Человек входит в состояние зависти, совершает месть и обретает жадность.
Из вышесказанного следует правило:
У духовно нищего человека вначале возникает зависть, т.е. – желание лишить другого преимущества, потом путем мести лишает другого преимущества и, наконец, при многократном повторении первых двух этапов обретает свойство жадности – необходимость постоянного получения преимущества путем разрушения (маниакальное состояние).
Человек не обязательно проходит все этапы получения преимущества. Например, он может остановиться на этапе зависти – желания преимущества и не дойти до следующей фазы – мести (реализации зависти) хотя бы потому, что у него может не хватать для этого физической энергии. Если человек начинает мстить, то он не осознает причину своего поведения, т.е. свою зависть. Осознанной причиной мести для него является благородный мотив – установление справедливости.
Зависть связана с осознанным страхом собственной неполноценности. Месть возникает после вытеснения этого страха в подсознание. При этом в сознании возникает обратное чувство: я лучше всех! После этого начинается театральное, демонстративное поведение, агрессия.
Зависть – это пассивное состояние страха перед будущим, чувство неуверенности и социальной неполноценности по сравнению с другими людьми. Зависть ослепляет человека и лишает его будущего.
Человек не может осознать собственное состояние зависти: если его обвинить в проявлении зависти, то он объяснит свое поведение благородным мотивом. Поэтому зависть является коварной и незаметно разъедает сущность человека изнутри.
Есть старая философская притча, поясняющая зависть.
Бог спустился с неба на землю и оказался в одной стране. Видит: сидит человек и плачет.
–Почему плачешь?
–У соседа есть деньги, золото.
–Чего хочешь?
–Сделай так, чтобы у меня тоже было.
С тех пор у жителей этой страны есть богатство.
Пошел Бог дальше и пришел в другую страну. Видит: сидит человек и плачет.
–Почему плачешь?
–У соседа есть хлеб, вино, гостей принимает.
–Чего хочешь?
–Сделай так, чтобы у меня тоже было.
С тех пор у жителей этой страны есть хлеб-соль и они гостеприимны.
Пошел Бог дальше и пришел в третью страну. Видит: сидит человек и плачет.
–Почему плачешь?
–У соседа есть хорошая изба, коровы, куры.
–Чего хочешь?
–Сделай так, чтобы у него тоже не было.
С тех пор жители этой страны живут бедно.
В этой древней притче раскрыта сущность зависти. Это – желание лишить другого преимущества над собой. Она показывает, что бедность является следствием зависти, а не ее причиной.
Настоящей причиной зависти является слабость человека, его духовная нищета. К зависти ведет подавление здравого смысла и практического ума, что, в свою очередь, приводит к появлению нереальных идей.
Таким образом, зависть, месть и жадность связаны с потребностью получения преимущества над другими людьми для компенсации чувства собственной неполноценности, а не для того, чтобы реализоваться в жизни.
Для того, чтобы реализоваться в жизни и выполнить назначение жизни человека на земле не требуется получение преимущества над другими.
Разве Бетховен создавал музыку для того, чтобы получить преимущество над другими?
Разве Ньютон открывал законы природы для того, чтобы получить преимущество над другими?
Разве Чехов писал рассказы для того, чтобы получить преимущество над другими?
Они стремились познать гармонию окружающего мира и сотворить духовное наследие человечества – жизненную энергию будущего, в чем, собственно говоря, и заключается смысл жизни человека на земле.
Многие люди выполняют свое назначение и создают жизненную энергию будущего при помощи более простого и естественного способа: путем воспроизводства себе подобных и воспитания детей как гармоничных личностей, а также благотворительностью, проявлением жалости к беспомощным и творением добра. Все это приравнивается к творческому труду.
Честь
Честь есть заранее присвоенное чувство преимущества, поддерживаемое данным обществом.
Человеку оказывают (отдают) честь и этим подтверждают его преимущество по сравнению с другими людьми (уважают его).
Как уже было отмечено, жадность – это свойство, при котором постоянно требуется получение преимущества над другими путем разрушения, порчи. Но, если преимущество над другими людьми присвоено заведомо и закреплено определенными чинами и регалиями, то это создает честь – чувство преимущества. При этом может сформироваться свойство честолюбия. Честолюбивым является человек, который любит честь. Точнее – который любит, чтобы ему оказывали (отдавали) честь.
Честь (чувство преимущества) требует постоянного поддержания, одобрения, признания, уважения со стороны других людей, т.е. – социальной пищи (см. раздел: главный психологический наркотик).
Как уже было отмечено, желание компенсировать чувство собственной неполноценности порождает желание
получить преимущество над другим человеком, т.е. – зависть. Процесс этой компенсации есть месть, а компенсация – жадность.
Если честолюбивому человеку не оказали честь, т. е. не дали ему почувствовать заранее присвоенное преимущество, то у него может возникнуть чувство неполноценности и необходимость его компенсации. Он может прибегнуть к активным способам получения преимущества. У него может возникнуть желание получить преимущество (зависть), далее он может начать поиск и реализацию преимущества (месть) и, наконец, он может приступить к получению преимущества путем разрушения (жадность). То есть, он может вернуться к предыдущим состояниям получения преимущества, стать агрессивным и вернуть честь путем разрушения, порчи, уничтожения.
Получаются следующие этапы:
Зависть – желание преимущества.
Месть – поиск преимущества.
Жадность – получение преимущества.
Честь – чувство преимущества.
Зависть – состояние.
Месть – процесс.
Жадность – свойство.
Честь – чувство.
Честь (чувство преимущества) ошибочно связывают с честностью. Честность есть готовность творить добро при помощи истины, совести, гармонии, любви и веры. Для творения добра не требуется чувство преимущества над другими людьми. Поэтому честь непосредственно не связана с честностью.
Честь обычно отождествляют с достоинством. Но, это – заблуждение. Достоинство есть ощущение в себе человеческой сущности.
Говорят «Честь дороже жизни». Но достоинство – не дороже жизни. Достоинство есть жизнь. Достоинство человеку нужно для того, чтобы жить достойно и выполнить свое назначение, а не погибнуть. Честь нуждается в подтверждении путем предоставления преимущества со стороны других людей. Достоинство есть внутреннее состояние, ощущение в себе общечеловеческих обязанностей, непреходящих ценностей, истины. Поэтому, достоинство связано с совестью (совесть есть весть об истине). Достоинство не нуждается в подтверждении со стороны других людей. Оказание чести есть подтверждение преимущества. Если человеку не оказали честь, не подтвердили его честолюбие, то он лишается чести. Но человек не лишается достоинства, если нет подтверждения извне. Честь больше связана с гордыней. Честолюбием человек подтверждает свое социальное положение (преимущество). Для сохранения достоинства человеку не обязательно требуется общественное положение. Достоинство помогает человеку быть человеком в любых обстоятельствах и положениях.
Человек может потерять честь в определенной ситуации, но сохранить достоинство и продолжить творческий, созидательный труд.
Приведем примеры.
У Чижевского отняли честь – посадили в тюрьму. Но он не потерял человеческое достоинство и продолжил трудиться творчески. Находясь в заключении, он сотворил духовное наследие в виде научных открытий, которыми сегодня пользуется все человечество.
Выражение «Честь дороже жизни» отражает нехватку практического ума.
Пушкину сказали: за твоей женой ухаживает Дантес. Это оскорбляет твою честь. Пушкин, движимый принципом «Честь дороже жизни», вызвал Дантеса на дуэль. Так был спровоцирован и убит великий русский поэт.
Великий английский физик Ньютон, как-то вечером, гулял по улицам Лондона. Неожиданно ему дорогу преградил пьяный верзила и грозно сказал:
–Я дуракам дорогу не уступаю!
– А я – наоборот. Сказал Ньютон и уступил ему дорогу.
Может быть, Пушкину надо было уступить дорогу жадному Дантесу и недостойной Наталии.
Говорят, что умный человек всегда найдет выход из опасной для жизни ситуации, а мудрый – не попадет в нее. К великому сожалению для всего человечества у Пушкина в той трудной ситуации не хватило мудрости, чтобы не ввязываться в драку и не хватило ума, чтобы убить Дантеса.
Можно ли сказать, что Ньютон, уступив честь в той дорожной ситуации, перестал быть достойным человеком?
Таким образом, можно сделать вывод:
–возможно потерять честь, но сохранить достоинство,
–возможно сохранить честь, но потерять достоинство.
Например, если бы Ньютон убил того человека, который не уступил ему дорогу и назвал его дураком, то он сохранил бы честь, но потерял бы достоинство.
Между честью и достоинством есть определенная связь. Честь есть чувство ложного достоинства. Если человек потерял достоинство, то он не сможет вернуться к достоинству с помощью чувства преимущества (чести), а только – с помощью чувства гармонии (любви). Изложенное выше понятие чести человека может быть распространено на группы людей, общины, государство и т.д.
Следует отметить, что уважение и признание в обществе не обязательно приобретается на основе чести – чувства преимущества. Положительную оценку, признание в обществе можно добиться созидательным трудом, доблестным поведением. В этом случае не возникает честолюбие и нет необходимости в чувстве преимущества и его постоянном поддержании (чести).
1.4.7. Причины недоверия к людям:
ложь – обман – ревность – подозрительность
Ложь и обман
Ложь есть отсутствие истины, ее искажение, подмена.
Ложь является обратным понятием истины, поэтому ложь нужно понимать как нарушение абсолютных моральных принципов. Если человек не придерживается абсолютных моральных принципов, если у него все ценности относительные, то это есть ложь.
Ложь есть абсолютное понятие и всегда является злом.
Обман есть преднамеренное введение человека в заблуждение или просто изворотливость. Обман является относительным понятием и не всегда является злом. Например, футбольный комментатор говорит: нападающий обманул одного защитника, обманул второго, обманул вратаря – гол! Болельщики радуются. Он всех обманул, а мы радуемся потому, что нет зла, нет лжи. В данном случае обман присутствует, а ложь отсутствует.
Не следует понимать ложь примитивно, буквальнокак «сообщение или намерение, не соответствующее действительности».
Ложь нарушает истину. Обман не обязательно нарушает истину. Обман, как изворотливость может проявляться в играх, во время отдыха. Если обман нарушает истину, принципы жизни, то приравнивается ко лжи и становится злом.
Истина относится только к абсолютным моральным принципам и не проявляется в жизненных мелочах и непринципиальныхвопросах. Если человек истину ищет на каждом шагу в деталях жизни, то он будет настолько ограничен условностями, что не сможетвыжить в реальной физической среде. Способы выживания и самозащиты в практической жизни требуют проявления практического ума, а иногда и изворотливости, изощренности, но это не есть ложь. Ложь есть только то, что нарушает абсолютные моральные принципы. Даже если человек не врет конкретно в чем-либо, но не живет согласно абсолютным моральным принципам, то это есть ложь. Ложь есть свойство, а не случай. Например, мне преградили путь грабители. Я говорю: "Смотрите, милиция!" Они посмотрели, я убежал. Я сказал неправду: милиции там не было. Но это не есть ложь. Ложь проявляется только в нарушении абсолютных ценностей. Если бы я в этой ситуации не проявил изворотливость и дал бы себя убить, то нарушил бы истину и допустил бы ложь. В другом случае человек не соврал, но это может быть ложью, злом. Например, людоед говорит правду о том, что съел ребенка соседнего племени. Вроде бы не врет, но его жизнь есть ложь. Ложь есть его свойство, так как нарушает абсолютную ценность жизни. Ложь (как и истина) является абсолютным понятием. Если ложь понимать буквально, то она превращается в относительное понятие. Тогда появляется плохая и хорошая ложь, вредная и полезная ложь, что создает хаос, неопределенность.
Ложь всегда служит злу, а обман может служить как злу, так и добру. Например, обман в ходе игры, развлечения, веселья, юмора может служить отдыху, оздоровлению, согласованности людей и гармоническому сочетанию с природой, т.е. – добру. В то же время обман в жизненно важных для человека вопросах может довести его до несчастья и лишить его жизни т.е. служить злу.
Ложь есть свойство, а обман – случай.