Методологическое значение основных законов диалектики

Законы диалектики, наряду с философскими принципами и категориями, являются фундаментальной формой выражения философского знания. Как известно, к основным законам диалектики относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода качественных и количественных изменений (другое название – закон перехода количественных изменений в качественные) и закон отрицания отрицания. В литературе можно встретить различные дефиниции данных законов, но в целом это существенно не влияет на воспроизведение их смысла через систему достаточно устоявшихся и определенных понятий и категорий, а также и главной идеи (принципа), интегрирующей содержание понятий (категорий) и не сводящейся к их простой сумме. Именно эти понятия и категории, выражающие содержание и механизм действия законов диалектики, являются носителями их эвристического и методологического потенциала. Соответственно методологическое значение основных законов диалектики в реальном исследовании определяется во-первых, степенью полноты понятийного аппарата, используемого для выражения их содержания. Неполный набор понятий и категорий, посредством которых выражается содержание того или иного закона диалектики в конкретном произведении (тексте), их нечетная экспликация могут существенно повлиять на характер восприятия информации о его содержании и соответственно о методологическом потенциале. Во-вторых, методологическое значение основных законов диалектики в русле конкретного научного исследователя будет зависеть от степени отчетливости и нетривиальности идеи (принципа), интегрирующей содержание понятий и категорий, посредством которых выражается их содержание. Эта идея (принцип) должна быть выражена максимально определенно, в том числе (и даже прежде всего) на уровне дефиниций законов.

Акцентируя внимание на значении общего смысла (интегрирующей идее) каждого из законов диалектики, их содержание можно представить на уровне дефиниций в следующем виде. Закон единства и борьбы противоположностей – развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимопредполагающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение и взаимодействие которых характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование, и в то же время составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного предмета (явления процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики. Закон отрицания отрицания –в процессе развития предметов (явлений, процессов) имеют место существенные необходимые отношения и связи между прошлым, настоящим и будущим, которые обеспечивают преемственность содержания и цикличность развития.

Соответственно главные аспекты их методологического значения следующие:закон единства и борьбы противоположностей ориентирует на обнаружение внутреннего источника изменения и развития конкретного материального или духовного образования (предмета, явления, процесса), закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – на выбор адекватных средств и методов качественного и количественного анализа, закон отрицания отрицания – на выявление тенденций в изменении и развитии.

В системе понятий и категорий, выражающих содержание и механизмы действия основных законов диалектики конкретизируются аспекты познаваемого объекта (явления, процесса), подлежащие обязательному исследованию. Так содержание и механизмы действия закона единства и борьбы противоположностей выражаются посредством следующих понятий:

— диалектические противоположности – это такие стороны, свойства, тенденции целого, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и ввзаимопредполагают (взаимодополняют) друг друга;

— единство противоположностей – это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой;

— борьба противоположностей – это такая их связь, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют, переходу его в новое качество;

— диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимопредполагающих (взаимодополняющих) сторон, свойств и тенденций предметов (явлений, процессов), которое является источником их самодвижения и развития, перехода в новое качество.

Диалектическое противоречие является ключевым понятием в содержании не только закона единства и борьбы противоположностей, но и всей системы законов диалектики. Поэтому, анализируя их методологическое значение следует обратить особое внимание на их типологию (выделяют внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, общие и специфические, антагонистические и неантагонистические противоречия), их внутреннюю структуру (включающую основание как то, по поводу чего выделено противоречие; элементы противоречия – диалектические противоположности и взаимодействие противоположностей), а также процессуальные особенности разрешения (разрушение единства противоположностей вследствие того, что предметы, явления, процессы не могут «выдержать» существующий тип единства противоположностей; преобразование диалектических противоположностей в случае вхождения их в новые системы связей и отношений, в новые системы объектов, что приводит к накоплению нового содержания; образование нового единства противоположностей как переход предмета, явления, процесса в новое качество).

Принципиально важно также подчеркнуть: во-первых, что противоречия не исчезают, не уничтожаются, а разрешаются порождая новые противоречия, определяющие направление дальнейшего развития их носителей; во-вторых, что противоречия, объективно присущие самому предмету (явлению, процессу), обусловливают противоречия познания. При этом противоречия познания не являются «простым слепком» с противоречий исследуемого объекта, но имеют свою специфику, состоящую в том, что это противоречия:

— между содержанием знаний, полученных в разных формах (чувственной и рациональной) и на различных уровнях исследования (эмпирическом и теоретическом);

— между существующими теориями и новыми данными наблюдений и экспериментов;

— между принятой картиной исследуемой реальности и новыми научными фактами и теориями;

— между имеющимися средствами и методами исследования, с одной стороны, и новыми типами исследуемых объектов, для изучения которых наличных средств и методов недостаточно, с другой;

— между новым, более глубоким содержанием знаний и старыми формами их изложения, не способными охватить новое знание достаточно полно и системно. Общее онтологическое основание специфических противоречий познания состоит в том, что последе в любом случае упрощает действительные связи исследуемых объектов (явлений, процессов), огрубляет реальность, разрывает неразрывное, останавливает (фиксирует) непрерывно движущееся. Однако по-иному он не может осуществляться. Поэтому ставшая привычной и как бы тривиальной истина «противоречие – источник развития знания» имеет глубокие основания.

Содержание и механизмы действия закона взаимного перехода качественных изменений в количественные выражаются посредством следующих понятий и категорий:

— свойство как сторона предмета, которая обуславливает его сходство (различие) с другими предметами и проявляется во взаимодействии с ними;

— качество как определенность (целостность) предметов (явлений, процессов) в органическом единстве их общих и специфических свойств;

— количество как величина, число, объем предметов, степень интенсивности присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют;

— мера как интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется качественная определенность предмета;

— границы меры как пункты за пределами которых количественные изменения приводят к изменению качества;

— скачок как качественное изменение предмета (явления, процесса), переход из одного качества в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры.

Понятие «скачок» имеет ключевое значение для осмысления характера изменений и развития исследуемого объекта (явления, процесса). Соответственно статусу этого понятия разработана типология скачков (частные, общие, постепенные, скачки со взрывом), ориентирующая на детальное изучение процессуальной специфики его перехода из старого качества в новое.

Содержание и механизмы действия закона отрицания отрицания выражены в понятиях отрицание (как взаимосвязь и взаимообусловленность процессов отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям с сохранением нового, соответствующего им); деструкция, снятие, трансформация, выражающих возникновения, развития и разрешения противоречий как основы и движущей силы отрицания; отрицание отрицания как выражение последовательности процессов отмирания старого и замены его новым по линейной или циклической схеме.

Категории, выражающие содержание и механизмы действия основных законов диалектики, являются качественно самостоятельной формой выражения философского знания и поэтому обладают методологическим потенциалом, реализации которого может осуществляться вне непосредственной связи с содержанием основных законов диалектики, в содержательных контекстах, определяемых прежде всего принципами диалектики.

Наши рекомендации