Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики

Законы диалектики.

Категории диалектики.

Метафизика как способ познания мира.

Основные понятия:диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Философия развития// Данильян О.Г., Таранец В.М. Философия. М., 2006. Стр. 211.

2. Диалектика бытия и всеобщие законы развития// Философия. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. М., 2004. Стр. 408.

3. Основные философские категории. // Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. СПб., 2004. Стр. 53.

4. Диалектика// Философия под ред. В.П.Кохановского., М., 2004. Стр. 130.

На предыдущих семинарах мы рассматривали, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устройства. Продолжая познание мира посредством изучения философии, нам теперь необходимо получить представление о том, как в философском знании нашел отражение факт наличия связей между явлениями мира, а также понять развитие как то состояние, в котором мир и его явления постоянно пребывают.

Почему мир развивается? Как происходит его развитие? Существует ли направленность в его изменениях? Эти вопросы, с одной стороны, решены в философии концептуально диалектикой и метафизикой; с другой стороны, они проблемны для философии и находятся в центре ее изысканий.

Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики - student2.ru Методические рекомендации к изучению темы:Рассматривая исторические формы диалектики важно понять, что содержание диалектики формировалось в течение длительного периода развития философии. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом.

После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалектикой создается система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику.

В современном понимании диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над».

Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения.

  1. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности.
  2. Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектике. Поскольку в умозрительных спекуляциях о сверхчувственном бытии всегда было стремление найти какие-то абсолюты, вечные неизменные основания чувственного бытия, эта методологическая установка и стала квалифицироваться как метафизика.

Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.

Метафизическое мышление в общей форме заключается в отрыве друг от друга и абсолютизации тех или иных сторон, противоположных моментов действительности или ее познания.

Таким образом, метафизика противостоит диалектике,

· во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие;

· во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.

Эволюция метафизики от первого ее значения ко второму, от исторического ее образа к современному показывает, с одной стороны, идейную силу диалектики, в борьбе против которой метафизика была вынуждена, ведя спор с диалектикой, признать ее исходную позицию - принцип развития. С другой стороны, способность к обновлению показывает и достаточные силы самой метафизики.

Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

Современную форму диалектики от предшествующих ей исторических форм (стихийная диалектика античности, натурфилософская диалектика мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, идеалистическая диалектика представителей немецкой классической философии и др.) отличает ряд принципиальных особенностей:

1.Она отражает состояние мира на современном уровне достижений естественных, технических, общественных наук.

2.Мыслит развитие в рамках системной парадигмы.

3.Признает исходной, фундаментальной теоретической основой понимания всех процессов развития - принципы эволюции и самоорганизации материальных систем.

4.Отрицает понимание развития как линейного процесса, детерминированного динамическими закономерностями. Рассматривает этот процесс с позиций нелинейности, вероятности (статистичности), неопределенности.

5.Интенсивно обогащается категориальный аппарат диалектики – «сложная система», «хаос», «порядок», «статистическая детерминация» и т.д.

6.Признает возрастающую роль разумной деятельности человека, находящую свое конкретно-научное выражение в концепции «направляемого развития».

Тождество и различие объективной и субъективной диалектики:

1.Объективная диалектика первична, субъективная вторична, детерминирована объективной.

  1. Субъективная диалектика отражает содержание объективной диалектики.
  2. Субъективная диалектика обладает некоторой самостоятельностью по отношению к объективной.
  3. Единство объективной и субъективной диалектики никогда не было и не будет полным, абсолютным, так как и природа и общество, и мышление находятся в процессе постоянного развития.

Диалектика может быть представлена в следующем виде:

I. Принципы диалектики:

II. Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

III. Категории (неосновные законы) диалектики:

1. Сущность и явление.

2. Единичное, особенное, всеобщее.

3. Форма и содержание.

4. Причина и следствие.

5. Необходимость и случайность.

6. Возможность и действительность.

Разумеется, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Принципы реализуются в законах и категориях, но и законы, входят в содержание категорий, когда предметы и явления рассматриваются не как постоянно существующие, а как возникающие, развивающиеся, изменяющиеся и преходящие.

Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики - student2.ru Законы диалектики

· Создают единую системную картину мира,

· Все законы не проявляются в «чистом виде», а взаимосвязаны между собой. Они взаимнодополняют друг-друга.

· Они объясняют развитие мира.

· Они последовательно отвечают на вопросы – почему происходит развитие, как происходит (каков механизм развития) и в каком направлении происходит развитие.

Заполните таблицы:

Наши рекомендации