Перечень возможных вопросов по теме на ПГК
1. О философии Дж. Беркли и основных его сочинениях. Ответ. Беркли Джордж – англ. философ, субъективный идеалист, с 1734 - епископ в Клойне (Ирландия), открыто и враждебно выступил против материализма и атеизма. Основ. соч.: „Опыт новой теории зрения" (1709), „Трактат о началах человеческого знания" (1710), „Три разговора между Гиласом и Филонусом" (1713).
2. О фундаментальной идее Дж. Беркли. Ответ. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои „идеи" (ощущения), Беркли пришел к фундаментальной идее субъективного идеализма (еssе est persipi): «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга».
3.О философии Д. Юма и основных его сочинениях. Ответ.ЮМ Дэвид (1711-1776 гг.) - англ. философ-идеалист, психолог, историк. Юм — последний оригинальный философ Англии в XVIII в. Благодаря его философии наметился переход к позитивизму XIX в. Основ. соч.: „Трактат о человеческой природе" (1734—37), ,,Исследование о человеческом разуме" (1748), „Естественная история религии" (17).
4. Об исходной позиции философии Д. Юма. Ответ. Исходный пункт в философии Юма – факт непосредственной данности нам ощущении и эмоциональных переживаний.
5. Учение о субстанции. Ответ. Касательно идеи субстанции, Юм полагает, что их не доставляют уму никакие ощущения и чувства. Они есть плод наших воображений посредством соединения различных и изменчивых качеств. Для Юма сомнительно существование как материальной, так и духовной субстанции в качестве причины восприятии. Остается наш разум, наше Я, но что представляет собою наше Я? Я – это никакая-то субстанция. То, что называют разумом, по Юму, представляет собою набор наших впечатлений и идей, «разум» – лишь удобный термин для обозначения такого набора.
6. О проблеме причинности. Ответ. Юм считает сомнительным существование объективных каузальных связей. Доказать их существование невозможно ни априорно (путем логического выведения следствий из причин), ни апостериорно. Отрицая объективное существование причинности, Юм признает причинность в сфере сознания. При этом Юм считает, что в сфере сознания нет никакой свободы воли, господствует строгий детерминизм. Причинность здесь — «принуждение духа» переходить от одной перцепции к другой.
7. О Французском материализме.Ответ.Французский материализм–идейное движение 18-го века, представлявшее собой новый и высший этап в развитии материалистической и просветительской мысли не только в национальном, но и во всемирном масштабе по сравнению с материализмом 17 века. В нем получили свое дальнейшее развитие традиции философской физики Декарта и сенсуализма английских материалистов 17-го века – Бэкона, Гоббса, Локка и Толанда. Учение французских материалистов имело целью прочищение и идейное вооружение широкой части общества буржуазии, ремесленников буржуазной интеллигенции и передовой части аристократической интеллигенции – естественнонаучным пониманием окружающей действительности.
8. Об идейных истоках французского материализма. Ответ. Идейными истоками французского материализма были национальная материалистическая традиция, представленная в 17-ом в. Гассенди, а также - гл. обр. - механистический материализм физики Декарта, и англ. материализм. Особенно большое воздействие на французский материализм оказало учение Локка об опытном происхождении знания, критика им декартовского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта.
9. О главных представителях французского материализма. Ответ.Корифеями французского материализма считают Ламетрия, Гельвеция, Дидро и Гольбаха. Они были самыми последовательными представителями просветительского движения, противниками религиозного суеверия и идеалистической метафизики.
10. Об идейных истоках французского материализма. Ответ. Идейными истоками французского материализма были национальная материалистическая традиция, представленная в 17-ом в. Гассенди, а также - гл. обр. - механистический материализм физики Декарта, и англ. материализм. Особенно большое воздействие на французский материализм оказало учение Локка об опытном происхождении знания, критика им декартовского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта.
11. О Ламетри Жюльен Офре де. Ответ. Ламетри Жюльен Офре де — французский философ-материалист, врач. Основные работы: „Человек - машина", „Система Эпикура".
12. О Гельвеций Клоде Адриане. Ответ. Гельвеций Клод Адриан – французский философ-материалист. Основу философии Гельвеция составил сенсуализм Локка, из которого были исключены идеалистические элементы. Основн. соч.: „Об уме" (1758) и „О человеке" (1769, изд.1773).
13. О Дени Дидро.Ответ.Дидро Дени – фр. философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. Дидро в философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. Основ. соч.: „Мысли к объяснению природы" (1754), «Племяник Рамо» (1762-79), „Разговор Даламбера и Дидро" (1769), „Философские основания материи и движения" (1770), ,.Элементы физиологии" (1774-80).
14.О Гольбахе Поль Анри. Ответ. ГольбахПоль Анри – фр. философ-материалист и атеист. По происхождению немецкий барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Главное соч. Гольбаха „Система природы" (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Другие его работы — „Разоблаченное христианство" (1761), „Карманное богословие" (1768), „Здравый смысл" (1772).