Законы построения и сочетания мыслей
Формальная логика формулирует четыре следующих закона построения мыслей:
1) закон тождества;
2) закон противоречия;
3) закон исключенного третьего;
Закон достаточного основания.
Закон тождества может быть выражен в виде формулы “А есть А” аналогично суждению “цветок есть цветок”. Это означает, что независимо от изменений, происходящих внутри явления, суть понятия “цветок” не меняется. Под этим также подразумевается тождество в самом мышлении. Иными словами, понятие “цветок” имеет одно и то же значение во всех случаях. Кроме того, этот принцип может также означать соответствие двух понятий, как, например, в суждении “птица есть животное”.
Закон противоречия может быть выражен формулой “А не есть А и не А”, аналогично суждению “цветок не есть цветок и не цветок” или “птица не есть животное и не животное”. Смысл этого закона заключается в том, что два отрицающих друг друга понятия не могут быть одновременно истинными.
Закон исключенного третьего можно выразить формулой “А есть либо В, либо не В”. Это означает, что суждение “А есть либо В, либо не В” не допускает наличия какого-то третьего, промежуточного суждения.
Открытие закона достаточного основания принадлежит Лейбницу. Согласно этому закону, всякая мысль становится истинной только в том случае, если для нее может быть сформулировано достаточное основание. В более общем смысле он становится законом причины и следствия, который гласит, что все существующее имеет достаточное основание для своего существования.
В формальной логике имеется много других законов, однако все они являются производными этих четырех основополагающих законов.
В формальной логике различают три основные формы мысли: понятие, суждение и умозаключение. Рассмотрим каждую из них.
Понятие
Понятие есть общее представление (мысль), отражающее предмет в существенных признаках. Понятие имеет два аспекта: содержание и объем. Поясним это на примере живых существ. Живые существа можно отнести к понятиям различных уровней: к животным, позвоночным, млекопитающим, приматам и человеку. Живые существа есть существа, обладающие признаком жизни. Животные, кроме признака жизни, обладают признаком чувственного восприятия. Позвоночные имеют позвоночник. Млекопитающие кормят молоком детенышей. Приматы обладают способностью постигать вещи. Человек обладает разумом. Таким образом, живые существа каждого уровня, представленные определенными понятиями, обладают определенным общим признаком. Совокупность качеств или свойств, которая вкладывается в данное понятие, называется содержанием понятия.
Живые существа делятся на животных и растения, а животные подразделяются на моллюсков, членистоногих, позвоночных и т.д. Позвоночные подразделяются на пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и т.д. И наконец, млекопитающие представлены приматами, плотоядными и т.д. Приматы представлены различными видами обезьян и человеком. Таким образом, совокупность предметов, которые включаются в определенное понятие, представляет объем этого понятия (Рис. 10-1).
При сравнении двух понятий, понятие с более широким содержанием и меньшим объемом называется “единичным понятием” (или подчиненным понятием), а понятие с более узким содержанием и большим объемом называется “общим понятием” (или превосходящим по классу понятием). Например, при сравнении понятия “позвоночные” с понятием “пресмыкающиеся” первое является общим понятием по отношению ко второму, а второе является единичным понятием по отношению к первому. Аналогично, при сравнении понятия “животное” с понятием “моллюск” первое является общим понятием, а второе — единичным понятием. Снова и снова повторяя подобные сравнения, в конечном итоге мы подойдем к общему понятию наивысшего уровня, выше которого других понятий не существует. Такие понятия называются категориями (Рис. 10-2).
Категориями называются также “чистые” понятия, содержащиеся априорно в разуме. В различных философских системах рассматриваются разные категории. Это обусловлено тем, что категории являются наиболее важными фундаментальными понятиями в каждой философской системе. Поэтому смысл категорий изменялся от одного философа к другому.
Первым философом, который ввел понятие категории, был Аристотель. Он установил десять следующих категорий, основанных на грамматических категориях:
1) сущность; 6) время;
2) количество; 7) состояние;
3) качество; 8) обладание;
4) отношение; 9) действие;
Место; 10) страдание.
В Новое время Кант установил 12 категорий, о которых упоминается в разделе “Эпистемология”.
Суждение
А) Что есть суждение?
Утверждение, в котором что-либо говорится об определенном предмете, называется суждением. С точки зрения логики, суждение есть утверждение или отрицание отношения между определенными предметами.
Суждение состоит из трех элементов: субъекта, предиката и связки. Субъект отражает предмет суждения; предикат описывает его свойство; связка соединяет оба термина суждения. Субъект обычно обозначается буквой “S ”, предикат — буквой “Р ”, а связка — символом (“—”). Суждение выражается формулой “S — Р ”.
Б) Виды суждений
Что касается видов суждений, то до сегодняшнего дня в формальной логике используются те двенадцать форм суждений, которые предложил Кант. (На основании этих форм суждения Кант вывел свои двенадцать категорий.) Ими являются следующие виды суждений:
По количеству:
общее: “Все S суть Р ”;
частное: “Некоторые S суть Р ”;
единичное: “Это S есть Р ”.
По качеству:
утвердительное: “S есть Р ”;
отрицательное: “S не есть Р ”;
неопределенное суждение: “По крайней мере некоторые S (а может быть, и все) суть (или не суть) Р ”.
По отношению связи:
категорическое: “S есть Р ”;
условное: “Если А есть В, то В есть С ”;
разделительное: “S есть либо P1, либо P2 ”.
По модальности:
проблематическое: “S, возможно, есть Р ”;
ассерторическое: “S действительно есть Р ”;
аподиктическое: “S необходимо есть Р ”.