Билеты к экзамену по философии

Билет 1

1. Где, когда и почему /две причины/ возникла философия. Мифология и религия как её предшественники. Что отличает философию от других наук и от религии.

2. "Хочешь дышать свежим воздухом — покинь толпу, иди в горы. Но помни, от горного воздуха иногда умирают". Каков смысл этих слов Ницше?

Билет 2

1. Причины недоверия к философии у некоторых людей /основных - две/. Качества ума, которые развивает философия /дайте определения, приведите собственные примеры/ .

2. Движущие силы научного познания. Почему геометрия возникла именно в Древнем Египте? Как объяснить появление арифметики, астрономии, термодинамики, истории?

Билет 3

1. Что такое обученность и образованность, почему их надо различать. Причины и сущность технократизма в системе высшего образования.

2. Возможно ли появление наук или отдельных теорий без практической потребности, а только из любопытства учёных?

Билет 4

1. Кастовость древнеиндийского общества. Веды и Упанишады. Представления о Космосе. Учение о реинкарнации, его нравственный смысл.

2. Как вы понимаете тезис: "Строительные леса гегелевского учения оказались ценнее возведенного с их помощью здания"

Билет 5

1. Закон кармы в индуизме, его моральное значение. Виды кармических связей. Механизмы воздаяния.

2. Гегель писал: "Сова Минервы начинает свой бесшумный полёт лишь с наступлением сумерек". Как вы понимаете гносеологический смысл этих слов?

Билет 6

1. Будда, его судьба. Основные идеи Будды. "Встреча квантовой механики и индийской философии ещё не состоялась, она впереди". Каков смысл этого высказывания?

2. Известно, что в своё время социалисты пытались создать в Америке социалистические коммуны. Почему эксперимент оказался неудачным, и как объяснил неудачу К.Маркс?

Билет 7

1. Идеальный гражданин и идеальное государство по Конфуцию. Система "кэцзюй". Почему эта система не привилась в Европе?

2. Н.Бердяеву принадлежат слова: "Нравственно здоровый человек может увлечься идеями К.Маркса лишь ненадолго". Почему он выдвигает против марксизма именно нравственный аргумент?

Билет 8

1. Корни "греческого чуда". Афины и Спарта. Дискуссия о делимости отрезка /апории Зенона/ . Атомизм Демокрита.

2. Почему Ницше опасался системных философов и сам предпочитал писать афористически?

Билет 9

1. Греческие философы о душе. Теория идеального государства по Платону, её анализ.

2. Гегель пишет: "Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок. Истина есть процесс, а не готовый результат". Как вы это понимаете?

Билет 10

1. Сократ, его диалоги, их цель. Ирония и майевтика. Обстоятельства смерти философа.

2. Почему на картинах средневековых художников, изображающих мадонн с младенцами, у младенцев, как правило, взрослое выражение лица? Незнание какого закона диалектики объясняет это?

Билет 11

1. Социальные процессы в Европе в XYII веке. Теория Мальтуса. Современные демографические и геополитические проблемы.

2. Два человека, один из которых встал из постели, а другой вошёл с мороза, опустили руки в один и тот же сосуд с водой. Один назвал её холодной, а другой - тёплой. Чьё суждение является фактом? Почему?

Билет 12

1. Субъективная философия Дж. Беркли, её замысел и главный принцип. Заслуга Беркли в анализе ощущений. Как обосновать несостоятельность главного принципа Беркли?

2. Декарт писал: "Наука подобна дереву. Корни его - философия, ствол - Физика, ветви - все остальные науки. Плоды собирают не с корней, а с ветвей, поэтому многие люди...". Продолжите мысль философа. Аргументируйте.

Билет 13

1. Принципы научного исследования по Декарту. Идолы ума по Ф.Бэкону.

2. Гераклит утверждал, что "в одну и ту же реку невозможно войти дважды". Какие смыслы в философском плане содержатся в этом афоризме?

Билет 14

1. Антиномии разума по Канту. Агностицизм Канта. Роль практики в научном познании .

2. Когда Будду спрашивали, конечен мир или бесконечен, имеет ли он начало во времени или не имеет, — он называл такие вопросы "пустыми" и не желал их обсуждать. Почему?

Билет 15

1. Абсолютная идея и ступени её самопознания по Гегелю. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики.

2. Сократ говорил: "Я знаю, что я ничего не знаю. Но многие и этого не знают". Какие философские смыслы содержатся в этом высказывании?

Билет 16

1. Этапы развития русской философии, её основные направления. Менталитет русских. Западники и славянофилы. "Философский пароход" .

2. "Если бы Агата Кристи была лишена писать детективы, она скорее всего стала бы грабить банки". Какие идеи стоят за этой фразой З.Фрейда?

Билет 17

1. Ницше, его судьба. Самоопределения философа. Обвинения в фашизме. Отношение Ницше к государству, религии и морали.

2. Демокрит считал, что "ничего случайного в мире нет, люди придумали идол случая, чтобы прикрывать им собственное незнание причин". Объясните уязвимость такой точки зрения. Что такое случайность?

Билет 18

1. Учение Ницше о "сверхчеловеке". Воля к власти. Ступени развития духа. "Падающего - толкни". Три варианта отношения к жизни и вариант Ницше.

2. Фалеса однажды упрекнули, что он стал философом потому, что ни на что другое не способен. Как философ доказал, что легко мог бы стать богатым, умея, как учёный, предсказывать годы, урожайные на оливки?

Билет 19

1. Фрейд и большевизм. Последствия замалчивания. Бессознательное и основные формы его проявления. Вытеснение. Эдипов комплекс.

2. Категорический императив Канта. Сформулируйте его и дайте интерпретацию

Билет 20

1. Фрейд о структуре личности /"Я", "Оно", "Оверх-Я"/, их основные принципы. Три варианта борьбы "заключённого" и "стражника". Сублимация.

2. "Любая революция приводит к ещё более деспотической власти, чем была до нее". Как понимать эти слова Ницше? Аргументируйте?

Билет 21

1. Философия существования. Основной вопрос и трагизм бытия человека. Трансцендирование. Пограничная ситуация и переоценка ценностей.

2. Макиавелли утверждал: "Там, где начинается политика, там кончается совесть". Аргументируйте вашу позицию. Начните с определения – что такое политика?

Билет 22

1. Машинальные и лабиринтные люди. Одиночество и суицид. Смысл жизни и смысл смерти. "Смерть стоит того, чтобы жить" - как это понимать?

2. Аристотель утверждал, что "целая вещь всегда больше, чем механическая сумма его частей". Каков смысл этого высказывания?

Билет 23

1. Мышление, сознание, интеллект. Эволюционно-трудовая гипотеза сознания, её сильные и слабые стороны.

2. Человек как Сизиф. Когда Сизиф более несчастен - когда вкатывает камень, или когда спускается за ним? Аргументируйте.

Билет 24

1. Каковы сущностные признаки любого фашизма? Каковы их конкретные проявления у немецкого фашизма, у русского фашизма?

2. В чём заключаются различия /их три/ между индуистской и христианской кармой?

Билет 25

1. Теоцентризм средневековой философии. Доказательства Фомы Аквинского о существовании Бога, их анализ.

2. Остаётся ли роза красной в абсолютной темноте? Какой цвет у розы, когда на неё никто не смотрит? Аргументируйте. В чём здесь связь с философией Беркли?

Наши рекомендации