Особенности раннехристианской философии и философии Средневековья. Апологетика, патристика, схоластика

Христианский мир унаследовал от античности идею философии как системы, обнимающей все формы мыслительной работы, все сферы духовной жизни. Но сама античная философия — как это было много раз показано — была в то же время и своеобразным богословием, конечно, соответственно религиозному сознанию античности. Но для христианского сознания, религиозный мир которого был глубоко отличен от античной религиозности, построения античности были только философией, можно сказать «чистой философией», построением «чистого разума». Раннее христианство было к тому же невосприимчиво к религиозному содержанию античной мысли и лишь постепенно, используя ее построения в апологетических целях, приобщалось к богословской стороне ее. Идея «чистой философии» есть вообще выдумка и создание мыслителей христианской эпохи — и сама эта выдумка, эта фиктивная идея не случайна именно для христианской эпохи. Логос, это заветное имя для христианского сознания, сам открывает путь для «чистой» мысли, сам способствует, в известных границах, отделению мысли от живой связи с бытием. Христианство есть живая и неразложимая целостность, оно не может быть иным, но отдельные сферы творчества в своем развитии могут выходить за его пределы и затем отстаивать свою «автономию», если не сумеют найти законные пути своего движения внутри Церкви.

Едва ли не самым важным по своим последствиям актом церковной мысли II-III вв. была установка отношений откровения к разуму и науке человеческой. Главное назначение человека на земле — спасти свою душу; для спасения души надо веровать, и истинно веровать. Отсюда в церкви должно было явиться мнение, что для спасения души развитой разум и наука не только не нужны (ибо вера возможна и без них), а даже вредны, так как внушают умственную гордость и затрудняют смиренное принятие откровенной, превышающей разум «Божией премудрости». Первые христианские философы — Афиногор, Теофил, Йриней, Юстин, Татиан и другие разрабатывали и пропагандировали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Апологеты создавали церковный гнозис, или методику православного богословия, так как ими устанавливался принцип, что философия вообще приложима к религии, а совершённая философия тождественна с нею; создать такую философию есть высшая задача для христианского мыслителя. Откровение может и должно быть формулировано при помощи категорий разума, философскими терминами. Однако, приступая к такой работе, богослов (это слово создано апологетами) должен постоянно контролировать себя откровением; если ему не удастся найти формулу, сохраняющую за философскими терминами их всегдашний научный смысл и вместе с тем точно отвечающую содержанию веры, то он должен признать свою частную неудачу, и только если выяснится, что наши философские понятия неприложимы к содержанию веры без искажения его, то, значит, надо реформировать самую философию. Кто поступит обратно и станет ломать самое откровение, чтобы подогнать его под мерку того, что ему представляется или в философии считается неизменным и неизбежным для разума понятием, — тот еретик и должен выйти из церкви, так как он поставил свой ум выше откровения и выше вероучения церкви. Апологеты узаконили философскую, а с ней и вообще научную работу в церкви.

Патристикой обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II—VII вв. Однако отцами, учителями христианской церкви во II–VIII вв. считали далеко не всех богословов, теологов, учивших или преподававших философию, теологию, а только тех, кто отличался особым образом жизни, личной святостью, древностью, ортодоксальностью взглядов, получивших официальное признание церкви и принятых ею в качестве обязательных аксиом, постулатов. Патристическая философия стремилась к осуществлению синтеза христианских догматов и учений, представленных в Библии, с некоторыми идеями античной философии. Этот синтез мог быть осуществлен благодаря тому, что в Библии содержатся идеи, близкие или родственные древнегреческой философии. Именно эти идеи и выдвигались отцами церкви, философами на первый план, чтобы противопоставить свое учение язычеству. Патристическая философия – это экзегетическое философствование, заключающееся в объяснении, истолковании, интерпретации текста Священного Писания. Это обстоятельство и вынуждало их обращаться за помощью к античной философии, которая владела богатым набором герменевтических, логических средств, способных выполнить поставленную задачу. Что касается самого предмета понимания и интерпретации, то он был задан Библией. Патристическая философия – это формирование, становление средневековой схоластической философии, это переход, если можно так выразиться, к «чистой», «настоящей» средневековой философии от философии античной.

Схоластика - это интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию западно-христианского вероучения. Схоластика (от лат. schola - школа) возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми). Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия:

‒ при помощи разума легче проникнуть в истины веры;

‒ используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

‒ при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Античные источники схоластической мысли - это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее I нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля. Интерес к работам Боэция вызвал спор об универсалиях, который вел к распространению схоластического метода и стал основной темой философствования на несколько столетий. В дискуссии было высказано в конечном счете три точки зрения:

‒ крайний реализм, который утверждал (продолжая тем самым платоновскую линию философствования), что универсалии, т. е. роды и виды, существуют до вещей, в качестве реальных сущностей;

‒ крайний номинализм (от лат. nomen - имя), который настаивал (восходя к стоической традиции), что роды и иды существуют после вещей, в качестве общих имен;

‒ умеренный реализм, который опирался на аристотелевскую традицию - роды и виды существуют в самих вещах.

Расцвет схоластики (XIII в.) связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений.

2. Проанализировать понятие "интенциональность" в философии Ф. Брентано. Охарактеризовать феноменологию Э. Гуссерля и ее методологическую роль для техник мышления ХХ в.

В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано, предложивший его в качестве критерия различения ментальных и физических феноменов. Всякий психический акт с точки зрения Брентано направлен на нечто, что и делает его интенциональным. Согласно Брентано, каждый психический феномен характеризуется тем, что средневековые схоласты назвали интенциональной (а также идеальной, ментальной) наличностью предмета. Сам Брентано предпочитает говорить о "соотнесенности" психического феномена с какой-либо предметностью.

Феноменология — методология философского исследования оказавшее влияние на другие течения (прежде всего экзистенциализм) и гуманитарные науки (Эдмунд Гуссерль (1859–1938)). Феноменология помогает понять сущность вещей, но не факты, ее не интересует конкретная норма морали или поведения, ее интересует, почему эта норма является таковой. Суть метода - в вынесении за скобки анализа всего того, что препятствует постижению чистого бытия сознания, а именно интересов, потребностей, влияния внешнего мира. В результате из рассмотрения исключаются весь окружающий мир, существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентального мира сущего. Хотя сами сущности у него выступают как “значения”, не обладающие собственным статусом. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий.

Билет №18.

Наши рекомендации