Предмет и задачи общего языкознания
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
1. Предмет и задачи общего языкознания.
2. Научные определения языка.
Предмет и задачи общего языкознания.
Вильгельм фон Гумбольдт (1767 – 1835) |
Общее языкознание как особая дисциплина сформировалось в первой четверти XIX столетия. Общее языкознание - это философия языка. Оно занимается не решёнными до сих пор проблемами, связанными с языком, и отвечает на множество сложных вопросов, которые интересовали человечество с древнейших времён. Еще философы и грамматисты Древней Индии, Древнего Китая и Европы задумывались над природой языка, изучали его законы. Немало уделяли внимания теоретическим проблемам языка ученые Средневековой Европы и Востока. Особенно активно теоретические проблемы языкознания разрабатывались в XIX—XX вв.
Зарождение общего языкознания связано с именем Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). В 1836 г. было издано трехтомное сочинение «О языке кави на острове Ява». Введение в этой работе представляет собой объемистый том под названием «О различии строения человеческих языков и о его влиянии на духовное развитие человечества». В нем рассмотрены многие теоретические проблемы изучения языков: язык и мышление, форма и содержание языков, национальный характер языков, природа человеческого звука, грамматическая форма и значение, законы развития языков, характер слов различных частей речи, взаимодействие языков.
Особенно сильное влияние на современное теоретическое языкознание
оказал швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр и его «Курс общей
лингвистики». В 30-е годы были опубликованы фундаментальные труды по
теоретическому языкознанию Э. Сепира, Ж. Вандриеса, А. Мейе.
Общее языкознание теоретически обобщает всё содержание лингвистических курсов, рассказывает о теориях и гипотезах, объясняющих сущность языка.
Фердинанд де Соссюр (1857 - 1913) |
Объектом изучения общего языкознания, как правило, называют язык. Но, учитывая новейшие достижения отечественного и зарубежного языкознания, точнее было бы говорить, что объектом изучения общего языкознания является речевая деятельность, или «язык в действии». В мире существует множество языков. По данным Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), их насчитывается 2796. Учёные-лингвисты более осторожны в своих подсчётах. Они называют разные цифры от 2500 до 5000 или от 4500 до 6000, так как границы между разными языками часто размыты: иногда невозможно даже установить, где начинается новый язык, а где имеет место диалектная форма одного и того же языка. К тому же, учёные сталкиваются с вымиранием одних языков и с открытием других, ранее неизвестных.
Эдвард Сепи́р (1884—1939) |
Люди на разных континентах произносят самые разные слова с помощью необычайно разнообразных звуков. Речевой аппарат позволяет человеку произносить до нескольких тысяч звуков — от нежных сонорных до острых щёлкающих, от узких высоких до низких гортанных. Слова в языке строятся, в среднем, с помощью 30—50 фонем. Например, в русском учёные насчитывают от 40 до 47 фонем, в английском — 50, но в гавайском языке только 16 фонем, а в убыхском языке, который ещё недавно существовал на территории Турции, было 82 фонемы. Различной может быть и длина слов. В китайском - слова односложные, а в чукотском слова представляют собой слова-предложения. Ещё большими отличиями могут характеризоваться языки мира с морфологической и с синтаксической точки зрения. Не совпадает число частей речи.
Жозе́ф Вандрие́с (1875 — 1960) |
По-разному проявляются категории лица, рода, числа. По-разному строятся предложения. Например, в таджикском, абхазском, китайском, гавайском языках нет склонения, а в русском языке шесть падежей, в венгерском — 22. Своеобразны интонационный рисунок каждого языка, ударение, система оценок окружающего мира.
Несмотря на различия, все языки имеют нечто общее, нечто существенное и в своём применении, и в своём устройстве, и в своей истории. Именно этим общим, существенным занимается общее языкознание. К общим и универсальным свойствам языков относятся следующие:
а) все языки являются средством общения между людьми;
б) всякий язык участвует в формировании и выражении мысли;
в) единицы любого языка обладают значением;
Антуа́н Мейе́ (1866 — 1936) |
г) все языки могут функционировать в устной и письменной форме, последняя возникает на определенном этапе развития коллектива — носителя языка;
д) любой язык способен получить при соответствующих исторических условиях литературное нормирование и стилевое членение.
Общее языкознание стремится к тому, чтобы выработать теорию, применимую для объяснения фактов многих языков вместе и каждого языка в отдельности. Основными проблемами общего языкознания являются:
а) проблема объекта лингвистики, его границ, отчленения от смежных объектов (язык — речь — речевая деятельность);
б) проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры;
в) проблема функционирования языка, его внешних связей;
г) проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий
развития;
д) проблема знаковости языка и положения языка среди других знаковых систем;
е) проблема языковых универсалий, то есть общих для всех языков структурных свойств и особенностей, и проблема классификации языков;
ж) методы и методики исследования языков, связь общего языкознания с другими науками.
Общее языкознание тесно связано с философией, и в особенности с теорией познания, так как проблема сущности языка предполагает установление его отношения к объективному миру и к мышлению.
Общее языкознание опирается на данные разных наук: анатомии, физиологии, антропологии, психологии, социологии, этнографии, истории, семиотики, физики, кибернетики, информатики.
В общем языкознании выделяется три раздела: 1) история лингвистических учений, 2)теория языкознания, 3) методы лингвистического анализа.