Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятель-ная работа (форма и часы) | Всего | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | всего | ||||
Раздел I. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Тема 1. Предмет и проблемы этики | |||||||
Тема 2. Структура, функции и категории этики | |||||||
Раздел II. История этических учений Тема 3. Древневосточная этика | |||||||
Тема 4. Этическая мысль античности | |||||||
Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения | |||||||
Тема 6. Этическая мысль Нового времени и эпохи Просвещения | |||||||
Тема 7. Этическая мысль второй пол. XIX – начала ХХ веков | |||||||
Тема 8. Этическая мысль ХХ века | |||||||
Тема 9. Этическая мысль в России (XIX-XXвв.) | |||||||
Раздел III. Историческое развитие нравственности Тема 10. Природа морали. | |||||||
Тема 11. Структура и функции морали. | |||||||
Раздел IV.Основные проблемы нравственности Тема 12. Основные этические категории | |||||||
Тема 13. Человек как субъект нравственного поведения. | |||||||
Тема 14. Нравственные проблемы современности. | |||||||
Итого |
Заочная форма обучения (полный срок обучения, на базе высшего образования, на базе среднего специального образования)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятель-ная работа (форма и часы) | Всего | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | всего | ||||
Раздел I. Предмет и значение этики как философской дисциплины. Тема 1. Предмет и проблемы этики | |||||||
Тема 2. Структура, функции и категории этики | |||||||
Раздел II. История этических учений Тема 3. Древневосточная этика | |||||||
Тема 4. Этическая мысль античности | |||||||
Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения | |||||||
Тема 6. Этическая мысль Нового времени и эпохи Просвещения | |||||||
Тема 7. Этическая мысль второй пол. XIX - начала ХХ веков | |||||||
Тема 8. Этическая мысль ХХ века | |||||||
Тема 9. Этическая мысль в России (XIX-XXвв.) | |||||||
Раздел III. Историческое развитие нравственности Тема 10. Природа морали. | |||||||
Тема 11. Структура и функции морали. | |||||||
Раздел IV.Основные проблемы нравственности Тема 12. Основные этические категории | |||||||
Тема 13. Человек как субъект нравственного поведения. | |||||||
Тема 14. Нравственные проблемы современности. | |||||||
Итого |
Содержание программы учебной дисциплины
Раздел I. Предмет и значение этики как философской дисциплины.
Тема 1. Предмет и проблемы этики
Этика как философское учение о морали. Мораль как общественный институт. Мораль и другие системы регуляции отношений (право, организационная норма, обычай). Стадии в развитии морали. Моральные нормы и правила. Моральные высказывания и их виды. Моральная точка зрения. Мораль и истина. Моральный плюрализм. Культурный и моральный релятивизм.
Основные проблемы этики: происхождение и сущность нравственности, ценностный и нормативный аспекты нравственности, проблема абсолютности и относительности в морали, индивидуальная мораль и общественная нравственность.
Тема 2. Структура, функции и категории этики
Структура и функции этики. Основные категории и понятия этики: добро и зло, добродетель и порок, справедливость, нравственные нормы и ценности, свобода и необходимость, нравственная свобода и моральный закон, воля, свобода выбора, долг, совесть, смысл жизни, честь и достоинство.
Место этики в структуре философского знания. Этика в системе наук о человеке: психология, педагогика, социология, история мировой культуры.
Радел II. История этических учений.
Тема 3. Древневосточная этика.
Становление древневосточной этики. Генезис этических воззрений в Древней Индии: этика веданты, этика йоги, буддизм.
Этические учения Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
Тема 4. Этическая мысль античности.
Генезис и оформление философско-этического мировоззрения.
Развитие моральной рефлексии в античной философии. “Греческое чудо”. От родовой общины к гражданскому полису: разрушение традиционных норм поведения. “Мудрость” семи мудрецов.
Греческая пайдейа - проблема античных добродетелей. Антропоцентризм софистики: “Человек есть мера всех вещей”. Этический релятивизм софистов. Нравственная философия Сократа. Рационализм в этике: нравственность как знание добра и зла и действие соответственно знанию. Этика Платона. Учение Платона о благе. Морально-практическая философия Аристотеля. Эвдемонизм Аристотеля. Этические и дианоэтические добродетели. Концепция середины как нормы. Этика и политика.
Индивидуальная этика эллинистической философии. Гедонизм эпикуреизма. Счастье как атараксия. Своеобразие этической концепции стоицизма. Идеал стоического мудреца: евпатия, апатия, автаркия. Античный скептицизм. Этическая проблематика в неоплатонизме.
Тема 5. Этическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.
Общая характеристика средневековой этики. Христианское обоснование морали. Идея Бога как морального абсолюта, Бог как источник и критерий нравственности. Этический идеал первоначального христианства. Любовь как универсальный принцип морали. Милосердия как добродетель. Этическая теодицея Августина. Ригоризм и аскетизм христианской морали. От патристики к схоластике: эволюция этических воззрений. Этико-социальная концепция Фомы Аквинского. Проблема свободы и божественного проведения. Проблема индивидуализации морали. Средневековая мистика.
Нравственные проблемы в трудах гуманистов Возрождения, этико-теологические концепции периода Реформации, дискуссия о свободе воли. Нравственные проблемы в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы.