Соотношение познания, практики и опыта
Практика в отношении к познанию представляет собой чувственно-предметную деятельность людей, их воздействие на конкретный объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Основные формы практики:
– общественно-производственная,
– социально-политическая,
– научно-экспериментальная,
– медицинская,
– бытовая, хозяйственная.
В отношении к познанию практика выполняет троякую роль: а/ является источником, движущей силой, дает познанию фактический материал; б/ является сферой приложения знаний; в/ представляет собой критерий истинности результатов познания.
Познавательная деятельность осуществляется и под влиянием опыта – мыслительного или чувственного содержания, которое человек (субъект) обнаруживает в себе как:
– физический опыт (состояние физическое);
– психический опыт (состояние психическое);
– мистический опыт.
Психический и мистический опыт базируются на душевных состояниях, которые сопровождаются обращением человека к своему внутреннему, нечувственному опыту (любви, совести, чувству долга, искусству, вере и др.).
Вывод: Познание, практика и опыт образуют единое целое, компоненты
которого своим взаимодействием обусловливают прогресс в
познавательной деятельности человека.
Проблема истины в познании.
Истина – соответствие человеческих знаний действительности, совпадение мысли об объекте последнему (отражение объективной реальности субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания).
Истина имеет субъективную и объективную стороны. Ее субъективность означает, что она находится в сознании человека и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Объективна же истина в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективно существующим предметам (существующим независимо от сознания).
Объективность истины может рассматриваться в трех аспектах:
– истина понимается как подлинно существующее, “сущее”;
– с познавательной точки зрения истина рассматривается как справедливость,
правда, добро, правота;
– истина – созидательное начало, так как будучи компонентой практики,
выступает в роли программы организации практического действия человека.
Объективная истина – такие знания о действительности, которые не зависят ни от субъекта, ни от человечества. Но существует истина всегда в субъективной форме, отражая уровень развития практической деятельности, способа мышления людей. Углубление объективной истины отражается во взаимосвязи абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – такое содержание человеческих знаний, которое тождественно своему предмету и которое не будет опровергнуто дальнейшим развитием практики. Относительная истина – объективное, адекватное, но не полное отражение действительности; это определенная ступенька к абсолютной истине.
Не существует единой точки зрения на проблему истины:
– Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной
признак их истинности;
– Платон понимал под истиной определенные неизменные качества эйдосов;
– Аристотель – соответствие наших знаний объективной реальности;
– Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность
и отчетливость мыслимого;
– Г. Гегель усматривал истину в процессе достижения абсолютной идеи через
рациональные формы познания;
– позитивисты заявляли возможность достижения истины исключительно методами естественных наук;
– экзистенциализм усматривает истину в переживаниях индивида;
– прагматизм считает истиной такой результат познания, который обеспечивает
успех или удовольствие.
В современной философии выделяются три концепции истины:
1/ соответствия – истинными являются высказывания, далее – чувства, мысли, интерпретация, которые соответствуют действительности (т.е. установление истины требует интерпретации);
2/ когерентности (сцепления и непротиворечивости высказываний) – отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Данная концепция обогащает концепцию соответствия;
3/ прагматичности – критерием истинности выступает практика.
Три концепции истины, по мнению американского философа Н. Решера, не отменяют, но дополняют друг друга. Но они не равнозначны во всех случаях жизни: для математика важно, чтобы его суждения гармонировали между собой (когерентная концепция); физик сосредоточен на том, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений (концепция соответствия); для техника большое значение имеет практика (прагматическая концепция истины).
Вывод: Истина выявляет объективное содержание человеческих проблем и
побуждает человека совершенствовать теоретические и практические
средства деятельности.