Место категорий диалектики в системе метатеоретического знания и методологическое значение в конкретнонаучном исследовании
Как основные законы диалектики ее категории включаются в процесс конкретнонаучного через систему метатеоретического знания; прежде всего через философски основания науки и научную картину исследуемой реальности. Этот канал методологического воздействия «категориальной матрицы» на способ репрезентации исследуемой реальности и конкретных познаваемых объектов (явлений, процессов) рассматривался ранее*. Поэтому в данном разделе основное внимание будет уделено тем методологическим ориентирам, конкретнонаучного исследования, которые категории диалектики задают ему непосредственно в контексте реальной исследовательской работы.
В этом плане следует особо акцентировать группы категорий, выделяемых на основе принципа универсальной связи, без которых невозможно обойтись при раскрытии содержания категорий других групп, а также категориально-понятийного содержания научных систем. В учебной литературе категории этой группы (отношение, связь, взаимосвязь, действие, взаимодействие) очень часто остаются на периферии и не всегда эксплицированы (определены) достаточно четко.
Отношение - это философская категория, выражающая способ бытия объектов как взаимообусловленных и взаимосвязанных. В рамках отношения как явления реальности выделяют (достаточно условно) два типа отношений: отношение изолированности и отношение связи. Их содержание выражают две философские категории – изолированность и связь. Изолированность – это философская категория, выражающая отсутствие (достаточно условное) взаимообусловленности и взаимосвязи объектов. Ситуации, близкие к данной, существуют в Большой Вселенной, некоторых технических системах и теоретических построениях наук. Связь – это философская категория, выражающая отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов.
Подобно тому как в реальности превалируют не отношения изолированности, а отношения связи, связь в ней дополняется взаимосвязью. Взаимосвязь – это отношение, при котором не только наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов, но и наоборот, изменения во второй группе объектов вызывают изменения в первой группе. Их соотношение в различных сферах реальности изучают конкретные науки. Философия же фиксирует содержание этих типов отношения в категориальной форме на основе понятия «условие» и конкретизирует на основе категорий «действие» и «взаимодействие». Действие – это философская категория, выражающая формы связи объектов, при которых изменения одних объектов направлены на изменение других объектов. Взаимодействие – это философская категория, выражающая всеобщую форму взаимосвязи объектов, состоящую в их взаимообусловленном изменении.В рамках взаимодействия результаты направленного действия и обратного (ответного) действия несимметричны данную группу с группой категорий, объединяемых на основе принципа развития, содержания которых изложено в предыдущем фрагменте.
Группа философских категорий, образованных на основе принципа структурности включает в себя категории единичное, общее, особенное, часть, целое, система, структура, элемент, содержание, форма.
С категориями единичное и общее близко соотносятся понятия уникальное и типовое, различение которых и сознательное культивирование имеют важное значение в искусстве, науке, технике, производстве. Особенно важны приемы выделения общего и создания типового, обеспечивающего устойчивость и воспроизводимость предметов, явлений, процессов, и пути научно-технической сфере, производстве, экономике и других областях человеческой деятельности. Недооценка общего ведет к поверхностности и беспринципности в мышлении; игнорирование единичного – к отрыву от конкретных условий, догматизму, потере правильной ориентации в тенденциях развития предметов; упускается то, что со временем может оказаться главным.
В своем единстве категории «часть» и «целое» выражают взаимообусловленность между совокупностью предметов, с одной стороны, и характером связи, которая их объединяет и приводит к появлению у этой совокупности новых свойств и закономерностей, с другой. На обыденном языке это означает: каков характер составных частей, таковы и связи. Примитивная структура первых сопряжена с невысокой степенью интенсивности их связей, с ограниченным диапазоном динамики этих связей, в рамках которого сохраняется целое. И, наоборот, с усложнением структуры частей, усложняются и усиливаются связи, расширяется диапазон их модификаций.
Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три основных типа целого:
1) неорганизованное,
2) организованное,
3) органическое.
Неорганизованное целое – это тип целого, части которого объединены только пространственными связями (естественное скопление валунов на местности, куча песка или щебня, случайное скопление людей в определенном месте и др.). Организованное целое – это тип целого, части которого объединены композиционными и функциональными связями физические тела, сплавы металлов, механические устройства, комплекс производственных сооружений и др.). Органическое целое – это тип целого, части которого сохраняют свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с развитием целого (живые организмы и, прежде всего человек, социальные и экономические системы и др.).
Категории части и целого, наряду с мировоззренческой функцией имеют непреходящее методологическое значение, причем оно очень часто реализуется как бы в конкурентном варианте в зависимости от того, какой из данных категорий придается ведущее значение. Акцентирование роли частей, более простого, наблюдается в подходах, получивших название механицизм (в основе понимание сложного лишь как суммы частей), элементаризм (в основе установка на сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому). Доминирование целого присуще таким подходам как холлизм (в основе установка не безусловное признание ведущей роли целого по отношению к частям и признание невозможности раскрыть природу целого) и витализм (в основе утверждение о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы).
Категории «система», «структура», «элемент» в настоящее время отмечены растущей методологической значимостью как в сфере теоретических научных исследований, так и прикладных разработках, используемых практически во всех областях человеческой деятельности (природопользовании и природоохранительной деятельности, экономике, социальном управлении, сфере образования, оборонной сфере и др.). Содержание данных категорий упорядочивает ход мыслей, ориентирует на восприятие предмета мысли в его целостности и выработку представления о том, за счет чего обеспечивается его целостность. В этом плане их значение выходи далеко за рамки науки, способствуя выработке навыков системного мышления у отдельных людей и превращению системного мышления в эталон интеллектуальной деятельности для всего человеческого сообщества. Необходимость этого диктуется реалиями современной жизни.
Категории «система», «структура», «элемент» имеют много точек соприкосновения с категориями «содержание» и «форма», в чьих смысловых рамках протекал процесс их исторического формирования и выделения в самостоятельную группу. Содержание – это философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), взаимодействий элементов и результатов взаимодействий. Таким образом категория «содержание» охватывает всю совокупность субстратных и процессуальных составляющих предмета, а также его изменений. Форма – это философская категория, означающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей, элементов образующих предмет, явление, процесс. Содержание определяет основное качество предмета, явления, процесса, его тип. Форма фиксирует, закрепляет достигнутое качество, образовавшийся тип объекта.
Относительно самостоятельное значение формы колеблется в различных сферах человеческой деятельности в довольно широких пределах. Наряду с известными вариантами ее взаимодействия с содержанием, где они изменялись как бы во взаимнокорректируемых направлениях, существует возможность более полного отвлечения формы от содержания. Оно проявляется в искусственных языках, логике, математических науках, в ряде праксеологических установок и предписаний. На возможности отвлечения в мышлении формы от содержания основан один из методов научного познания – формализация.
Философские категории «содержание» и «форма» являются важным средством выработки навыков продуктивного мышления, свободного от деформирующих воздействий эмоциональных факторов, в частности, навыка видеть за несовершенной формой выражения мысли нетривиальное содержание (серьезную проблему, правильное направление поиска, оптимальное решение и т.д.), и наоборот, за изящной совершенной выражения подлинное содержание.
Группа категорий диалектики, объединенных на основе принципа детерминизма, в методологическом плане наиболее наглядно и непосредственно связана с процессами конкретнонаучных исследований, направленных прежде всего на выявление причинно-следственных связей в сфере исследуемой реальности.
Для выяснения специфики причинно-следственных связей недостаточно иметь представление об их общей структуре, необходимо еще знание определенной совокупности обстоятельств, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в понятии причинного основания. Причинное основание – это совокупность всех обстоятельств, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы:
1) собственно причины как явления, порождающие или изменяющие другие явления;
2) условия – обстановка, в которой осуществляются причинно-следственные связи;
3) повод – обстоятельство, приближающее начало причинно-следственного взаимодействия;
4) стимулы – обстоятельства, ускоряющие порождение следствия.
Установление причинно-следственных связей делает мышление доказательным. В это состоит фундаментальное значение категорий «причина» и «следствие» для процессов интеллектуальной человеческой деятельности. «Объяснить явление – значит найти его причину» - афоризм, и в настоящее время верно схватывающий главное. Вместе с тем, необоснованное установление (декларирование) причинно-следственных связей по принципу «После этого, значит по причине этого» лежит в основе многих суеверий и предрассудков, надуманных неверных объяснений. Избежать этого можно, ориентируясь при установлении причинно-следственной связи не только на ее временную характеристику, а учитывая полное содержание причинного основания, придающее этим связям необходимый характер. Основные ориентиры при этом пути обеспечивает содержание категорий «необходимость» и «случайность».
Необходимость – это философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений. Наблюдается регулярная последовательность в смене времен года, дня и ночи, что связано с движением объектов Солнечной системы, устойчивая связь между условиями существования и численностью биологической популяции, производительностью труда и себестоимостью продукции и т.д. Случайность – это философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую четко выраженной регулярностью и устойчивостью. Случайным является столкновение двух метеоритов и столкновение автотранспортных средств в дорожных происшествиях, выигрыш определенного лотерейного билета, случайными бывают контакты людей, «роковое» стечение обстоятельств и др.
Необходимость выражает неотвратимость, обязательность осуществления связей (наступления определенных событий) в строго определенном «однозначном» варианте, случайность – подвижность, непохожесть вариантов связи. Как необходимость, так и случайность выражают прежде всего причинные связи. Вместе с тем необходимыми и случайными могут быть пространственные и временные связи.
Как необходимость, так и случайность выражают объективную связь явлений. Разница между ними в том, что необходимая связь выражена, как правило, однозначно, случайная – в виде вероятности. Вероятность – это степень необходимого в случайном, выраженная количественно величинами от нуля до единицы и определяемая количественным соотношением ситуаций (случаев), при которых данное (интересующее нас) явление произошло и ситуаций (случаев), при которых оно могло произойти.
В ряде познавательных ситуаций необходимые и случайные события трудно различимы, не до конца выяснена природа случайности: что это? Проявление (свойство) объектов самой реальности или проявление (следствие) несовершенства познавательных средств человека? До настоящего времени не окончательно опровергнута концепция «скрытых параметров», согласно которой вероятностно-статистические методы можно уподобить грубому слесарному инструменту, которым орудуют в током механизме часов, а при наличии соответствующих средств все случайные события можно описать на основе представления об однозначной необходимой связи явлений. Представление о случайности как непознанной необходимости поднимает случайность до уровня необходимости и вообще не оставляет ей места в действительном мире. Но это входит в противоречие с реально наблюдаемым статусом событий, которые далеко не равнозначны по степени необходимости. Поэтому при различении необходимых и случайных событий больше работает практический критерий, учитывающий их неодинаковое значение в жизнедеятельности человека. В рамках философского осмысления природы случайности предложено ее понимание как характеристики событий, происходящий при пересечении самостоятельных, относящихся к различным сферам реальности и человеческой деятельности причинно-следственных цепей. Наступление этих событий невозможно объяснить на основе причинно-следственных связей одной из цепей, а цепи не связаны между собой причинно-следственной связью.
Выявить соотношение случайного и необходимого в предмете – значит определить в нем устойчивое, инвариантное, сохраняющееся в диапазоне определенных изменений объекта, то, на что можно «положиться» в теоретическом анализе и практических делах. В наиболее полном системном виде это качество предметов (явлений, процессов) выражает категория «сущность».
Сущность – это философская категория, обозначающая совокупность внутренних, необходимых, наиболее устойчивых свойств и связей предметов и процессов, определяющих их бытие и тенденции развития. Явление – это философская категория, обозначающая внешние, наблюдаемые, обычно наиболее подвижные и изменчивые характеристики (свойства и отношения) предметов и процессов.
Различие сущности и явления не абсолютно. «Явление» охватывает широкую, подвижную и изменчивую совокупность свойств и связей, в то время как сущность – фиксирует лишь только те, которые наиболее устойчивы, без которых предмет теряет свое качество. Однако эта грань подвижна.
В целом явление и сущность взаимопроникаемы: всякая сущность находит свое проявление, всякое явление содержит в себе частицу сущности.
Категория «сущность» близка по содержанию понятию «закон»я. Поскольку они охватывают однородные (внутренние, общие, устойчивые, регулярные) связи и отношения предметов. Отличие между ними в том, что закон обычно отражает какой-то один тип связей, а сущность представлена системой законов. Так, капиталистический способ производства отражает система законов: стоимости, величины средней прибыли, ценообразования, ренты и др.
Учет содержания категорий «сущность» и «явление» в мыслительной деятельности вырабатывает навык судить о предметах на основе данных науки и практики, вырабатывающих и подтверждающих представления об их сущности, а не определять ее по первым внешним впечатлениям, произвольно толковать сущность предметов на основе субъективных предпочтений и под влиянием изменившихся условий. Вместе с тем изменение условий является одним из факторов эволюции сущности, превращения несущественных свойств и отношений в существенные. Поэтому встает вопрос о механизмах и тенденциях ее эволюции, предпосылках, условиях и возможностях этих процессов. Наиболее общие представления об этом дает содержание категорий «возможность» и «действительность».
Возможность – это философская категория, обозначающая предметы, явления, процессы еще не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Как возможность правомерно рассматривать сближение уровня экономического развития стран и регионов, уровня жизни их населения, стабилизацию климата Земли путем ликвидации негативных антропогенных факторов, обеспечение всеобщей занятости, компьютерной грамотности и т.д. Станет ли все это реальность, осуществится ли в действительности - вопрос, ответ на который даже в самом общем плане невозможно дать без представления о том, как возможность соотносится с действительностью и содержанием парной категории «действительность».
Действительность – это философская категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. В плане ее связи с возможностью можно сказать, что это реализованная возможность. Но не только. Это еще и сфера существования всех возможностей, поскольку кроме как в действительности им негде быть и неоткуда возникнуть.
Таким образом, возможность и действительность не исключают, а предполагают друг друга. Возможности противостоит не действительность, а невозможность. Невозможность – это понятие, обозначающее предметы, явления, процессы, возникновение которых исключается закономерностями действительности.
В зависимости от характера предпосылок перехода возможности в действительность и ее соотношения с законами действительности выделяют несколько видов возможностей:
· формальная – возможность, которая может мыслиться непротиворечиво, без нарушения законов формальной логики, но при это известными на данное время законами реального мира и всецело коррелирует с миром воображаемым (это представления о сверхъестественных силах и с миром воображаемым (это представления о сверхъестественных силах и превращениях, составляющих сюжеты мифов, сказок, суеверий и т.п.);
· абстрактная – возможность, которая не противоречит известным на данное время законам реальности, но для ее превращении в действительность нет соответствующих условий (например, для Республики Беларусь имеется абстрактная возможность обеспечить уровень жизни населения, превышающий это показатель во Франции, но для этого пока нет соответствующих условий – устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, необходимых средств для модернизации производства и др.);
· реальная – возможность, осуществление которой согласуется с известными на данное время законами реального мира, а необходимые для этого условия уже возникли или находятся в процессе становления (так, реальной возможностью является включение в единое информационное пространство всех стран и обеспечение доступа к банкам данных каждого человека, обеспечение более экономного и сбалансированного потребления природных ресурсов, повышение коэффициента их полезного потребления).
Содержание категорий «возможность» и «действительность» определяет общие принципы прогнозных оценок реальных процессов, ориентирует на взвешенный подход в выборе направлений преобразующей предметно-практической деятельности, в определении характера и пределов риска в экономике и политике, природопользовании, испытании возможностей человека.