А. К. Банерджи. Натха-йоги сампрадая и храм Горакхнатха в Горакхпуре
Автор A. K. Banerji
(Пер. с анг. Йогини Вирати)
http://forum.dharmanathi.ru/
Натха-йоги сампрадая
Aдинатх, Мaтсьендранатх и Горакшанатх – три наиболее почитаемые Гуру (духовные учителя) и источники духовного вдохновения в натха-йоги сампрадае, которая также известна как сиддха-йоги или авадхута-йоги сампрадая.
Из этих трех, Aдинатх, почитается всеми йогинами как совершенный Маха-йогишвара, свободный от всех привязанностей, ограничений, незатронутый невежеством, эго, чувствами пристрастия и отвращения. Адинатха – вечно исполнен бесконечной мудростью, знанием, силой, а так же бесконечной любовью и милосердием. Он – не рожденный, бессмертный, вечный владыка всех проявленных существований и вечный источник духовного вдохновения для всех ищущих истину в этом мире. Он – Ишвара в Йога-сутрах Патанджали, и Шива, Верховный Бог всех богов в Шветашватара упанишаде. Он – Высшая Духовная Личность, вечно наслаждающаяся абсолютным счастьем в своей трансцендентной природе, вечно являющий собственную бесконечную силу и красоту в различных проявлениях, в этой величественной космической системе. Он тот, кто постоянно проявляет свою милость всем искренне и серьезно ищущим истину, мир, красоту, совершенство и самореализацию. Его считают первым Гуру йога-сампрадаи. Полагают, что он проявляет себя как Абсолютная Истина и универсальная система йоги, что он первоначальный автор агам (или тантр), которые представляют духовную основу йогической системы.
Система йоги как физическая, психическая и духовная самодисциплина, наряду с преданиями о Шиве Маха Йогешваре, как Высшем Учителе йога-садханы, Высшем Идеале сиддха-йоги, кажется столь же древней, как сама индуистская культура. С древнейших времен Бхарата была известена другим странам как земля йоги, ее гималайский регион особенно славился йогической культурой. Традиционно принято считать, что Шива обитает в Гималаях. Серьезно практикующие отказывались от мирских обязанностей, чтобы удалиться в Гималаи и посвятить все свое время и энергию практике йоги, под квалифицированным руководством просветленных махайоги, которых всегда можно было здесь найти. Милосердные Махайоги иногда спускались вниз к равнинам, чтобы пробудить духовное сознание мирских людей, указать им путь йоги, невзирая на их мирские предпочтения, а также помочь советом и чудесными способностями во времена бедствия и кризиса.
Maтсьендранатх и его более прославленный ученик Горакшанатх – основатели сампрадаи. Они принесли древнюю систему йоги с гималайских высот в равнины и популяризировали ее среди всех групп духовно практикующих не только в Бхаратаварше, но и в странах окружающих ее. Великие учителя не утверждали, что создали какую-то новую систему духовной дисциплины или распространили новое метафизическое мировоззрение, но они создали могущественную монашескую организацию отрешенных йоги в социальной среде, для распространения высшего йогического идеала человеческой жизни среди людей, не исключая даже тех, кто был занят личными и общественными обязанностями. Они распространили послание гималайских сиддха-йоги среди всех слоев общества благодаря отрешенным монахам-последователям, которые достигнув духовного просветления через систематическую практику йоги под опытным руководством, перемещались по всей стране, не имея ничего кроме изношенной одежды и пожертвований, являя людям живые примеры йогической жизни, а именно – непорочности, спокойствия, отречения, самообладания, универсальной любви и безмятежности ума. Они демонстрировали людям удивительные способности, сокрытые в каждом, которые можно развить и активизировать через практику йоги и подчинить даже силы природы воле йогина. Монахи-йогины иногда применяли удивительные способности, для помощи бедствующим людям, что естественно увеличивало веру в замечательную силу йоги даже в практической жизни. Помимо создания монашеской организации для распространения йогического идеала жизни и йогического метода духовной дисциплины, Матсьендранатх, Горакшанатх, их ученики и последователи, также широко популяризировали поклонение Шиве. Они установили Шиву – Шакти, постоянно пребывающих в Нем, перед мысленным взором всех людей, домовладельцев и санньяси, – как Высший Идеал йогической жизни и духовного самовыражения.
В священной литературе сампрадаи, махайоги Матсьендранатх упоминается как прямой ученик вечного Maха-йогишвары Шивы Адинатха, а его главный ученик Горакшанатх, как истинное Воплощение Шивы. Шива по причине бесконечного милосердия к человечеству, являет себя Maтсьендранатху и посвящает его в глубокие тайны йоги, гьяны и мистического пути. Он поручает Матсьендранатху проповедовать эти тайны всем достойным людям мира, чтобы освободить их из темноты невежества, показать им путь к реальному миру и счастью.
В древней бенгальской литературе есть забавная история о том, как Шива Aдинатха плывя по морю на лодке, объяснял сокровенные тайны йоги и тaттва-гьяны своей вечной супруге Парвати (матери вселенной). Maтсьендранатх подслушал эти откровения, находясь в форме рыбы (матсья), не мешая божественному объяснению Гуру. Вскоре после этого, Матсьендранатх предстал перед Шивой и предался ему. Бесконечно милосердный Гуру благословив его, поручил ему благородную миссию – проповедовать это учение людям, обусловленным природой. По своей беспричинной милости и любви к несчастным людям, страдающим из-за невежества, сомнений, трудностей, беспокойств, последствий плохой кармы, Божественный Гуру проявился как Горакшанатх, став учеником своего собственного последователя Матсьендранатха, разделив возложенную на него деятельность.
У Maтсьендранатха и Горакшанатха было множество учеников и саратников махайоги, например, Джаландхарнатх, Чаурангинатх, Кахнапада, Луипада, Дхарманатх и др., обладающих сверх-человеческими способностями. Они помогали им распространять систему йоги и шайва-культ не только по всей Бхаратаварше, но и за ее пределами, а так же организовывать могущественный монашеский орден. В древних трактатах по йоге и литературных работах на разных языках, часто встречается упоминание о Девяти Натхах (нава натхи), 84-х сиддхах, которые почитались как Гуру и Ачарьи этой сампрадаи. Эти натхи способствовали распространению знания традиции во всех религиозных направлениях.
Время, когда Матсьендранатх, Горакшанатх и соратники махайоги здравствовали и процветали, а так же местности где они родились, даже приблизительно не могут быть установлены современными исследователями. Исследуя различные данные, они приходят к разным гипотезам. В древнем тибетском буддизме Матсьендранатха идентифицировали с Бодхисаттвой Авалокетишварой, он так же причислялся к 84 махасиддхам. В нескольких древних авторитетных тантрах, святые имена Адинатха, Матсьендранатха, Горакшанатха и божественные имена других махасиддхов натхов, перечисляются с большим почтением к ним. Многие из великих натха-йоги почитались наравне с шиваитскими, буддистскими и тибетскими святыми последователями различных направлений. Это показывает, что натха-гуру не были узко направленными и что их практичное религиозное воззрение, одинаково принималось серьезными практикующими различных школ. Великий святой Махараштры – Джнянадева (Джнянешвар натх), в своем прославленном комментарии Гиты «Джянешвари», указывает на парампару, идущую от Горакшанатха. Учителя Кабир и Нанак так же часто ссылаются на натховских Гуру, как на высших святых древних времен и адаптируют их методы йогической дисциплины к культу бхакти. Они говорят, что Горакшанатх являлся им.