Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания.
Философия и мировоззрение
Основные понятия и термины
Антропология(греч.anthropos—человек) —наука о происхождении и эволюции человека.Бытие—все существующее как единая целостность,объективная реальность,существующая независимо от сознания человека.
Гносеология(греч.gnosis—знание) —учение о познании,теория познания.Диалектика—учение о наиболее общих закономерностях развития,бытия и познания.Дуалисты—философы,считавшие,что в основе бытия существуют два равноправныхначала: материальное и идеальное.
Закон—внутренние,устойчивые,необходимые,существенные,повторяющиеся связи.Идеализм—философское направление,признающее первичным духовное(сознание).Концепция—основополагающая мысль,концентрация содержания,основная точка зрения.Логика(греч.logos—слово,понятие,мысль,наука) —наука о законах мышления.Материализм—философское направление,признающее материю первичной и независимойот сознания, а сознание — вторичным.
Методология—способ познания существующей реальности,опирающийся на систему
универсальных принципов и законов.
Метод—прием,средство,способ познания.
Мифология—возникший на ранних этапах существования общества способ осознаниямира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.
Мировоззрение —система взглядов на объективный мир и место в нем человека,наотношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.
Натурфилософия—философия природы,первая форма философии,содержание понятияизменялось по мере исторического развития форм философии.
Наука—теоретическое знание,содержанием которого являются законы объективного мира.Объективный мир—объективная реальность,все существующее независимо от сознаниячеловека.
Онтология(от греч.ontos—сущее иlogos—слово,учение,наука) —учение о сущем,учение о бытии.
Принцип—руководящая идея,основополагающее правило.
Теория—система логически обоснованных,концептуальных идей.
Философия—наука об универсальных законах и принципах бытия;учение об общихпринципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Философский метод(греч.methodos—путь познания) —система наиболее общих приемовтеоретического и эмпирического освоения действительности.
Эстетика(греч.aisthetikos—чувствующий,чувственность) —учение о законах прекрасного.
Этика(от греч.ethos—обычай,характер) —учение о нравственности,морали.
Закон-внутренние,устойчивые,необходимые,существенные,повторяющиеся связи.
Концепция-основополагающая мысль,концентрация содержания,основная точка зрения.
Метод-приём,средство,способ познания.
Наука-теоретическое знание,содержанием которого являются законы объективного мира.
Объективныймир-объективная реальность,все существующее
независимо от сознания человека.
Принцип–основополагающие знаний,науки.
Теория-система логически обоснованных,концептуальных идей.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое «философия», каковы ее цель и предназначение?
2. С постановки каких проблем начинается философия?
3. Что является предметом философского исследования?
4. Что входит в структуру философии?
5. Охарактеризуйте функции философии.
6.В чем сущность Основного вопроса философии?
7. В чем различие и единство эмпирического и рационального методов познания действительности?
8. Какова структура мировоззрения?
9. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?
10.Какие методы относятся к универсальным теоретическим методам познания?
11. В чем отличие философских методов познания от общенаучных методов?
Упражнения и задачи
1. Иногда говорят, что философия-«дочь демократии». Как вы думаете, что здесь имеется ввиду?________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Есть ли на Ваш взгляд польза от философии? Если «да», то в чём она состоит?______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сможет ли каждый человек стать философом? Если «да», то что именно для этого нужно сделать?______________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Раскройте взаимосвязь между философией и худ. Литературой на примере одного из известных Вам произведений отечественной литературы.___________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Раскройте смысл выражения Карла Маркса. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». О какой функции философии идёт речь?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если я не философствую, то я не человек
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.«Структура мировоззрения»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Всякая философия является мировоззрением. Но не всякое мировоззрение является философией. Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Назовите типы мировоззрения и дайте им характеристику________________________________________________________________________
10. Объяснить функции философии
1. Мировоззренческая__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Гносеологическая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Методологическая___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Интегративная_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Аксиологическая____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Интеллектуальная____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Социальная_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Прогностическая_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Эвристическая______________________________________________________________________________________________________________________________
11.Основным вопросом философии, раскрывающим характер философского мышления является______________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Выделяют два аспекта этого вопроса:
1.онтологический _______________________________________________________________________
2.гносеологический______________________________________________________
13.А.Материализм__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Идеализм _____________________________________________________________________________________
В.Дуализм- ____________________________________________________________________________________
14. Формы проявления материализма и идеализма
Материализм | Идеализм |
Диалектический – | Объективный- |
Метафизический- | Субъективный- Солипсизм- |
15.В ответ на вопрос «Познаваем ли мир?» сформировались философские направления
оптимисты- __________________________________________________________________
скептики- __________________________________________________________________
агностики- __________________________________________________________________
16. Как вы представляете роль философии в своей будущей профессии?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темы теоретических сообщений (рефератов)
1. Мифология в прошлом и в современном мире: общее и особенное.
2. Философия как наука и мировоззрение.
3. Философия как путь к мудрости.
4. Концепции возникновения философии.
5. Мировоззрение и медицина.
6. Мировоззрение «здравого смысла»