Политическая жизнь общества
1. Понятие политической жизни общества.
2. Государство как ядро политической системы общества.
3. Государство и гражданское общество.
1. Понятие политической жизни общества.Политика – это сфера общественных отношений, складывающихся по поводу власти. Политическая сфера включает в себя деятельность различных государственных органов, политических организаций, объединений, союзов, партий, военных союзов.
Власть – это способность, право и возможность субъекта распоряжаться объектом, принуждать к исполнению своей воли. Власть является необходимым условием существования такой сложной системы как общество, условием преобладания порядка над хаосом. Поэтому не может быть общества без власти. Среди животных существуют инстинктивные механизмы регуляции отношений особей в популяциях. На этой биологической основе у предков человека формировался институт власти.
На протяжении истории власть эволюционирует, формируется политическая система общества, которая включает в себя: 1) политические институты и организации (государство, партии); 2) политические нормы (конституции, законы и др.); 3) политическое сознание (идеи, теории, принципы).
2. Государство как ядро политической системы общества. Ядром политической системы общества является государство. Государство – это центральный институт политической власти, регулирующий общественные отношения. С позиции религиозных теорий государство – это творение бога. С позиции объективного идеализма Гегеля государство – это продукт развития Абсолютной идеи. Патриархальные теории рассматривают государство как семью, а государственную власть как опекунскую власть родителей над детьми. Теория общественного договора считает государство результатом соглашения, которое заключается между правителями и подданными с целью упорядочения общественной жизни. Субъективно-идеалистические теории выводят возникновение государства из идей великих личностей.
Согласно марксистской теории государство возникает как орудие, с помощью которого экономически господствующий класс закрепляет своё политическое господство. Маркс считал сущностью любого эксплуататорского государства то, что оно является аппаратом насилия. Принуждение – функция любого государства. Но деятельность современных государств нельзя свести только к этой функции.
Признаки государства:
1. Власть, обособленная от общества и организованная в виде разветвленного государственного аппарата.
2. Территория с установленной государственной границей.
3. Суверенитет, т.е. полнота верховной власти на собственной территории.
4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.
5. Монопольное право на применение физического принуждения.
6. Право на взимание налогов.
Классификация государств. 1) Типы государств характеризуются способом производства. Выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. 2) Формы государства подразделяются на формы правления и формы территориально-государственного устройства. Форма правления – это внешнее выражение сущности государства, обусловленное его структурой и правовым положением органов власти. Выделяют две основных формы правления – монархия (наследуемая власть одного человека) и республика (власть выборная). Монархия может быть абсолютной и ограниченной (конституционной). Республики могут быть аристократическими (власть меньшинства) и демократическими (власть народа), а также президентскими, парламентскими и смешанными.
3) Выделяют две формы территориально-государственного устройства – унитарную и федеративную. Для унитарного государства характерно отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц. Федерация – это союз государственных образований, обладающих определённой самостоятельностью. Существует ещё конфедерация – союз суверенных, независимых государств.
4) Любое государство характеризуется определённым политическим режимом, т.е. системой методов и приёмов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Выделяют демократический режим, авторитарный и тоталитарный.
Функции государства разделяются на внутренние и внешние. Главная внутренняя функция – это защита существующих общественных отношений, их сохранение и совершенствование. Применительно к современным государствам эта функция заключается в поддержании конституционного порядка и законности, в сохранении территориальной целостности, в обеспечении национальной безопасности. Деятельность государства направлена на то, чтобы любые социальные изменения носили законный характер. Соответственно, необходимо пресекать любые попытки незаконно изменить существующие отношения. Для выполнения этой функции содержатся силовые органы государства.
Следующей внутренней функцией является принятие и исполнение законов, для чего содержится система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Политическим идеалом современности является правовое государство, в основе которого лежит принцип верховенства права, а в праве выражается воля народа. В правовом государстве никто не может ставить себя выше закона, манипулировать законами в своих интересах (в том числе, сами представители государственной власти). Равенство всех перед законом, обязательность исполнения законов позволяет разрешать любые социальные противоречия на правовой основе. Если рядовой гражданин имеет возможность отстоять свои права в суде против любого могущественного ответчика, в том числе, против самого государства, то такое государство является правовым. Одним из условий правового государства является реальная независимость судебной власти.
Важной внутренней функцией государства является экономическая функция, по поводу которой существуют различные мнения. Экономисты спорят о том, в какой степени государство может вмешиваться в развитие экономики. Выделяются две крайних модели. Первая модель: средства производства находятся в собственности государства, экономика полностью управляется государством, отсутствуют свободные рыночные отношения. Вторая модель: средства производства находятся в частной собственности, рынок развивается свободно и самостоятельно, вмешательство государства сводится к минимуму. Целью реформ 90-х годов в России стал переход от первой модели ко второй, но с сохранением многих важных функций государства в экономике: управление государственной собственностью, распределение доходов и ресурсов, контроль уровня занятости и инфляции, налоговая и антимонопольная политика и др.
К внутренним функциям государства относятся также социальная функция (удовлетворение потребностей людей в жилье, в защите здоровья, поддержка незащищённых слоёв населения), функция управления наукой, образованием, культурой. Не следует также принижать значение идеологической функции государства, формирования национально-государственной идеологии. Государство призвано поддерживать единение общества, воспитывать патриотизм. История свидетельствует, что наличие национальной идеи помогало народам выйти победителями из самых тяжёлых испытаний. Но существует и обратная сторона идеологии, которая позволяет критиковать эту функцию государства. Идеология как эффективный инструмент манипулирования общественным сознанием может использоваться конкретными людьми для поддержания своей власти в корыстных интересах.
Внешней функцией государства является регулирование отношений с другими государствами. Задачами внешней политики являются сохранение государством своего суверенитета, обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности, расширение торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей с иностранными государствами. Результатом реализации этих целей должны стать благоприятные условия для внутриполитического развития страны. Поэтому внешняя политика считается продолжением внутренней политики, но другими средствами.
Роль государства в регулировании общественных отношений очень велика, но не абсолютна. Государственная власть не может и не должна регламентировать все стороны жизни общества. Если это происходит, то перед нами тоталитарное государство. Современной ценностью является гражданское общество – сфера негосударственных отношений, сфера свободной реализации гражданами своих интересов, сфера самостоятельной активности граждан, гражданского творчества, свободного от государственного вмешательства.
Гражданское общество создаёт наиболее благоприятные условия для многостороннего развития личности, для реализации интересов и творческих способностей личности, в условиях свободы воспитывает ответственность и активную гражданскую позицию. Отсутствие зрелого гражданского общества делает человека «винтиком» в государственной машине, способствует распространению иждивенческих настроений, общей пассивности и конформизму (приспособленчеству) граждан.