Поэтому логика может быть определена как наука о законах и формах правильного мышления (построения мыслей), ведущего к истине.

Практическое занятие №2-3

Тема: «Язык и мышление как центральные категории коммуникативной логики»

Подготовьте ответы на теоретические вопросы:1. Мышление как предмет изучения.2. Особенности мышления.3. Мышление и язык: соотношение понятий.4. Язык как система знаков. Естественные и искусственные языки.5. Функции языка.6. Логическая грамматика. Литература:

1. Волошко І.М. Логіка. - К, 1995.

2. Ивин А.А. Логика для журналистов. – М., 2010.

3. Конверський А.Є. Логіка. – К, 1999.

4. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984.

5. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М, 1997.

Методические материалы для подготовки з практическому занятию:Ивин А.А. Логика для журналистов. – М., 2010. 1.Мышление как предмет изучения

Цель познания заключается в постижении истины при помощи мышления. Естественно предположить, что предметом логики является мышление человека. Логика - наука о мышлении.

Но мышление является предметом изучения многих наук: физиологии высшей нервной деятельности, психологии, кибернетики, лингвистики, философии.

Однако логика – наука специфическая, особенно по сравнению с перечисленными дисциплинами.

Физиология высшей нервной деятельности человека изучает материальную основу процесса мышления, физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека. Её интересует, как энергия внешнего раздражителя превращается в мозгу человека в факт сознания.

Психология исследует мышление как один из видов психической деятельности наряду с эмоциями, волей, памятью и т. д. Она сосредоточивает внимание на решении человеком разного рода практических задач, связывая это с целями, интересами, способностями, ценностными ориентациями и мотивами поведения человека.

Кибернетика рассматривает мышление как процесс обработки информации по некоторой программе, предусматривающей отбор, по крайней мере, на порядок выше случайного. Мышление не сводится только к обработке информации, но последняя представляет одно из основных его свойств.

Лингвистику интересует неразрывная связь мышления с языком, их взаимодействие между собой. Она раскрывает способы выражения мыслей с помощью разнообразных языковых средств.

Философия и, прежде всего, теория познания, охватывает мышление в целом. Она решает главный мировоззренческий вопрос: как относятся наши знания об окружающем нас мире к самому этому миру? Может ли мышление человека давать правильное и точное отображение действительности?

Все перечисленные области познания понимают под мышлением – процесс активного, целенаправленного отражения действительности в мозгу человека, осуществляющийся в его практической деятельности и неразрывно связанный с языком.

Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредованно.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения всякий раз к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения – выведением.

Логика показывает, как должно совершаться мышление, каким правилам оно должно подчиняться, чтобы была достигнута истина. Но при помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, следовало бы называть правильным мышлением.

Поэтому логика может быть определена как наука о законах и формах правильного мышления (построения мыслей), ведущего к истине.

Логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы, запаха, вкуса.Восприятие - это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. 2. Особенности мышления 1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания - мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.2. Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что действует на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.3. Мышление неразрывно связано с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы.4. Мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.Обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности мышления. Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Абстрактное (или рациональное) мышлениеглубже и полнее чувственного познания отражает мир и его процессы. Это опосредованное обобщенное отражение действительности.

Понятие— форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса предметов (портфель, шпагат, ураганный ветер). Понятие выражается либо одним словом, либо словосочетанием.

Суждение— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждения выражаются в повествовательных предложениях, могут быть простыми и сложными.

Например: «Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году» — (простое суждение); «Наступила весна и прилетели грачи» — (сложное суждение, состоит из двух простых).

Умозаключение— форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам вывода получается заключение.

Видов умозаключений много:

Все студенты — бывшие школьники.

Вы — студент.

Вы — бывший школьник.

Абстрактное мышление имеет ряд особенностей:

а) это форма опосредованного и обобщенного отражения действительности;

б) оно активно отражает мир и участвует в его преобразовании;

в) неразрывно связано с языком.

3.Мышление и язык: соотношение понятий

Язык представляет собой необходимое условие существования абстрактного мышления.

Язык возникает одновременно с сознанием и мышлением. Являясь чувственно воспринимаемой оболочкой мышления, язык обеспечивает мысли человека реальное существование. Вне такой оболочки мысль недоступна для других. Язык – это непосредственная действительность мысли.

Логический анализ мышления всегда имеет форму исследования языка, в котором оно протекает и без которого оно не является возможным. В этом плане логика – наука о мышлении – есть в равной мере и наука о языке.

Мышление и язык – две предполагающие друг друга стороны процессов познания и общения. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя противопоставлять "чистое", внеязыковое мышление и его "вербализацию", последующее выражение в языке.

Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами.

Иногда предполагается, что единственным способом получения подлинной истины является мистическое "вживание" в предмет, позволяющее в одном акте постичь его. При этом мышлению с помощью языка противопоставляется непосредственное, внеязыковое познание. Задача языка сводится к передаче – и притом с необходимостью в более или менее искаженной форме – результатов интуитивного постижения. Очевидно, что настаивание на интуитивном характере нашего познания ведет так или иначе к противопоставлению мышления и языка.

4. Язык как система знаков. Естественные и искусственные языки

Наши рекомендации