Категории диалектики. Мировоззренческое и методологическое значение принципов, законов и категорий диалектики для правовой теории и практики

Диалектическая теория развития остается незавершенной вне рассмотрения категориального знания, категорий. Собственно говоря, все предыдущее изложение теории диалектики, как правило, и начиналось и завершалось рассмотрением категорий, таких, как «связь», «отношение», «развитие», «противоречие», «качество», «количество», «мера», «отрицание» и др. Что же такое «философская категория»?

Очевидно, что любая категория имеет вид логического понятия, но далеко не всякое понятие является категорией. Например, «клевета» — это понятие, определяемое как распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. Напротив, «правопорядок» — категория, фиксирующая объективные результаты в реальных общественных процессах государственной воли во всех ее преломлениях.

Как видно, категория отличается от обычного формально-логического понятия уровнем своего обобщения. Категории — предельно общие понятия, которые не поддаются дальнейшему обобщению. Ввиду этого категории невозможно определить в рамках формально-логического определения через ближайший род и видовое отличие, повсеместно применяемого и в теории (особенно в юридической теории), и в повседневной обыденной жизни, ибо категорию нельзя «подвести» под другое, более широкое по объему понятие.

Но категория отличается не только «количеством», но и «качеством» своего обобщения. Категории фиксируют наиболее общие, универсальные, существенно-необходимые связи и отношения, т. е. они отражают такого рода универсальные типы связей и отношений, которые присущи в равной мере всем областям реального мира: и природе, и обществу, и мышлению, и познанию. Поэтому категории с воплощенным в них содержанием подвержены меньшему изменению во времени, надолго сохраняя свое значение и смысл в качестве общих ступеней познания реального мира, бытия в целом.

Основными философскими категориями (кроме рассмотренных выше), имеющими важные методологические ориентиры для правовой теории и практики, являются:

1) категории причины и следствия;

2) категории сущности и явления;

3) категории содержания и формы;

4) категории необходимости и случайности.

Причина и следствие

Из рассмотренных принципов диалектики следует, что все явления реального мира взаимосвязаны и взаимообусловлены. Одна из важнейших форм обусловленности — возникновение вслед за одними явлениями других. Образуется цепь явлений, в которой каждое предыдущее звено обусловливает последующее, вызывает его. Подобного рода взаимосвязанная цепь событий отражает закономерный ход развития реальной действительности и называется причинностью.

Причина — философская категория, которая обозначает то явление, которое обусловливает, вызывает к жизни, порождает другое явление, вследствие чего и возникает цепь взаимосвязанных событий.

Следствие — философская категория, которая обозначает то явление, которое обусловлено, вызвано к жизни, порождено другим явлением. Таким образом, следствие — результат действия причины, без причины нет следствия, следствие всегда наступает после действия причины. Следствие, появившись, само может стать причиной и породить другие следствия.

Все явления реального мира переплетаются сложной сетью причинно-следственных, закономерных связей и признание объективного характера этих связей к детерминизму как учению о всеобщей причинной обусловленности, имеющей место и в природе, и в обществе, и в мышлении (познании). Отсюда многообразие причин и следствий, т. к. в сложной сети явлений одно звено может быть связано с несколькими другими звеньями, из одной причины могут вытекать несколько следствий, одно следствие может быть обусловлено несколькими причинами. Вследствие этого во множестве причин и следствий следует различать главные и второстепенные (для подтверждения вышеприведенных рассуждений достаточно проанализировать, например, самое обычное ДТП).

Знание причин — теоретический фундамент научного предвидения и успешной практической деятельности людей как деятельности сознательной, а значит целевой, целенаправленной.

Сущность и явление

Сущность— философская категория для обозначения единой, внутренней, определяющей связи для группы явлений. Выражая глубинные определяющие связи, сущность — основа для существования данной группы явлений.

Явление — философская категория, которая в применении к внешнему миру обозначает отдельный предмет или процесс, а в применении к сознанию и познанию обозначает отдельные чувственные переживания или мысль, возникающие на основе соответствующей сущности.

Сущность всегда выступает как внутреннее единство явлений, скрытое от непосредственного восприятия. Поэтому сущность не «лежит» на поверхности явлений и может быть открыта лишь путем теоретического исследования, логического анализа, т. е. опосредованно, в то время как явления доступны непосредственному анализу.

Сущность и явление диалектически взаимосвязаны: нет сущности без явления, и наоборот. В этом смысле говорят: явление существенно, а сущность является. Это значит, что не может быть такой сущности, которая не проявлялась бы, и нет такого явления, за которым бы не стояла та или иная сущность. Но в диалектической связи сущности и явления ведущей стороной является сущность, т. к. только на основе познания сущности формируются законы, использование которых ведет к успеху в практической деятельности. Но в реальной практике познания мы можем иметь явление, сущность (закон) которого на данный момент не раскрыта (проблема спида, например). Необходимость же заставит найти сущность, закон (причину) тех или иных явлений.

Видно, то, что категории сущности и явления тесно взаимосвязаны с рассмотренными выше категориями причины и следствия, каждая из которых отображает определенный, только ей свойственный, тип связи. Об этом убедительно говорят и другие категории.

Содержание и форма

Все предметы и все отдельно существующие явления имеют содержание и форму.

Содержание— философская категория для обозначения совокупности элементов, сторон, связей и отношений, образующих данный предмет, явление, процесс.

Форма —философская категория, обозначающая закон строения содержания, его систему организации, структуру, способ связи частей, элементов, составляющих данный предмет или явление, а также способ существования, проявления, выражения содержания.

Содержание и форма связаны между собой таким образом, что всякому содержанию всегда присуща определенная, вызванная к жизни данным содержанием форма. Например, человек как определенный биологический вид имеет свою внешнюю и внутреннюю форму, обезьяна — свою, дельфин — свою и т. п. Отсюда вытекает, что содержание — первично, а форма — вторична, т. е. ведущей стороной в диалектическом единстве содержания и формы является содержание. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, как это имело место, например, при создании новой Конституции РФ (1993 г.), нового УК (1997 г.) и т. п., когда новые общественно-политические, социальные, гражданские и другие реалии потребовали для своего отображения соответствующей правовой формы.

Но форма обладает относительной самостоятельностью, она не автоматически реагирует на изменение содержания. Относительная самостоятельность формы заключается, во-первых, в том, что она имеет тенденцию отставания от темпов изменения содержания. Так, например, правовые законы не всегда соответствуют реальному бытию людей, их интересам и потребностям (см., например, долгое «рождение» российских законов о борьбе с коррупцией, бандитизмом, терроризмом и т. д.). Во-вторых, относительная самостоятельность формы выражается и в том, что она может выполнять активную роль по отношению к содержанию, влиять на него, как это особенно имеет место в искусстве, где поиски форм иногда имеют даже доминирующее значение (например, футуризм — в поэзии В. Хлебникова, абстракционизм — в живописи Малевича, модернизм — в музыке Шнитке и т. п.). Таким образом, содержание и форма (как и другие категории диалектики) находятся в противоречивом единстве друг с другом, ибо содержание тех или иных явлений, непрерывно развиваясь в силу своих собственных внутренних противоречий, имеет отчетливо выраженный прогрессивный характер, в то время как форма консервативна. На определенном этапе развития между содержанием и формой возникает «конфликт», разрешение которого приводит к возникновению новой формы, соответствующей развившемуся содержанию, и этот бесконечный процесс единства и «борьбы» содержания и формы составляет один из необходимых моментов (аспектов) проявления всеобщей сути бытия.

Необходимость и случайность

Необходимость — философская категория, отражающая те процессы в действительности, которые имеют свое основание во внутренних существенных связях явлений, закономерно подготовленных всем ходом исторического развития этих явлений.

Случайность — философская категория, обозначающая те процессы в действительности, которые не имеют своего основания в существенных связях данного явления и не подготовлены закономерно всем ходом его исторического развития.

Категория необходимости не совпадает по своему значению с понятием закона. Закон выражает основную, внутреннюю тенденцию развития явления при максимальном отвлечении от случайного, преходящего. Необходимость, напротив, обязательно и всегда содержит в себе случайность, и та, и другая взаимно дополняют друг друга, но в этом диалектическом единстве роль необходимости является доминирующей, главной.

Всесторонний учет всей совокупности необходимости и случайности дает естественную, полную, конкретную, богатую событиями картину развития исторического процесса, в котором необходимость «пробивает» себе дорогу сквозь ряд случайностей. В социальной сфере бытия диалектика необходимости и случайности приобретает вид взаимодействия свободы и необходимости. И здесь возникают две крайние точки зрения:

1) человек абсолютно свободен и не зависит в своих действиях, ни от каких обстоятельств (делаю, что хочу и как хочу, т. е. свобода воли — безгранична) и тогда прямой путь к анархизму и волюнтаризму, отрицанию всякой государственности и т. п.;

2) все заранее для человека предопределено и предусмотрено: богом ли (теология), абсолютной ли идеей, или другими высшими силами, которые все устроили целесообразно (телеология), то есть так, что во всяком развитии осуществляются заранее поставленные цели.

Действительная, подлинная диалектика между необходимостью и свободой исключает крайности вышеназванных точек зрения, а для реально действующего человека тем более не надо думать, что все события фатально предопределены, или что кто-то, помимо людей, дал им цель, и что есть некий поводырь, который ведет их к этой цели. Нет. Успеха в практической деятельности добивается тот, кто, познав необходимость и по возможности предвидя случайности, неизбежно свойственные данной необходимости, практически действует в согласии с этой необходимостью. Отсюда известная марксистская (идущая от Гегеля) формула: «Свобода есть познанная необходимость».

Рассмотренные выше категории далеко не исчерпывают всего имеющегося на сегодня «списка» философских категорий — исследователи полагают, что их более 100. И это понятно, ибо познание мира продолжается, открываются новые типы универсальных, всеобщих связей, которые и фиксируются (обозначаются) философскими категориями (так, например, есть много данных в пользу того, чтобы понятиям «информация», «элемент», «система» и др. придать статус философских категорий).

Относительно же всех философских категорий выделим такие общие существенно важные черты как:

1) всеобщность, универсальность;

2) относительность, конкретность, т. к. в каждой сфере реального мира философские категории проявляют себя по-разному;

3) противоречивость, выражающаяся в том, что для раскрытия содержания какой-либо философской категории требуется обращение к ее противоположности, отчего все философские категории имеют, как правило, «парный» характер.

Итак, диалектика как философская наука посредством своих принципов, законов и категорий, отражая универсальные связи бытия, имеет всеобщее мировоззренческое значение, ибо только с ее помощью можно истолковать источники и движущие силы движения и развития всего реального мира, бытия в целом. Значение диалектики состоит также в том, что она выполняет онтологическую (как учение о всеобщих связях бытия), гносеологическую (как учение о всеобщих связях в познании), логическую (как учение о всеобщих связях в мышлении), социальную (как учение о всеобщих связях в обществе) и другие значимые функции философского знания. Среди же всех функций особо выделяется методологическая функция диалектики, имеющая всеобщее значение.

Известно, что научный метод есть способ изучения явлений действительности, способ их исследования. Метод диалектики исходит из теории диалектики, опирается на нее, и, следовательно диалектический метод является сознательным применением принципов, законов и категорий к познанию и преобразованию мира. Важное методологическое значение имеет диалектический метод для правовой сферы и формирования соответствующего правосознания. Так, например, в методологическом плане диалектический принцип взаимной связи и взаимной обусловленности явлений означает, что для объяснения того или иного явления (события), факта требуется учет всех без исключения связей этого явления с другими явлениями, вне которого невозможным становится выдвижение следственных версий относительно криминальных событий.

Закон единства и борьбы противоположностей методологически означает, что только выявление реальных внутренних противоречий в сфере социального бытия может способствовать распознанию подлинных мотивов преступного поведения отдельной категории людей и на этой основе успешнее вести борьбу за искоренение этих общественно опасных деяний.

Закон отрицания отрицания, указывая на неодолимость нового в процессе развития (как неизбежное его наступление), вместе с тем методологически напоминает, что в правовой сфере необходимо максимальное использование наработанных исторически старых форм, таких, например, как включенное наблюдение, ДНД и др., не отбрасывая их за ненадобностью.

Категории диалектики также выполняют свою общеметодологическую функцию, а в применении к сфере права они имеют фундаментальное методологическое значение как основные положения теории государства и права.

Видно, таким образом, что диалектический метод — не свободная конструкция («хитрость разума»), а определяется предметом диалектики и вытекает из природы исследуемого материала и закономерностей его развития. Поэтому-то он не исключает, а предполагает методы частных наук.

Литература:

1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. М., 1970

2. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 2. М., 1971

3. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 3. М., 1972

4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Введение. Отдел первый. Гл. 10-14 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

7. Керимов Д.А. Диалектический путь познания права // Методологические проблемы современной юридической науки М., 1980.

8. Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Гл. 1, 2. ЛГУ, 1973.

9. Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976.

10. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. Гл. 1. М., 1976.

Балахонский В.В. –начальник кафедры философии, заслуженный работник высшей школы РФ, член-корреспондент РАЕН, действительный член Академии геополитических проблем, доктор философских наук, профессор, подполковник милиции

ГЛАВА XII

Наши рекомендации