Категории диалектики. Основные принципы диалектики. Значение диалектики для экономики.

Диалектика – теория и метод познания и преобразований действительности, а также учение о развитии и самодвижении осуществляющихся вследствие взаимодействия противоречий.

Категории диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству.

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Единичное, особенное, всеобщее. Единичное — определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Категория всеобщего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человек

Принципы диалектики.

1.Принцип развития, утверждающий, что все материальные и духовные явления находятся в процессе возникновения и уничтожения, постоянного движения и изменения.

2.Принцип всеобщей взаимосвязи – бесконечное многообразие предметов, явлений и процессов материальной и духовной действительности развивается взаимосвязано, что составляет существенную особенность бытия.

3.Принцип причинности (детерминизма) каждый процесс, предмет, явление имеет свою причину и одновременно является причиной другого явления.

4.Принцип целостности – рассмотрение явлений и процессов как целостных образований.

5.Принцип системности – рассмотрение объектов в виде систем

Билет №23

1. Современная западная философия о человеке: психоанализ, экзистенциализм, пост-структурализм ( Мишель Фуко и его тезис о «конце человека»).
Философия 20 века начинается с появлением психоаналитической философии Зигмунда Фрейда. Он доказал, что наше сознание не есть единая область – она состоит из трех ступеней: подсознание, сознание и сверхсознание. Если для бессознательного (подсознания) основным принципом является удовольствие, то индивидуальное сознание руководствуется реальностью. Бессознательное активно проявляется через инстинкты, влечения. Если влечения не реализуются, то рождаются неврозы. Начав как врач-психиатр, Фрейд создал теорию психоанализа. До Фрейда человек рассматривался как существо, которое в своей деятельности исключительно сознательно. Фрейд показал, что поведение человека в значительной степени определяется тем, что он не осознает, но ощущает инстинктивно. Психоанализ признает правомерность норм, регулирующих поведение человека, социальное отношение.

Философия 20 в. Целиком перенесла свой центр тяжести на изучение проблем личности его сознания. 20 в.- век движения огромных масс людей, мировых войн… Все это поставило проблему, как человеку не потеряться во всем этом. Возможно, ли найти смысл собственной жизни, возможно ли остаться самим собой. Зародившееся учение экзистенциализма пыталась помочь человеку. Экзистенциализм – философия жизни, человеческого существования; философское направление, поставившее во главу угла проблему изоляции человека в обществе.

Существуют 2 относительно самостоятельны направлений внутри экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм. Представителями первого направления являются: русские философы Л.Шестов, Н.Бердяев. Ко второму направлению относятся французские философы Ж.-П.Сартр, А.Камю. Вера в Бога у религиозных экзистенциалистов является единственным путем обретения человеком подлинного существования. Атеистический направлен к бытию человека в обществе:

Исходное понятие – экзистенция – человеческое существования, выражение уникального характера бытия.

Человеческий род уникален и неповторим: только люди могут испытывать одиночество, страдания, поэтому существенно отличаются от других живых существ.

Человек уникален не только как биологический род, но и как отдельная личность.

Осознав специфику собственного бытия, человек может взаимодействовать с внешним миром, реализовать себя.

Человек всю жизнь противостоит абсурдности человеческого бытия. Таким образом экзистенциалисты призывают человека к активной жизненной позиции, к выбору своего жизненного пути, к созиданию.

Альберт Комю защищал экзистенциализм «абсурдного человека», чуждого этому миру. Бессмысленность и безнадежность человеческого существования приводят к тому, что человек перестает оглядываться, искать подпорки в обществе и он становится «бунтующим человеком», честно прояснившим свое истинное состояние, неизбежность смерти, абсурдов жизни.

В эссе «Миф о Сизифе» Камю показывает, что человек, подобно Сизифу обретает силы, так как понимает, что его судьба в его руках, как камень, который Сизиф раз за разом все втаскивает на гору и пусть этот абсурд повторяется – если человек видит, понимает и не отчаивается, значит - он свободен в своей судьбе.

Тезис Фуко об "исчезновении" человека из современной культуры подразумевает вовсе не натуралистическую "смерть человека", как представляется некоторым критикам преимущественно экзистенциалистской ориентации. Речь идет о том, как, когда и в силу каких обстоятельств в истории западноевропейской культуры нового времени происходили решительные переломы в понимании человека, когда и в силу каких обстоятельств возник тот образ человека, который мы привыкли считать самоподразумеваемым. Таким образом, Фуко "ниспровергает" человека, или, точнее, констатирует его "низвергнутость" с гуманистического пьедестала культуры не с точки зрения абстрактной человеческой природы, но с позиций той эпистемы, той социальной ипознавательной структуры, в которой он находится и которая принимает именно этот образ человека.

Ж.-П. Сартр в эссе экзистенциализм – «гуманизм» развил положение о том, что экзистенциалисты рассматривают человека как особенное существо на Земле. В центре его философии лежит понятии свободы. Для него свобода тождественна возможности выбирать, прежде всего – выбирать свое отношение к ситуации. Человек сам создает себя, и тем самым выбирает свою индивидуальную сущность.

Структурализм и постструктурализм – это направления современной философии, которые не являются похожими и одновременно имеют много общего. В основе структурализма лежит представление о том, что различные явления социальной и духовной жизни организованы в виде структуры – устойчивого набора связей и отношений между элементами, сохраняющегося в качестве устойчивого образования даже при внешних изменениях и трансформациях. Основоположником структурализма является франц.лингвист Фердинандо де Соссюра.

Постструктурализм представляет собой негативных ответ на эту веру в логику и разум и пытается показать, что разум ограничен, что далеко не все в рамках описываемых феноменов может быть сведено к упорядоченным структурам.

2. Человек как продукт и творец общественно-исторической практики. Роль личности и народных масс в истории.
Временами соц.мыслители преувеличивали роль личности, прежде всего гос.деятелей, полагая, что чуть ли не все решается выдающимися людьми. Короли, цари, полит.вожди, полководцы якобы могут управлять и управляют всем ходом истории, как своего рода кукольным театром. Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, кот-ю она призвана выполнять. Фил-ия истории ставит истор.личность на подобающее ей место в системе соц.действ-ти, указывая что она может сделать в истории, а что не в ее силах.Всемирно-исторические личности являются не только практическими и полит.деятелями, но и мыслящими людьми, дух.руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках. Но трагедия всемирно-исторических личностей сост-т в том, что «они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие». Судьба складывается для них несчастливо. Народ, по словам И.А. Ильина-раздельное и рассеянное множество. А м/у тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения-единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выраж-й правовую волю и гос-дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.За всю историю чел-ва произошло огромное множ-во событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными. Став по воле случая или в силу необход-ти во главе гос-ва, армии, народного движения, полит-партии, личность может оказывать на ход и исход истор.событий разное влияние: положительное, отрицат-ое или, и то и другое. Поэтому общ-ву далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается полит.я, гос.и вообще администрат-я власть.Выдвижение личности обусловливается и потребностями общ-ва, и личными каче-ми людей. «Отличительная черта подлинных гос-деятелей в том именно и состоит, чтобы уметь извлечь пользу из каждой необход-ти, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо гос-ву».Сам факт выдвижения на роль истор-личности именно данного чел-а-это случайность. Необход-ть же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общ-ва в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М. Карамзин так сказал о Петре I: «Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!» То, что именно этот чел-к рождается в данной стране, в определенное время,-чист.случайность. Но если мы этого чел-а устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена найдется. Зачастую в силу истор.условий весьма видную роль приходится играть просто способным людям и даже посредственным. Об этом мудро сказал Демокрит: чем «менее достойны дурные граждане получаемых ими почетных должностей, тем более они становятся небрежными и исполняются глупости и наглости». В связи с этим справедливо предостережение: «Остерегайся занять благодаря случайностям пост, который тебе не по плечу, чтобы не казаться тем, чем ты не являешься на самом деле».В процессе истор.дея-ти с особой остротой и выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный соц.смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и чел-ва. Поскольку в истории решающим и определ.началом явл-ся не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа, как дерево от почвы, на кот-й оно растет. Если сила легендарного Антея заключ-сь в его связи с землей, то соц.сила личности-в ее связи с народом. Но тонко «подслушивать» мысли народа способен только гений.Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общ-ых событий. Мудрый гос.деятель умеет зорко следить не только за общей линией развития событий, но и за многими частными «мелочами»-одновременно видеть и лес, и деревья. Он должен вовремя заметить изменение в соотношении соц.сил, прежде других понять, какой путь необходимо избрать, как назревшую истор.возможность превратить в действ-сть Конфуций:чел-а, кот-й не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды. Высокая власть несет, однако, и тяжелые обязанности. От руководителя гос-ва зависит очень многое, но, разумеется, далеко не все. Многое зависит от того, какое общ-во его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства. Народ-это не однородная и не одинаково образованная сила, и от того, какие группы населения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.

Билет №24

1. Распространение марксистских идей в России. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Судьба марксизма в России.
Марксизм – это социологическая теория развития, предполагающая, что общества прогрессивно изменяются в соответствие с соответствующими законами развития, которые делают необходимым смену принципа производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, что обуславливает смену типа общества в тактически оптимальный и стратегически необходимый политический момент.

Плеханов критиковал народников, отрицал самобытный путь России, заявляя, что она уже идет по пути капитализма, исторический материализм рассматривал как общую методологию для всех общест-х наук, подрузамевал использ-е тех принципов на которые опирается учение Маркса, отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса, производит силы - формирующая сила.

Составные части маркс философ – диалектика. В теории познания: органы чувств не механически копируют действительность, но преобразовывают инфу, которая предстает в виде иероглифов, критиковал Ленина за «философский субъективизм», отстаивал объективность пространства и времени .О соц революции: сначала придерживался маркс положения, что соц рев как закон ист. развития. Затем выступал за примирение классовых интересов.

Первонач отношение В. И. Ленина к марксистской теории: марксизм — это наука об обществе, то в межреволюционный период (1905—1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме. Ленин считал, что материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания отображаемая им, выдвинул положение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании. Материалистическая диалектика - теория развития и метод познания. О соц рев: С р формируется в процессе обострения соц антогонизмов до состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через соц взрыв. Когда “низы” не хотят старого, а “верхи” не могут жить по-старому революция может победить. Революция не может победить без общенационального кризиса. Важна идея Ленина об ист-м сосуществ соц-эконом систем –соц-й и капиталистической.

Судьба марксизма в России.

В 20-х гг. дискуссия об соотношении философского мировоззрения и естествознания. Лидерами спорящих сторон были И. И. Скворцов-Степанов и А. М. Деборин. Сторонников первого называли «механистами», второго — «диалектиками». Победили «диалектики». Одна из причин: «диалектики» фактически ориентировали философию на «управление» науками.

Продолжалось идеологическое наступление партии на немарксистские философские течения, борьба за монополию марксизма. Введен партийно-гос контроль над преподаванием курсов философии, что привело к отстранению от работы многих немарксистских философов. В 20— 30-е гг. появились новые идеи, получившие свое дальнейшее развитие гораздо позже. Г. И. Челпанов в работах по психологии придерживался дуалистического принципа параллелизма души и тела, противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму.

Отличались энциклопедизмом опубликованные в 20-х гг. работы А. Ф. Лосева, который отрицал правомерность противопоставления идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи, за диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания.

2. Человек в системе социальных связей. Свобода, необходимость и ответственность личности. Экономическая свобода и свобода личности.
Связь и отношение — это общие категории диалектики,выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы. Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политич, правов, нравствен. Совокупность этих отношений определяет сущность общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическое понимание социальных связей и отношений исходит из духовного начала как объединяющего принципа. Например, идея единого Бога. Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями.

Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Процессы человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я. С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющий в себе природные, соц и дух качества.

Свобода - способность человека к самореализации, к действиям в соответствии со своими интересами, сознательными намерениями. Стремясь к цели, человек должен учитывать объективные закономерности мира.

Свобода понимается как осознанная необходимость. Человек в широких пределах свободен в выборе целей и средств деятельности. Всегда существует несколько возможностей для реализации одной и той же цели. Свобода рассматривается не как абсолютная, а как относительная. Степень свободы повышается по мере осознания человеком своих возможностей, расширения спектра средств для достижения целей. Свобода человека также связана с его творческим отношением к миру. Человек может интуитивно чувствовать, испытывать эмоции и ,полагаясь на них, а не на доводы разума, реализовывать свою свободу. С понятием свободы тесно связано понятие ответственности человека за его действия. Если исходить из признания наличия свободы выбора и воли у человека, то он всегда несет ответственность за свои поступки.

Билет №25

Наши рекомендации