Иррационалистические этико-философские системы
В первой группе иррационалистических этико-философских учений значительное место принадлежит психоаналитической этике.
Ее основатель 3. Фрейд (1856-1939) в работах «Сны и сновидения», «Психология бессознательного», «Я и Оно», «Очерки по психологии сексуальности» и др. утверждает, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности сексуальных импульсов (либидо) и определяет рациональные, осознанные компоненты личности — Я (Эго), Третий уровень личностной структуры — Сверх-Я (Супер-Эго), которое представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности — искусство, творчество, науку, спорт, производство (т.н. «сублимация»).
В противном случае субъект приобретает невротическое расстройство психики и нуждается во врачебной психотерапевтической помощи. Профилактика и лечение таких неврозов (психоанализ) предполагает исследование сновидений и воспоминаний детства, поскольку только они позволяют проникнуть в область бессознательного, недоступного для рационально-логического самоанализа, эффективно раскрыть истоки заложенных в психике отклонений (комплексы Эдипа, Электры, неполноценности и т.п.), символически их проинтерпретировать и выработать позитивные рекомендации.
Представители неофрейдизма(Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Райх, Г. Салливен, К. Хорни) частично отходят от узкого истолкования нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуальности. Они вводят понятие «коллективного бессознательного», обусловленного социальными факторами. К.Г. Юнг (1875-1961) в работах «О психологии бессознательного», «Отношения между Я и бессознательным» и др. дает определение «архетипа» — совокупности глубинных психических образов, выражающих такого рода культурные и нравственные тенденции.
50______________ Раздел I, Предмет этики и история этических учений
Как указывает Э. Фромм (1900-1980) в трудах «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Бегство от свободы» и др., «коллективное бессознательное» можно свести к двум фундаментальным установкам: первичной — «биофилической» (Эрос), направленной на самореализацию, стремление «быть», реализовывать свои творческие задатки, и вторичной — «некрофилической» (Танатос), стремящейся «иметь», присваивать окружающую реальность — следовательно, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции' в разные периоды человеческой истории попеременно занимают в культуре доминирующее положение, либо существуют в том или ином сочетании. Они налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господствующие в обществе нравственные отношения.
Принципы еще одного ирраЦионалистического течения, экзистенциализма,впервые были сформулированы в творчестве датского философа и писателя С. Къеркегора (1813-1855) в работе «Страх и трепет». Своего окончательного развития это направление достигает в XX веке в трудах немецких и французских мыслителей — Мартина Хайдеггера (1889-1976), Карла Ясперса (1883-1969), Габриэля Марселя (1889-1973), Альбера Камю (1913-1960), Жаиа-Поля Сартра (1905-1980). При этом позиции отдельных представителей экзистенциализма в отношении этики были различными.
В отличие, например, от Хайдеггера, подчеркивавшего «не нравственно-экзистенциальный», «не антропологический» характер «подлинности» и «неподлинности» существования, большинство экзистенциалистов так или иначе обращались к этической проблематике. В частности, Сартр предпринимал попытку определить и обосновать «новую этику», «конкретную мораль», которая перешла бы от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования (экзистенции) отдельных субъектов морали, к тем проблемам, которые гзолнуют конкретных людей в процессе их уникальной и неповторимой жизнедеятельности. В литературных произведениях «Тошнота» (Сартр), «Чума», «Посторонний» (Камю) и в философских трактатах «Время и бытие» (Хайдеггер), «Бытие и Ничто» (Сартр), «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», «Бунтующий человек» (Камю) описывается состояние экзистенциальной «тревоги», «озабоченности» фатально одинокого человека, «заброшенного» в этот абсурдный мир «неподлинного» существования и вынужденного постоянно преодолевать «пограничные ситуации» (в процессе чего как раз и проявляется «подлинность» существования), совершая экзи-
___________________ Глава 2. История этических учений______________________ 5/
стенциалъный и моральный выбор и беря тем самым полную ответственность за его последствия для себя и других.
При этом индивид полностью предоставлен самому себе. Семья, религия, сословная принадлежность — все то, что раньше тем или иным образом регламентировало его поведение, снимало проблему морального выбора и личной ответственности, в настоящее время совершенно утратило свое значение. Поэтому попытки избежать духовного кризиса, опираясь на традиционные нравственные ценности, не имеют смысла. Религиозное направление экзистенциализма видит выход в повседневном соотнесении человеческого существования с Божественным абсолютом (так называемая трансцен-денция), а атеистическое — по всестороннем развитии творческого начала личности, постоянном преодолении узости будничного, обезличенного, «не подлинного» существования.
К подобным трактовкам близка также этика персонализма,наиболее известными представителями которой являются французские философы Э. Мунье (1905-1950), Ж. Лакруа (1900-1986), П. Рикер (р. 1913 ). Фундаментальное понятие персоналистской этики — личность, трактуемая как духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присоединению к иерархии ценностей, свободно принятых, преобразованных и переживаемых через постоянное творческое самосовершенствование. Основным моральным качеством творческой личности является присущая ей свобода выбора.
Она делает человека существом уникальным и непредсказуемым, в отличие от неживой природы и других биологических видов, для которых все полностью предопределено законами физики и животными инстинктами: животное, например, не способно ориентироваться, пока в ответ на повторяющийся внешний раздражитель у него не выработается определенный рефлекс. Человек же с помощью разума способен мыслить и творчески разрешать нетипичные ситуации, осуществлять свободный и непредсказуемый моральный выбор.
Таким образом, как и в экзистенциализме, свобода здесь рассматривается в качестве фундаментального условия и личностного становления, и прогресса социальной системы. Но если этика экзистенциализма делает акцент на внутренней уникальности и самобытности личностного существования, то персонализм сосредоточивается на внешней соотнесенности личности с обществом, а также с высшим
52____________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
Глава 2. История этических учений_______________________ 53
Божественным личностным началом. Бог ограничивает собственное всемогущество, предоставляя человеку возможность свободного творческого выбора. Поэтому и человек должен по примеру Бога ограничивать свое Я во взаимодействии с Ты и Мы в рамках социальной системы. Отсюда основной принцип морального совершенствования личности — свободное самоограничение, сохраняющее самобытность и способное преодолеть агрессивность и разобщенность современного технократического общества.
Особое место по отношению к персонализму занимает этико-философское учение Мартина Бубера (1878-1965), которого называют основоположником «диалогического персонализма».
В основе его учения лежат идеи диалогизма, целью которого было создание нового типа рефлексии на основе диалога, устанавливающего отношения к Другому как к Ты, равному Я. Диалогический персонализм Бубера базируется на философии «межчеловеческих отношений», которая сводится, по мнению философа, к отношениям Я-Ты и Я-Оно. В отношениях Я~Оно человек воспринимает других людей (наряду с предметами внешнего мира) как Оно — безличные объекты, предназначенные для утилитарного использования, эксплуатации, манипуляции, контроля. Отношения Я-Ты предполагают активное взаимодействие с другим Я, базирующееся на установлении не отчужденных, а взаимоодухотворяющих связей с Ты — другим субъектом.
М. Бубер не противопоставляет эти отношения в ценностном плане как «истинное» и «извращенное», человеческое и бесчеловечное. Они внутренне присущи и равно необходимы: «Без Оно человек не может жить, но кто живет только с ним, не является человеком». Эти отношения, считает философ, не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы: в системе Я-Оно рождается познавательный опыт человека о мире и других лю-. дях, а система Я-Ты образует собственно отношение, с его взаимностью, двусторонностыо, духовностью.
Категория «отношение» — центральная в философской антропологии и этике Бубера. Он считает, что лишь человек может относиться к другому человеку, утверждая и подтверждая свое бытие в других людях.
Универсальной формой отношения выступает язык, благодаря которому возможен диалог — «подлинный разговор», основывающийся на установлении и признании самостоятельной инаковости
Другого. Здесь «строгость и глубина человеческой индивидуальности, первоначального инобытия Другого принимаются не просто как важнейший исходный пункт, но как подтверждение сущности сущностью».
В диалогическом общении М. Бубер противопоставляет два вида стремлений. Первый — влияние воли, которое «должно обеспечить свой вклад в субстанцию другого человека» и которое дает возможность «взойти и взрасти» другой индивидуальности. Второй — «страсть к потребительству», выражающаяся, как это ни странно на первый взгляд, в стремлении изменить Другого, внушить ему свою собственную правоту. Человек, одержимый этой страстью, «пропагандирующий и внушающий», относится к людям как к пешим, усердно стараясь лишить их самостоятельности. Как важно помнить об этом утверждении-обвинении Бубера и наиболее эмоционально накаленные моменты нашего диалога с Другим во время политических дискуссий, в учебном процессе или при выяснении личных отношений!
Специфика отношения Я-Ты раскрывается Бубером в категории «встреча». В подлинных встречах, считает он, формируются и человечность, и человечество, ибо здесь устанавливаются отношения между людьми, характеризующиеся любовью и заинтересованностью друг в друге.
С этих позиций М. Бубер выступает и против двух односторонних подходов к пониманию человека — «индивидуализма» и «коллективизма», абсолютизирующего общественную сторону человека в ущерб его индивидуальности. Ибо ни «индивидуалистическая антропология», ни «коллективистская социология» (марксизм) не способны познать сущность человека, выявить его целостность. Философ предлагает третий путь — «синтетический», когда «центральным предметом философии должен быть не индивид и не коллектив, а человек с человеком».
Таким образом, подлинная духовность находится не в Я, и не в Ты, а между Я и Ты, в отношении между ними. «Встреча одного с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «со-вторым-бытие», или «бытие человека с человеком». Это бытие определяется М. Бубером как Мы, в котором преодолевается индивидуалистическое, самодовлеющее Я. «Мы, — подчеркивает философ, — потенциально включает Ты. Только люди, способные правдиво сказать друг другу Ты, могут правдиво говорить о себе Мы».
54 Раздел I. Предмет этики и история этических учений
Но высшей точкой межличностных отношений М. Бубер считает воображение, означающее способность представлять то, что желает, чувствует, воспринимает другой человек. Примером воображения служит сочувствие, или эмпатия, когда ты испытываешь боль другого человека, но не как его недомогание, а именно как страдание за него — со-страдание. В этот момент другой человек становится для нас «самостью», происходит его «самостановление-со-мной», означающее, что другой человек узнает себя во мне, представляет меня в своей самости.
Поэтому внутреннее самостановлснис осуществляется не в отношении человека к самому себе (как у многих экзистенциалистов), а через отношения одного человека к другому, преимущественно через взаимность этих отношений. Именно исходя из взаимности человек, находящийся в «отношениях», способен сводить все многообразие мира к себе самому. И это не эгоистическое самосозерцание, не замкнутость па себе, а, напротив, возможность взаимодополнения другими людьми, взаимоутверждение и подтверждение себя в самости другого человека.