Платон и Аристотель – «вершины» древнегреческой философии
Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427 - 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее системный характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.
Платон (аристократ, ученик Сократа, основатель философской школы – Академии, автор 34-х диалогов, одного монолога и 13 писем: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство») является виднейшим представителем объективного идеализма («линия идеализма»). Мир (по Платону) двойственен по своей природе: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.
Идеи («эйдосы»)– общие понятия, которые создаются человеческой мыслью. Они существуют в идеальном мире, который вечен и неизменен. Каждому классу чувственных предметов соответствуют в идеальном мире свои «эйдосы». Они – суть вещей, их причины, образцы и цели. Платон отрывает идеи от человека и дает им абсолютное значение: а) абсолютизирует общие понятия; б) делает идеи абсолютными и неподвижными; в) отрывает их от человека и обожествляет их; г) вещи и предметы – это тени идей. Идеи - это образы вещей, некие божественные сущности. Они - целевые причины, заряженные энергией устремления, между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра, или Мировой Разум. Мир сотворен этим разумом, который вносит в него порядок и меру. Кстати, для Платона философия – это любовь к идее.
Проблема человека. Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, вспоминает о мире идей. Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Душа есть бессмертная сущность; в процессе мышления она активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой в царстве идей. Путь к воссозданию забытого и самого ценного - это созерцание, любование и любовь.
В душе человека есть 3 начала: разумное (властвование); аффективное (защита); алчное (повиновение). Гармоничное сочетание всех частей души под началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.
Аристотель был учеником Платона, учителем Александра Македонского. Сын врача, он с детства был причастен к медицине, окончил медицинскую школу. Несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона, он по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем («Платон мне друг, но истина дороже»). Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Он автор 150 произведений, которые объединены общим названием «Органон»: «Метафизика», «О душе»и т.д. Философская позиция Аристотеля во взглядах на мир – это дуализм.
Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это активный творческий фактор, это причина становления вещей из однообразной материи; это 1-я сущность всех вещей, а конечной формой всех вещей – есть Бог. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания.
Бог также есть первая причина, начало всех начал. Он сообщает миру цель и заданность. Наряду с этим, в основании вещей лежат причины - материальная, формальная и движущая. Однако Бог у Аристотеля не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, человек должен сам найти разумную меру своей жизни.
Аристотель рассматривал и проблему души, считая, что она присуща всем объектам живой природы: растения, животные, человек. Душа имеет три уровня существования: вегетативный – душа растений; чувственный – животных; разумный – человека.
Философ систематизировал все знания того времени, а именно, о живой и неживой природе, психологии человека, устройстве государства, познании. Он разработал основные понятия этики, создал первую систему категорий, впервые применил понятие «организм», описал более 500 видов животных, основал сравнительную анатомию, эмбриологию, физиологию.
В области медицины Аристотель дал понимание целостности организма, т.е. тесного взаимодействия всех органов. Он высказал важную мысль о том, что врач лечит конкретно взятого человека, а не человека вообще. Он определил сущность здоровья, которая определяется врачебным искусством. Врачебное искусство – это знание о содействии здоровью и о том, какой образ жизни должен вести человек. Чтобы искусство врача было на уровне он должен познать как здоровье, так и желчь и флегму, с которыми он связывал здоровье.
Аристотель – первый историк философии. Он же – «отец» логики как систематизированной науки о мышлении и её законах. Он смог не только упорядочить, но и обобщить и систематизировать достижения философской мысли своего времени. Содержательность и разработанность его философской системы универсальны.
На основании взглядов Аристотеля, развиваемых его учениками и последователями, позднее возник аристотелизм: в узком смысле – учение; в широком - истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля, а также усвоения его учения в различных средневековых, теологических традициях.