Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения

Очная форма обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятель-ная работа (форма и часы) Всего
Лекции Практические занятия Лабораторные работы всего
Раздел I. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Тема 1. Предмет и проблемы этики    
Тема 2. Структура, функции и категории этики    
Раздел II. История этических учений Тема 3. Древневосточная этика    
Тема 4. Этическая мысль античности    
Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения    
Тема 6. Этическая мысль Нового времени и эпохи Просвещения    
Тема 7. Этическая мысль второй пол. XIX – начала ХХ веков    
Тема 8. Этическая мысль ХХ века    
Тема 9. Этическая мысль в России (XIX-XXвв.)    
Раздел III. Историческое развитие нравственности Тема 10. Природа морали.    
Тема 11. Структура и функции морали.    
Раздел IV.Основные проблемы нравственности Тема 12. Основные этические категории    
Тема 13. Человек как субъект нравственного поведения.    
Тема 14. Нравственные проблемы современности.    
  Итого    

Заочная форма обучения (полный срок обучения, на базе высшего образования, на базе среднего специального образования)

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятель-ная работа (форма и часы) Всего
Лекции Практические занятия Лабораторные работы всего
Раздел I. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Тема 1. Предмет и проблемы этики    
Тема 2. Структура, функции и категории этики    
Раздел II. История этических учений Тема 3. Древневосточная этика    
Тема 4. Этическая мысль античности    
Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения    
Тема 6. Этическая мысль Нового времени и эпохи Просвещения    
Тема 7. Этическая мысль второй пол. XIX - начала ХХ веков    
Тема 8. Этическая мысль ХХ века    
Тема 9. Этическая мысль в России (XIX-XXвв.)        
Раздел III. Историческое развитие нравственности Тема 10. Природа морали.        
Тема 11. Структура и функции морали.        
Раздел IV.Основные проблемы нравственности Тема 12. Основные этические категории        
Тема 13. Человек как субъект нравственного поведения.        
Тема 14. Нравственные проблемы современности.        
  Итого    


Содержание программы учебной дисциплины

Раздел I. Предмет и значение этики как философской дисциплины.

Тема 1. Предмет и проблемы этики

Этика как философское учение о морали. Мораль как общественный институт. Мораль и другие системы регуляции отношений (право, организационная норма, обычай). Стадии в развитии морали. Моральные нормы и правила. Моральные высказывания и их виды. Моральная точка зрения. Мораль и истина. Моральный плюрализм. Культурный и моральный релятивизм.

Основные проблемы этики: происхождение и сущность нравственности, ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютности и относительности в морали, индивидуальная мораль и общественная нравственность.

Тема 2. Структура, функции и категории этики

Структура и функции этики. Основные категории и понятия этики: добро и зло, добродетель и порок, справедливость, нравственные нормы и ценности, свобода и необходимость, нравственная свобода и моральный закон, воля, свобода выбора, долг, совесть, смысл жизни, честь и достоинство.

Место этики в структуре философского знания. Этика в системе наук о человеке: психология, педагогика, социология, история мировой культуры.

Радел II. История этических учений.

Тема 3. Древневосточная этика.

Становление древневосточной этики. Генезис этических воззрений в Древней Индии: этика веданты, этика йоги, буддизм.

Этические учения Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.

Тема 4. Этическая мысль античности.

Генезис и оформление философско-этического мировоззрения.

Развитие моральной рефлексии в античной философии. “Греческое чудо”. От родовой общины к гражданскому полису: разрушение традиционных норм поведения. “Мудрость” семи мудрецов.

Греческая пайдейа - проблема античных добродетелей. Антропоцентризм софистики: “Человек есть мера всех вещей”. Этический релятивизм софистов. Нравственная философия Сократа. Рационализм в этике: нравственность как знание добра и зла и действие соответственно знанию. Этика Платона. Учение Платона о благе. Морально-практическая философия Аристотеля. Эвдемонизм Аристотеля. Этические и дианоэтические добродетели. Концепция середины как нормы. Этика и политика.

Индивидуальная этика эллинистической философии. Гедонизм эпикуреизма. Счастье как атараксия. Своеобразие этической концепции стоицизма. Идеал стоического мудреца: евпатия, апатия, автаркия. Античный скептицизм. Этическая проблематика в неоплатонизме.

Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.

Общая характеристика средневековой этики. Христианское обоснование морали. Идея Бога как морального абсолюта, Бог как источник и критерий нравственности. Этический идеал первоначального христианства. Любовь как универсальный принцип морали. Милосердия как добродетель. Этическая теодицея Августина. Ригоризм и аскетизм христианской морали. От патристики к схоластике: эволюция этических воззрений. Этико-социальная концепция Фомы Аквинского. Проблема свободы и божественного проведения. Проблема индивидуализации морали. Средневековая мистика.

Нравственные проблемы в трудах гуманистов Возрождения, этико-теологические концепции периода Реформации, дискуссия о свободе воли. Нравственные проблемы в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Наши рекомендации