Определения диалектики
| умение вести беседу (античная философия); | |||
метод нахождения истины в диалогепутем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении (Сократ); | ||||
умение логически изощренно рассуждать в спорах (средневековая схоластика); | ||||
«постижение противоположностей в их единстве» (Гегель); | ||||
наука о всеобщей связи и развитии (диалектический материализм); | ||||
наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления (диалектический материализм); | ||||
философский метод. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ
Историческая форма диалектики | Представители | Основные идеи |
1. Наивная диалектика древних; | Фалес, Гераклит, Зенон | Высказывает диалектические по сути идеи о текучести всего сущего (Гераклит: «Все течет, все меняется»), его противоречивости (Гераклит: «Борьба есть отец и царь всего»), соотношении единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия |
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии; | Г. В. Ф. Гегель | Ведущим началом развития признает принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего развития, формулирует основные законы диалектики. Но как объективный идеалист видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира |
3. Материалистическая диалектика марксизма. | К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин | Вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали материалистическое понимание диалектики. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: «Диалектика головы – только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории». Она отныне предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления» |
Элементы диалектики
элементы диалектики | Принципы диалектики | Принцип всеобщей взаимосвязи |
Принцип развития | ||
Законы диалектики | Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположность, противоречие | |
Закон взаимного перехода количественных и качественных определенностей. Категории: качество, количество, мера, скачок | ||
Закон отрицания отрицания. Категории: деструкция, снятие, трансформация, поступательность, преемственность, отрицание, отрицание отрицания | ||
Категории диалектики | Сущность и явление, необходимость и случайность, система, структура и элемент, причина и следствие, возможность и действительность |
2. Учебная литература
2.1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль III, тема 3.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.
«Термин диалектика впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалогепутем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении «диалектикой». …
У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но означает одновременно и учение о мире истинного бытиякак сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. …
В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н. э. – II в. н. э.) различала в логике риторику («науку хорошо говорить при помощи связных рассуждений») и диалектику («науку правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов»).
Истолкование всех предметов только «через логическое рассмотрение», т. е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластической философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась, как умение логически изощренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание – истина, а диалектика – искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее, они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы.
Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представители – И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах – широко пользовались выражением «диалектика», хотя и вкладывали в него различное содержание. Так, Кант считал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как «логика видимости», поскольку порождаемые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину.
Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. … Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, «которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени...» Здесь уместно еще раз вспомнить происхождение термина «метафизика». Греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т. е. «тем, что после физики»). Позднее термином «метафизика» стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая «метафизику нового времени» за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался «метафизиком», размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей – в отличие от древних философов – не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве»[4]. Но хотя Гегель считал, что «диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира», он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете, Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.
Поэтому при рассмотрении диалектики в ее «рациональном» виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: «Диалектика головы – только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории»[5]. Тем самым становится необходимым различать: а) диалектику бытия (природа, общество, человек); б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод философского мышления (в противоположность метафизике)».
? О каких исторических типах диалектики идет речь в данном отрывке?