IV. Установите соответствия
ТЕСТ № 2 для подготовки к ФЭПО
При подготовке ориентируйтесь на учебник под ред. В. Д. Губина & Т. Ю. Сидориной, введение, глава 1.
I. Выберите один правильный ответ:
1. Существует давнее мнение с солидной философской традицией, согласно которому люди, для того чтобы быть людьми, должны философствовать. Причина этого – в том, что:
а) именно этим (и ничем иным) представители Homo Sapiens отличаются от обезьян;
б) этот тезис Платона не оспорено последующей традицией;
в) человек не рождается человеком, но становится им благодаря не прекращающемуся в течение всей жизни самосозиданию;
г) другой возможности философы людям не оставили.
2. Родство философского мышления с религиозным можно усмотреть, в частности, в том, что они:
а) тождественным образом проблематизируют смерть;
б) пророчествуют о будущем;
в) рассматривают мир как чудо;
г) первопричиной бытия полагают Бога.
3. В Древней Индии и Древнем Китае существовала философия. Это утверждение:
а) контекстуально верно;
б) конвенционально неверно;
в) безусловно верно;
г) безусловно неверно.
4. Понимание философии как свободного поиска, предпринимаемого человеческим разумом в отрешении от любых предустановленных рамок, оформилось впервые у:
а) Гераклита;
б) Аристотеля;
в) Эпикура;
г) Сократа.
5. Священный язык индийской цивилизации:
а) иврит;
б) хинди;
в) фарси;
г) санскрит.
6. Особенности древнеиндийской философии обусловлены:
а) отсутствием историзма как культурного принципа;
б) развитой рефлексией;
в) линейным моделированием времени;
г) книгопечатной традицией.
7. Конфуцианство, возникшее в Китае в VI в до н. э., до сих пор является фундаментом китайской цивилизации. Это утверждение:
а) верно;
б) неверно.
II. Укажите не менее двух правильных ответов:
8. На санскрите написаны следующие фундаментальные тексты:
а) античные гимны;
б) ведические гимны;
в) «Рамаяна»;
г) «Бхагавадгита»;
д) Библия;
е) Коран;
ж) «Махабхарата»;
з) «Батрахомиомахия»;
и) «Дао Дэ Цзин»;
к) «Одиссея».
9. Древнейшие ведические тексты были записаны довольно поздно. Причина этого – в том, что:
а) они мифологичны, а миф – это устная форма мышления;
б) они скрывались носителями традиции от непосвящённых;
в) будучи шрути (букв. услышанное древними мудрецами), они должны были передаваться в письменной традиции;
г) будучи шрути (букв. услышанное древними мудрецами), они должны были передаваться в устной традиции.
10. Какие понятия западной философии не имеют эквивалентов в категориальном аппарате древнекитайской мысли:
1) путь
2) единое
3) материя
4) вещь
5) первоначало
6) рефлексия
7) мысль
8) эйдос
III. Вставьте отсутствующие слова
11. Те, кто у древних греков назывались философами, в древнеиндийской социальной иерархии относились к варне _______________.
12. Санскритское слово veda родственно русскому _____________, Buddha русскому ____________ в силу принадлежности обоих языков к индоевропейской языковой семье.
13. Древнейший памятник индийской мысли – _____________ – четырёхчастен. Пятой ___________ называют корпус текстов под названием __________________, из которого наиболее известен текст под названием ____________________, в котором рассказывается, как _____________ (кто) объясняет _______________ (кому) природу мироздания.
14. Понятийное единство китайской классической философии обеспечивается наиболее общей категорией китайской культуры – __________________, труднопереводимой в силу множества смысловых оттенков.
15. Отождествление западных философских категорий бытие и небытие с древнекитайскими ю (наличие) и у (отсутствие) некорректно, потому что обе реальности, описываемые китайскими терминами, ______________, но в разной степени оформленности для человеческого восприятия.
16. Основным вопросом философии западной стал вопрос об отношении _____________ к _________________, но не он стал центром древнекитайской философской традиции, где главным являлся вопрос о __________.
17. Тезис древнекитайского мыслителя Сюнь-цзы (III в. до н. э.) о том, что «человек – воплощение наивысшей одухотворённости в мире вещей», в древнегреческой и в целом западной традиции формулируется принципом ____________________.
18. Древнейшей философской системой Китая является _____________________, периодически выполнявшее функции государственной идеологии.
19. Сутра – это ________________________.
20. Перечислите все шесть ортодоксальных даршан древнеиндийской философии:
а) ____________________;
б) ____________________;
в) ____________________;
г) ____________________;
д) ____________________;
е) ____________________.
21. Одно из косвенных доказательств родства философии и поэзии в способе познании мира можно усмотреть в том обстоятельстве, что древнейшие философские тексты нередко излагаются в форме _____________________________.
22. Родовой признак западной (и уже древнегреческой) философии – дискурсивность, предполагающая выражение основных понятий в логических категориях. Древнекитайская философия оперирует ______________________, что обусловлено спецификой ____________________ письменности этой цивилизации.
23. Центральная антропологическая категория конфуцианской философии – ___________, что означает ___________________________, то есть личность, способная __________________________ (что вполне созвучно платоновской идее о ______).
IV. Установите соответствия
24. Между понятиями и определениями:
1) Инь / Ян
2) Дао
3) Ли
а) морально-правовое понятие;
б) морально-этический и космогонический первопринцип;
в) натурфилософское понятие.
25.
1) Мин
2) Путь
3) Закон
4) Инь / Ян
а) фа цзя;
в) школа имён;
г) натурфилософия;
д) даосизм.
26.
1) Дао
2) сяо
3) Ци
4) у вэй
5) жэнь
6) Дэ
7) Тянь
8) ли
а) Небо, верховное одухотворённое начало;
б) благопристойность, соблюдение ритуала должного поведения;
в) благая сила, добродетель, через которую Дао проявляется в вещах;
г) мировая закономерность, порождающее начало всего сущего;
д) сыновняя почтительность;
е) универсальная всеобщая субстанция Вселенной, её приблизительный греческий эквивалент – пневма;
ж) недеяние;
з) человеколюбие, человечность, внутреннее содержание ли.
27.
1) круговорот рождений и смертей;
2) дух, дуновение, душа;
3) бытие, суть всего сущего;
4) сумма деяний, определяющая рождение;
5) освобождение от круговорота рождений и смертей, выход из Сансары.
а) Брахман
б) Атман
в) Сансара
г) Карма
д) Мокша.
28.
1) «Дао Дэ Цзин»
2) «Чжуан-цзы»
3) «Шу Цзин», «Ши Цзин»
4) «Шан Цзюнь шу»
5) «И цзин»
а) Шан Ян;
б) аноним;
в) Лао-цзы;
г) Кун Фу-цзы;
д) Чжуан Чжоу.
29.
1) джайнизм;
2) индуизм;
3) буддизм.
а) Отрицание деления на варны; мир людей состоит из монахов и мирян; жизнь есть страдание; Нирвана – высшая цель бытия; мир бесконечно изменчив;
б) человечество разделяется только на монахов и мирян; бытие множества живых существ не тождественно бытию Брахмана, поэтому они должны сами трудиться на своё освобождение;
в) люди поделены на варны; Брахман и Атман тождественны; Атман перерождается по закону кармы.
30. (Вне текста учебника):
1) Возможно ил достоверное познание мира в целом?
2) Каково содержание понятия небытие?
3) Что есть прекрасное само по себе?
4) Что есть справедливое само по себе?
5) Как способы познания определяются эпохой?
6) Как возможна свобода человека?
а) эпистемология;
б) этика;
в) эстетика;
г) онтология;
д) гносеология;
е) философская антропология.