Поздняя античность и патристика. 1.3.1. Филон, называемый в истории философии Александрийским (а)

1.3.1. Филон, называемый в истории философии Александрийским (а).

1.3.2. Гностики детально разработали концепцию эонов (в).

1.3.3. Мудрость и Сила, согласно гностику Василиду, рож­даются от Суждения (а).

1.3.4. «Пневматики» — «духовные избранники» противо­поставляются язычникам, т.е. «соматикам», по Василиду (г).

1.3.5. Официальная христианская церковь против гности­ков вела ожесточенную борьбу и объявила их еретиками (б).

1.3.6. Мани, родоначальник манихейства, противопоставлял материю божественному первоединству (б).

1.3.7. Плотин считал, что Единое — это абсолют,посколь­ку ни от чего не зависит, в то время как от него зависит все — и мысль, и дух, и воля, вместе с их противоположностями.
Единое безлично, оно радикально отличается от личного внеприродного бога христианства и других монотеистических ре­лигий (г).

1.3.8. «Эманация» в неоплатонизме — это непрерывное излучение Единым из себя всего бытия (б).

1.3.9.Неоплатонизм стал теоретической основой беспреце­дентной попытки императора Юлиана Отступника (331—363) отвергнуть христианство и реставрировать языческую рели­
гию. Наиболее ярко свои мировоззренческие стремления он выявил в написанных им речи «О матери богов» и гимне «К царю Гелиосу». Бог Солнца олицетворял для него и живо­
творную силу природы, и единодержавную власть императора как главного посредствующего звена между умопостигаемым и чувственным мирами. Также Юлиан, подобно неоплатонику
Порфирию, написал полемическое сочинение в трех книгах «Против христиан», впоследствии уничтоженное христианской церковью (в).

1.3.10. Неоплатоники в эпоху упадка античной философ­ской мысли подвели ее основные мировоззренческие итоги (г).

1.3.11. Порфирий был главным логиком в направлении не­оплатонизма (в).

1.3.12. Апологеты во II в. н.э. защищали, оправдывали хри­стианское вероучение (б).

1.3.13. «Верую, потому что нелепо», — провозгласил Квинт Тертуллиан (б).

1.3.14. Климент Александрийский составил «Строматы» (г).

1.3.15. Ориген впервые дал философско-аллегорическое истолкование Библии. Он разработал учение о трех ее смыс­лах: буквальном («телесном»), моральном («душевном») и философском («духовном») (г).

1.3.16. Пресвитер Арий продолжал традиции Оригена (б).

1.3.17. Арий объявил Иисуса Христа подобносущим богу - отцу (б).

1.3.18. Арианство было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью (б).

1.3.19. Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях (в).

1.3.20. Григорий Нисский попытался разработать систему правоверного богословия (а).

1.3.21. Аврелий Августин Блаженный (в).

1.3.22.Начала существуют на уровне архангелов и ангелов, согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита. Это низший, 3-й уровень, выше —2-й: господства, силы, вла­сти; 1-й— серафимы, херувимы и престолы (г).

1.3.23. В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия епи­скопы находятся на высшем уровне священников и дьяконов. Ниже — монахи, члены христианской общины, затем оглашенные. Ниже церковной иерархии расположен остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела (г).

1.3.24. Манлий Северин Боэций находился под влиянием платоновского диалога «Тимей» (б).

1.3.25. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только настоящее (в).

1.4. Схоласты; арабская и еврейская философия Средне­вековья

1.4.1. Пантеизм в онтологии Иоанна Скота Эриугены ус­матривают современные исследователи (в).Иоанн Скот Эриугена считался «первым отцом схо­
ластики» и «Карлом Великим схоластической философии» (в).

1.4.2. Найти рациональные доказательства веры — вот за­ дача средневековой философии, с точки зрения схоластов (в).

1.4.3. Между наукой и теологией провозглашалось разли­
чие в схоластике (б).

1.4.5. Исторический период развития схоластики —
IX—XV вв. (б).

1.4.6. Иоанн Скот Эриугена признавал негативную теоло­
гию (б).

1.4.7. Учение Порфирия о характере родов и видов повлия­
ло на формирование средневековых универсалий. Ученик
Плотина, Порфирий в работе «Введение к категориям Аристо­
теля» поставил вопрос о характере родов и видов, о том, су­
ществуют ли они в природе или только в разуме, в интеллекте.
Бели существуют, то телесны они или бестелесны; отделены
ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в
них (г).

1.4.8. «Вера ищет разум», — девиз Ансельма Кентерберий-
ского (г).

1.4.9. У Августина Блаженного Ансельм позаимствовал ос­
нову своего доказательства, а именно: сотворенные вещи не­
совершенны, они образуют ряд возрастающего совершенства.
Но этот ряд, как каждый реальный ряд, не может быть беско­
нечным. Должна существовать сущность, совершеннее кото­
рой ничего нет. Эта сущность— Бог (б).

1.4.10. Мистическое общение с Богом Бернар Клервосский
считал основным средством философии. Сам процесс познания
Бернар интерпретировал мистически. Не разум ведет к Богу, но
любовь и привязанность человеческой души к Нему (в).

1.4.11. Давид из Динанта относился к александрийской
школе пантеистического аристотелизма XIII в. (б).

1.4.12. Сигер Брабантский относился к латинскому аверро-
изму и развивал идеи Аверроэса (Ибн Рушда). Трактат «О

единстве разума против аверроистов» написал Фома Аквин-ский (б).

1.4.13. Относительно основных положений Августина
Блаженного схоласты разделились во мнениях. Консерватив­
ное течение настаивало на сохранении основных положений
Августина в теологических вопросах, но с одновременным
применением философских элементов аристотелизма. Про­
грессивное течение в большей степени ориентировалось на
Аристотеля, нежели на Августина (б).

1.4.14. Александр из Гэльса ввел новое понятие о духовной
материи (г).

1.4.15. В мистическом экстазе Бонавентура признавал воз­
можность полного познания бога (в).

1.4.16. В божественном разуме Бонавентура усматривал
«зародыш» вещи (г).

1.4.17. На трактаты Аристотеля Альберт Великий опирался
в своих произведениях (б).

1.4.18. Томизм — учение Фомы (Томаса на латыни) Ак-
винского и целое религиозно-философское направление, им
созданное (б).

1.4.19. Научно-эмпирические исследования Роджера Бэко­
на сегодня пристально изучаются (а).

1.4.20. Теологию и философию нельзя соединить, — считал
Иоанн Дуне Скот (б).

1.4.21. Дуне Скот был представителем метафизического
индивидуализма (в).

1.4.22. В теории познания Дуне Скот подчеркивал актив­
ность мышления (в).

1.4.23. Фома Аквинский считал, что разумная душа возвы­
шается над вегетативной и сенситивной (в).

1.4.24. Фома Аквинский считал, что познание бога опосре­
довано его влиянием в природе (в).

1.4.25. Согласно Аквинату, душа есть чистая форма без ма­
терии, она бестелесна (а). 147

1.4.26. Номинализм подготовил почву для отделения тео­
логии от философии (б).

1.4.27. В арабской философии не использовались идеи фи­
лософа Эпикура (в).

1.4.28. Аверроэс — это западное прочтение арабского име­
ни ибн Рушд (в).

1.4.29. Авиценна понимал мир как произведение божест­
венного разума (б).

1.4.30. Ибн Сина считал, что универсали существуют как
единичные вещи (в).

1.4.31. По Аверроэсу, материальный мир вечен и бесконе­
чен, но в пространстве ограничен (а).

1.4.32. Аверроэс отрицал бессмертие души (б).

1.4.33. Скептический подход использовал в «Опроверже­
нии философов» аль-Газали (б).

1.4.34. «Каббала» в переводе означает «традиция, преда­
ние» (в).

1.4.35. В Каббале раскрывается мистика чисел и букв Свя­
щенного писания (б).

Наши рекомендации