, где ты лично понимаешь, что выбранный тобой путь ведет тебя к гибели, но свернуть с него ты не можешь, ибо это будет означать утрату собственного Я.
В средние века Бог живет над космосом и в нем одновременно, как его творец.
Если я хочу соединиться с Богом (а я этого хочу), значит, я тоже должен стать творцом своей вселенной.
Основные типы философствования и мастерства в средние века.
Патристика, схоластика, мистика (высокая и низкая), пантеизм.
Что такое патристика?
Это взаимодействие нескольких элементов:
1) Задача, которая не имеет аналогов решения,
2) Мастер, который возьмется за ее решение и ее решит,
Этот мастер должен быть знатоком своего дела, должен быть честолюбив, верить, что в решающий момент Бог придет на помощь и будет действовать его руками.
3) Ученик мастера, который копирует не схему действия, а образ жизни мастера.
Деятельность ученика создает патристику, что означает «через отца».
Что такое схоластика?
Она вырастает из патристики, поэтому они похожи, но разница все-таки есть. В схоластике задача решена и можно действовать по шаблону. В схоластике человек копирует только схему действия. В патристике ученик и учитель талантливы от Бога. В схоластике они оба хорошо обучены.
Патристик верит, схоластик знает, как надо верить.
Что такое мистика?
Мышление – идеальная схема действия с предметом, сообразна особенностям самого предмета.
Эти схемы идеальны, поэтому передаются от учителя к ученику, с помощью наглядных пособий.
Наглядное пособие передает схему и одновременно ее искажает.
Хороший ученик должен прорваться через объяснения и понять, о чем говорит учитель, когда говорит не совсем об этом.
В тот момент, когда ты отбросишь пособие, потому что понял схему, ты станешь мистиком.
Мистик избавлен от необходимости действовать, не его бездействие есть действие.