Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания.

Диалектика (греч. διαλεκτική = искусство вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

Материалистическая диалектика выражается в системе принципов, категорий и законов. Три основных закона диалектики выделил Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы».

1) Закон единства и борьбы противоположностей гласит: основу всякого развития составляет противоречие — борьба противоположных сторон и тенденций, взаимно обусловливающих и вместе с тем взаимно исключающих друг друга. С точки зрения диалектического мышления, не бывает противоположностей вне их единства и борьбы. Этот закон указывает на противоречие как источник движения и развития, находящийся в самом развивающемся предмете. Этот закон выражает суть, «ядро» диалектики, занимает в ней центральное место, имеет универсальное методологическое значение.

2) Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: количественные изменения предмета, достигнув определенной пороговой величины (меры), приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новый предмет. Переход к новому качеству называют словом «скачок». Скачок — коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественных изменений. Этот закон раскрывает наиболее общий механизм развития.

3) Закон отрицания отрицания гласит: развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). По Гегелю, эти три стадии: тезис–антитезис–синтез. Отрицание — это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве. Диалектическое отрицание называют также словом снятие. Закон отрицания отрицания показывает единство смены и преемственности в развитии, характеризует направление, форму и результат процесса развития. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия, оно всегда в какой-то степени восстанавливает то, что отрицалось, возвращает к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а возврат на более высоком уровне. Развитие имеет вид спирали.

Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение.

Категории — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. В них аккумулирован предшествующий познавательный опыт человечества.

Первую систему категорий как основных родов бытия сущего и основных понятий о бытии сущего разработал Аристотель. Его система включает 10 категорий.

Кант рассматривал категории как основные априорные формы рассудка. Они являются определениями не вещей самих по себе, а познающего субъекта, структуры его мышления. Кантовская система, включающая 12 категорий, во многом сохраняет свое значение до настоящего времени.

Гегель разработал развивающуюся систему категорий, показал их диалектическую взаимосвязь и взаимопереходы.

В марксистской философии система категорий разработана на диалектико-материалистической основе. Категории трактуются как обобщение познавательного и практического опыта человечества. Для марксистской диалектики характерно использование парных категорий, отражающих противоположные стороны явлений: общее и особенное, целое и часть, сущность и явление, абстрактное и конкретное, необходимость и случайность, историческое и логическое и др.

Общее и особенное. Общее (всеобщее) — это форма существования всех особенных и единичных явлений в составе конкретного целого. В марксистской философии общее в мышлении понимается как форма отражения объективного единства многообразных явлений в сознании человека. Особенное — это предмет как целое в единстве его противоположных моментов — единичного и общего. Особенное выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. Единичное — это философская категория, выражающая обособленность, индивидуальность, неповторимость вещей, событий. Вместе с тем, в единичном всегда проявляется нечто общее, а общее существует во множестве единичных вещей.

Целое и часть. Эти категории, выражают отношение между множеством предметов (или элементов отдельного объекта) и их единством, которое обладает свойствами, отсутствующими у предметов в их разобщенности. Целое — это единство, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Свойства целого несводимы к свойствам его частей: «целое больше суммы частей».

Сущность и явление. Сущность — это внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве его многообразных и противоречивых форм; явление — это внешнее выражение сущности предмета.

Необходимость и случайность. Необходимость — внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и развития вещей, которая непременно должна проявиться в определенных условиях. Случайность — то, что обусловлено стечением внешних обстоятельств; то, что может быть, а может и не быть. Необходимость и случайность не бывают в чистом виде. Необходимость часто прокладывает себе дорогу через массу случайностей.

Абстрактное и конкретное. Абстрактное (лат. abstractio = отвлечение) — форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других его свойств и связей. Абстрактному противоположно конкретное (лат. concretus = сгущенный, уплотненный, сросшийся). Конкретное понимается в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое и как система научных определений, показывающая существенные связи и отношения вещей. В диалектике восхождение от абстрактного к конкретному — это метод познания, состоящий в переходе от абстрактного и одностороннего знания к все более конкретному воспроизведению предмета в теоретическом мышлении. По словам Ленина, мышление, «восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное.. от истины, а подходит к ней. <…> От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Историческое и логическое — философские категории, выражающие отношение между конкретной, реальной историей исследуемого предмета или процесса и его мысленным воспроизведением в сознании человека. Логическое и историческое находятся в единстве. Логическое как отображение исторического, основано на историческом (в конечном счете, историческое первично, а логическое вторично). Однако всякое историческое исследование предполагает наличие у исследователя теоретических, т. е. логических знаний. Логическое В. И. Ленин рассматривал как итог, «вывод истории познания мира». Логическое есть вместе с тем «исправленное» историческое, очищенное от случайностей и вобравшее в себя всеобщее. Но логический процесс, как писал Ф. Энгельс, все же совершается «соответственно законам, которые дает сам действительный исторический, процесс...» Логический метод исследования, по Энгельсу, «является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей».

Наши рекомендации