Перечень возможных вопросов по теме на ПГК

1. О философии Дж. Беркли и основных его сочинениях. Ответ. Беркли Джордж – англ. философ, субъективный идеалист, с 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия), открыто и враждебно выступил против материализма и атеизма. Основ. соч.: „Опыт новой теории зрения" (1709), „Трактат о началах челове­ческого знания" (1710), „Три разго­вора между Гиласом и Филонусом" (1713).

2. О фундаментальной идее Дж. Беркли. Ответ. Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои „идеи" (ощущения), Беркли пришел к фундаментальной идее субъективного идеализма (еssе est persipi): «В действительности предмет и ощущение суть одно и то же и потому не могут быть отвлечены друг от друга».

3.О философии Д. Юма и основных его сочинениях. Ответ.ЮМ Дэвид (1711-1776 гг.) - англ. фило­соф-идеалист, психолог, историк. Юм — последний оригинальный философ Англии в XVIII в. Благодаря его философии наметился переход к позитивизму XIX в. Основ. соч.: „Трактат о человеческой природе" (1734—37), ,,Исследование о челове­ческом разуме" (1748), „Естественная история религии" (17).

4. Об исходной позиции философии Д. Юма. Ответ. Исходный пункт в философии Юма – факт непосредственной данности нам ощущении и эмоциональных переживаний.

5. Учение о субстанции. Ответ. Касательно идеи субстанции, Юм полагает, что их не доставляют уму никакие ощущения и чувства. Они есть плод наших воображений посредством соединения различных и изменчивых качеств. Для Юма сомнительно существование как материальной, так и духовной субстанции в качестве причины восприятии. Остается наш разум, наше Я, но что представляет собою наше Я? Я – это никакая-то субстанция. То, что называют разумом, по Юму, представляет собою набор наших впечатлений и идей, «разум» – лишь удобный термин для обозначения такого набора.

6. О проблеме причинности. Ответ. Юм считает сомнительным существование объективных каузальных связей. Доказать их существование невозможно ни априорно (путем логического выведения следствий из причин), ни апостериорно. Отрицая объективное существование причинности, Юм признает причинность в сфере сознания. При этом Юм считает, что в сфере сознания нет никакой свободы воли, господствует строгий детерминизм. Причинность здесь — «принуждение духа» переходить от одной перцепции к другой.

7. О Французском материализме.Ответ.Французский материализм–идейное движение 18-го века, представлявшее собой новый и высший этап в раз­витии материалистической и просветительской мысли не только в националь­ном, но и во всемирном масштабе по сравнению с материализмом 17 века. В нем получили свое дальнейшее развитие традиции философской физики Декарта и сенсуализма английских материалистов 17-го века – Бэкона, Гоббса, Локка и Толанда. Учение французских материалистов имело целью про­чищение и идейное вооружение широкой части общества буржуазии, ремесленников буржуазной интеллигенции и передовой части аристократической ин­теллигенции – естественнонаучным пониманием окружающей действительности.

8. Об идейных истоках французского материализма. Ответ. Идейными истоками французского материализма были национальная материалистиче­ская традиция, представленная в 17-ом в. Гассенди, а также - гл. обр. - меха­нистический материализм физики Декарта, и англ. материализм. Особен­но большое воздействие на французский материализм ока­зало учение Локка об опытном проис­хождении знания, критика им декар­товского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта.

9. О главных представителях французского материализма. Ответ.Корифеями французского материализма считают Ламетрия, Гельвеция, Дидро и Гольбаха. Они были самыми последовательными представителями просветительского движения, противниками религиозного суеверия и идеалистической метафизики.

10. Об идейных истоках французского материализма. Ответ. Идейными истоками французского материализма были национальная материалистиче­ская традиция, представленная в 17-ом в. Гассенди, а также - гл. обр. - меха­нистический материализм физики Декарта, и англ. материализм. Особен­но большое воздействие на французский материализм ока­зало учение Локка об опытном проис­хождении знания, критика им декар­товского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта.

11. О Ламетри Жюльен Офре де. Ответ. Ламетри Жюльен Офре де — французский философ-материалист, врач. Основные работы: „Человек - машина", „Систе­ма Эпикура".

12. О Гельвеций Клоде Адриане. Ответ. Гельвеций Клод Адриан – французский философ-материалист. Основу философии Гельвеция составил сенсуализм Локка, из которого были ис­ключены идеалистические элементы. Основн. соч.: „Об уме" (1758) и „О человеке" (1769, изд.1773).

13. О Дени Дидро.Ответ.Дидро Дени – фр. фи­лософ, просветитель, руководитель Эн­циклопедии, писатель, критик искусст­ва. Дидро в философии быстро про­шел путь от деизма и этического идеа­лизма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории по­знания) и атеизма. Основ. соч.: „Мысли к объяснению при­роды" (1754), «Племяник Рамо» (1762-79), „Разговор Даламбера и Дидро" (1769), „Философские осно­вания материи и движения" (1770), ,.Элементы физиологии" (1774-80).

14.О Гольбахе Поль Анри. Ответ. ГольбахПоль Анри – фр. философ-материалист и атеист. По происхождению немецкий барон, однако большую часть жизни провел во Фран­ции. Главное соч. Гольбаха „Система природы" (1770) был сожжен по решению париж­ского парламента. Другие его работы — „Разоблаченное христианство" (1761), „Карманное богословие" (1768), „Здравый смысл" (1772).

Наши рекомендации