Занятие 21. Проблемы диалектики

1.Всеобщая связь и развитие

2.Закон диалектической противоречивости

3.Действие закона диалектической противоречивости в разных сферах бытия

4.Закон перехода количества в качество и обратно

Занятие 22

1.Диалектическое отрицание и его роль в процессе развития

2.Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза)

3.Принципы конструктивной критики

4.Единичное и общее. Номинализм и реализм

5.Сущность и явление. Болезнь как единство сущности и явления (этиологии, патогенеза и симптоматики)

Занятие 23. Контроль по МЕ 2.1

1.Необходимость и случайность

2.Возможность и действительность. Виды возможностей. Многовариантный характер развития

3.Содержание и форма.

4.Соотношение структуры и функции в биологических объектах

Термины для словаря (основные понятия)

1.Закон 2.Диалектическое противоречие 3.Качество 4.Количество 5.Мера 6.Норма 7.Диалектическое отрицание 8.Единичное 9.Общее 10.Сущность 11.Явление 12.Кажимость 13.Необходимость 14.Случайность 15.Возможность 16.Действительность 17.Невозможность 18.Детерминизм 19.Монокаузализм 20.Кондиционализм 21.Содержание 22.Форма 23.Структура 24.Функция

Вопросы для самоконтроля. Упражнения

1.Чем категории и законы диалектики отличаются от частнонаучных?

2.Какие противоречия обусловливают развитие: живых организмов, общества, науки, медицины?

3.Какое противоречие составляет сущность болезни?

4.Как влияет новое качество на количественные изменения при прогрессивном развитии?

5.Почему закон перехода количества в качество называется ещё законом меры?

6.В чём заключается отрицательная методологическая роль положения некоторых

авторов о том, что здоровье и болезнь не имеют качественных отличий?

7.Почему развитие осуществляется не по прямой линии и не по кругу, а по спирали?

8.Почему закон отрицания отрицания не именуется просто законом отрицания?

9.Чем конструктивная критика отличается от деструктивной и апологетической?

10.Какое методологическое значение для медицины имеет принцип единства общего и особенного?

11.Существуют ли принципиально недиагностируемые болезни?

12.Могут ли две разные болезни иметь полностью одинаковую симптоматику?

13.Возможно ли, что все студенты 2-го курса сдадут летнюю сессию на отлично?

14.Для чего люди познают причины явлений?

15.Чем причина отличается от условий?

16.Если в мире царит вероятностная причинность и нельзя быть абсолютно уверенным в наступлении никакого события, то каким должен быть характер нашей деятельности, чтобы обеспечить её успех?

17.Лингвист К.Щерба придумал фразу, которая, как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет содержания: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Так ли это?

18.Существуют ли чисто функциональные заболевания без всякого изменения структур (органики)?

Тесты

1.Как формулируется главный закон диалектики?

А)Количественные изменения, достигнув границы меры, вызывают качественные изменения Б)Старое повторяется на более высоком уровне развития В)Взаимодействие диалектических противоположностей является причиной развития Г)В ходе развития эволюция сменяется революцией

2.Каковы принципы правильной критики?

А)Объективности и конструктивизма Б)Познаваемости мира и развития В)Гуманности и справедливости Г)Всеобщей связи и развития

3.Как называется то, что не противоречит законам и имеет условия для наступления?

А)Формальная возможность Б)Реальная возможность В)Актуальное бытие Г)Действительность

4.почему закон перехода количества к качество именуют ещё законом меры?

А)Все качества можно измерить Б)Мера – главная философская категория В)Всё должно быть в меру Г)количественные изменения, выходя за границу меры, вызывают смену качества

5.Что такое интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество?

А)Мера Б)Норма В)Число Г)Свойство

6.В чём суть закона отрицания отрицания?

А)В смене старого новым Б)В повторяемости существенных моментов старого на новом уровне В)В отрицании старого новым Г)В цикличности развития

7.Какой принцип выражен в известном кредо Мефистофеля: «Я отрицаю всё, и в этом суть моя»?

А)Прогресса Б)Диалектического отрицания В)Конструктивного отрицания Г)Метафизического отрицания (нигилизма).

Литератураосновная

1.Губанов Н.И.Основы философии. Тюмень, 2008

2.Хрусталёв Ю.М. Философия. М.,2007

Литература дополнительная

1.Спиркин А.Г.Философия:Учебник.М. 1998

2.Алексеев П.В.Панин А.В.Философия:Учебник. М.1997

ТЕМА: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Занятие 24

1.Субъект и объект. Сущность и возможности познания

2.Чувственое, рациональное и интуитивное познание

3.Роль приборов в познании

Занятие 25

1.Мышление и речь.

2.Истина, заблуждение, ложь, дезинформация

3.Проблема критерия истины

Занятие 26

1.Познание и практика

2.Критерии научности знания

3.Закономерности развития науки

4.Функции науки

5.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Наши рекомендации