Актуальность идей французских просветителей

Многие идеи просветителей пережили их время и продолжают оставаться актуальными. Это, прежде всего, относится к их пониманию важной роли нравственных норм в регулировании отношений людей. При этом отмечалось большое значение социальной среды в формировании нравственных отношений в обществе.

Согласно Гельвецию, «всем тем, чем мы являемся, мы обязаны воспитанию», которое понимается весьма широко, включая влияние социального строя страны.

Ключевую роль в этической теории просветителей играет соотношение личного и общественного интереса, через которое они определяли основные этические категории: добродетель и порок. Так, Гельвеций в книге «О человеке» всесторонне анализирует понятие «общего интереса», с позиций которого определяется добродетель. Этот общий интерес не противопоставляется частному интересу, а гармонически с ним связывается (разумный эгоизм).

С одной стороны, личный или «частный» интерес выступает у Гельвеция в качестве неотъемлемой черты человеческой природы, устранение которого погрузило бы людей в гибельную апатию, уничтожило цивилизацию и разрушило общество в любой его форме. Но, с другой стороны, личный интерес получает этическую окраску в прямой и строжайшей зависимости от согласования с общественным интересом.

Характерной чертой просветителей является тесное увязывание этических проблем с социально-политическими. По мнению Гельвеция и Гольбаха, личные интересы определяются общественными лишь тогда, когда последние воплощаются в той или иной системе политических и юридических законов, а все искусство законодателей заключается в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу. Гольбах в своей «Системе природы» писал: «Пусть нам не говорят, что ни одно правительство не может сделать всех своих подданных счастливыми. Оно, конечно, не может надеяться удовлетворить ненасытные капризы…, но оно может и должно заняться удовлетворением реальных потребностей большинства граждан».

Мысль Монтескье о необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и сегодня во многом определяет политическую жизнь общества.



Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что называли Просвещением в XVII–XVIII веках? 2. Каковы теоретические истоки философии французского Просвещения? 3. Каковы основные черты философии французского Просвещения? 4. Что такое деизм? Назовите представителей этого направления эпохи Просвещения. 5. В чем суть концепции «просвещенного правления»? 6. Раскройте сущность теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. 7. Охарактеризуйте главное содержание теории «естественных прав». 8. Что Вольтер понимал под «естественной религией»? 9. Какие социальные идеи Локка и Гоббса получили развитие в работах французских просветителей? 10. Назовите политико-мировоззренчес-кие идеи Руссо и Монтескье, которые являлись социально-философ-скими новациями в их время и стали очевидными в современных правовых государствах. 11. Назовите основных представителей материалистической философии Просвещения. Каковы основные идеи их философии? 12. В чем суть позиции разумного эгоизма?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения: а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания; б) материалистическое мировоззрение; в) необходимость юридического равенства всех граждан; г) идея собственности как естественного свойства человека. 2. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы: а) просвещения и невежества; б) классов; в) этносов и разных культур; г) великих личностей. 3. Монтескье предлагал: а) отделить церковь от государства; б) разделить поровну между гражданами частную собственность; в) уравнять в правах женщин и мужчин; г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную. 4. Кому принадлежит идея об отрицательном воздействии научно-техни-ческого прогресса на состояние нравственности: а) Вольтеру; б) Дидро; в) Руссо; г) Гельвецию. 5. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей: а) в правлении непросвещенных людей; б) частной собственности; в) физическом неравенстве; г) отсутствии свободы. 6. Вольтер трактует человека как: а) социальное животное; б) разумное существо; в) природное существо; г) ощущающее существо. 7. В этической теории Гельвеций опре-деляет добродетель через: а) общий интерес; б) частный интерес; в) потребности; г) разум. 8. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят: а) от реальных потребностей; б) от их ментальности; в) от обстоятельств; г) от формы их деятельности. 9. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем: а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»; б) отмены частной собственности; в) уравнивания собственности людей; г) просвещением людей.  

VIII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основные принципы

Немецкая классическая философия охватывает более чем столетний период. Она связана с именами великих философов И. Канта (1724–1804), И.Г. Фихте (1762–1814), Ф.В. Шеллинга (1775–1854), Г.В. Гегеля (1770–1831), Л. Фейербаха (1804–1872).

Несмотря на то, что каждый из этих мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду основных принципов.

Во-первых, философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.

Во-вторых, в философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.

В-третьих, для немецкой классической философии характерен научно-теоретический подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить закономерности исторического развития, которые они понимали как принципы исторической «разумности».

Все эти принципы развивались на идеалистической основе. Впервые выступил против такой основы немецкой философии Л. Фейербах.

Наши рекомендации