Шива в ведах и упанишадах
Подобные описания трансцендентной и феноменальной природы Шивы обнаруживаются в некоторых упанишадах. Почти в тех же самых терминах, что и в «Шива-гите», он описывается в «Кайвалья упанишаде». В данном тектсе уточняется, что Шива – истинная Самость всех и каждого, рожденная посредством своей собственной единой и необъяснимой силы – Майи, своей Вечной Супруги в форме множества ограниченных джив, и проходит через череду феноменальных событий земного существования. Именно он сам снова, с течением времени, поднимается из рабского положения к освобождению, из очевидного мирского состояния ограниченности, изменчивости, смертности и несчастья – к реальному сверхмирскому состоянию бесконечности, постоянства, бессмертия и трансцендентного блаженства, используя для этой цели систематическую самодисциплину на пути йоги, вайрагьи и таттва-джняны. Далее провозглашается, что именно Шива представлен разными школами мыслителей, преданных и верующих в разнообразных именах и формах. Его называют Брахмой (творец разнообразия), Вишну (хранитель и вершитель сущего разнообразия), Рудрой (единый разрушитель разнообразия), Праной (жизненная сила Вселенной), Калой (принцип изменения), Агни (принцип силы), Чандрамой (принцип радости) и др. Это показывает ищущим, что после исчезновения всего раздельного, ограниченного и относительного существования Шива один сияет в себе как единое, недвойственное, недифференцированное, неизменное, блаженное Трансцендентное Сознание. Все священные писания шайвов воспроизводят данную концепцию Шивы.
В «Шветашватара упанишаде» объясняется в доступной форме, что, когда человеческое сознание поднимается к плану опыта, где присутствует совершенная отрешенность, вернее, полное объединение всего разрозненного существования, и нет никакого различия света и темноты, дня и ночи, добра и зла, бытия и небытия, времени и пространства, соединения и разделения, Шива один пребывает как сущий в себе и благодаря себе. Индивидуальное сознание отождествляется с Шивой, и в этом трансцендентном опыте нет никакого субъект-объектного отношения. Динамический Источник всех существ остается единым в своем самосияющем блаженном сознании существования.
Для того чтобы получить самое возвышенное и прекрасное представление о высшем характере Шивы и его Шакти, обратимся к «Насадия-шукте» из «Риг-веды», где его называют Одним, не имеющим имени или формы. Когда нет ни бытия, ни небытия, ни земли, ни небес, ни какой-либо сферы посредине, выше или ниже их, когда нет ни жизни, ни смерти, ни дня, ни ночи, ни каких-либо явных или скрытых проявлений, ни воспринимающего субъекта, ни воспринимаемого объекта, тогда Единый пребывает наедине со своей уникальной Силой, совершенно неподвижной и неотличной от его трансцендентной природы (аниидавахам свадхьяя тадекам). Ничто, кроме него самого, не существует ни внутри, ни снаружи. В этом состоянии бытия полная темнота покрыта полной темнотой (тамасиит еамаса гудхамагре). Это состояние предшествует творению в качестве абсолютного растворения (маха-пралая), или абсолютного маха-самадхи, наивысшей исключительности Высшего Духа. Но даже в таком состоянии он сохраняет жизнь, полон сознания и силы, хотя они остаются без какого-либо эмпирического проявления, внутреннего познавательного или чувственного процесса и любого иного внешнего самовыражения. Таково состояние трансцендентного тапаса (подвижничества). В действительности, это состояние совершенной полноты существования, жизни, сознания и счастья. В силу уникального и великолепного тапаса Единый порождает проявленное бытие, нисходя из бесконечного, вневременного, непроявленного, трансцендентного состояния, проявляясь среди ограничений пространства, времени и меняющегося разнообразия (тапастанмахимна джаяте кам).
В трансцендентном сознании Единого, таинственным образом, так или иначе проявляется Желание (Кама) как стремление к созданию или самоприумножению (Каматадагре самавартатадхи манасоратах пратхамах ядасиит). Желание – первое самовыражение Динамической Силы, врожденной трансцендентной природы Самосущего, семя всех возможных разнообразий и несовершенств. Проявление Желания, или Творческой Воли, в блаженном трансцендентном сознании Единого показывает, что по сути Единый наделен природой бесконечного вечного абсолютного Духа и воистину выступает Высшей Духовной Личностью, Шивой, хотя до появления Желания он никак не проявляет свой личностный характер. Именно от всемогущего непостижимого Желания происходит развитие бесчисленных ограниченных душ и множества феноменальных относительных реальностей, составляющих этот мир.
Необходимо отметить, что в ведах использовались категории времени и пространства просто в силу лингвистической и концептуальной необходимости, вот почему безвременный и бесконечный трансцендентный характер Абсолютного Духа описан как Бытие, предшествующее творению, а впоследствии преобразованное в космос. На самом деле, здесь нет двух состояний, следующих одно за другим. Никакое преобразование неизменного во временное невозможно. Они суть лишь два аспекта Реальности, и оба они вечны.
Проявление Желания, или Творческой Воли, становится началом отделения его Силы от него самого, Активной Энергии – от Постоянного Сознания, динамического аспекта духовной природы – от ее трансцендентного аспекта, принципа множественности – от принципа единства, которые вечно едины. По преимуществу, Единый характеризуется трансцендентностью и динамичностью, бесконечностью и временностью, самосиянием и саморазнообразием. Два аспекта совершенно неотличимы, и именно эта неразличенность называется в ведах тaмасом – состоянием, предшествующим творению и наступающим после растворения. [8] Йог переживает полную тождественность обоих аспектов на самой глубокой стадии медитации (нирвикальпа-самадхи), когда индивидуальное сознание становится совершенно чистым, спокойным, сосредоточенным и единым, и достигает постоянного сияющего состояния недвойственности, запредельного субъект-объектным отношениям. Просветленный йог постигает трансцендентный (нирвикальпа) и феноменальный (савикальпа) аспекты Единого в соответствующих состояниях своего собственного сознания.
Единый в «Риг-веде» – это Шива в «Шветашватара-упанишаде», «Кайвалья-упанишаде», «Шива-гите», «Шива-веданте» и всех священных писаний, где упаминаются Шива и йога-сампрадая. По сути, это тот же самый Высший Дух, который обозначается такими божественными именами как Вишну, Нараяна, Бхагаван, Брахма, Параматма, Рама или Кришна в священных писаниях других сампрадай. Имена отличны, а Дух тот же; вачакас множество, в то время как вачья один единственный. Фундаментальные концепции Единого в авторитетных священных писаниях различных традиций индуизма фактически идентичны. Только религиозные фанатики, не готовые проникнуться духом священных писаний, спорят о различии имен, форм и концепций, поэтому они не способны подняться к высшим планам духовности и осуществить Высшую Истину в своей жизни.