Предмет философии науки, её место в системе философского и конкретно научного знания.

Предмет философии науки, её место в системе философского и конкретно научного знания.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте». Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

Место философии в научном знании

Находясь в зависимости от научного знания, философия сохраняет свою специфику и обладает относительной самостоятельностью, что дает возможность получать в ее рамках такие выводы, сделать которые не может ни одна частная наука. Философия часто предвосхищала целые области будущего развития науки самим фактом постановки новых теоретических проблем.

Роль философии в развитии современного научного знания возрастает. Это связано, прежде всего, с быстрым ростом научной информации и дифференциацией научного знания. Ведь именно философия является основой для взаимопонимания представителей частных наук, которые устанавливают взаимопонимание на уровне философских обобщений. Функция синтезирования , обобщения научных знаний, связь их в единую научную картину мира – важнейшая функция философии в современной науке.

Наряду с дифференциацией, другой важнейшей закономерностью современной науки, является тенденция к интеграции, синтезу научных знаний. Она осуществляется путем взаимопроникновения наук, формирования так называемых ''стыковых наук '', таких как астрофизика, геохимия, биофизика, нейропсихология, кибернетика и т.д.

Философия расширяет кругозор ученого, позволяет ему с более широких позиций взглянуть на изучаемый им объект, выяснить его место среди других объектов. Но философия дает не только широту взгляда, но и глубину мысли. Она позволяет научить человеческое мышление отделять существенное от несущественного.

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности научного и философского мировоззрения.

Мировоззрение, его исторические формы.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих понимание мира, места в нем человека, его жизненные позиции. Мифологическое. Религиозное (земное/небесное оценочно-регулятивная функция, восприятие верой, а не разумом). Философское (универсализм, субстанциализм, абстрактно-понятийный аппарат а не чувственно-образный).

Мировоззрение и научная картина мира.

Наука - особая целенаправленная деятельность по производству новых, надежно обоснованных знаний, постольку они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания. Функции культурно-мировоззренческие, производительной силы, социальной силы. Раньше теология, теперь наука определяет мировоззрение. Методы науки: от абстрактного к конкретному, моделирование, системность, эксперимент и наблюдение, универсализация.

Философия и мировоззрение.

Общность: способ освоения мира, направлены на отношение человек-мир, дают целостное представление о мире, имеют общие функции.

Разность: мировоззрение шире (философские ,экономические , политические и др. взгляды).Разные по структуре философия: (онтология, гносеология, диалектика, антропология) мировоззрение: (опыт, знания, вера, убеждения).Философия: общественное сознание на научном фундаменте, мировоззрение может основываться и на ненаучных принципах. Мировоззрение не обязательно использует логико-понятийный аппарат, всеобщие законы и тп.

Структура мировоззрения.

Структура мировоззрения в философии включает в себя такие важнейшие компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей реальности и формирует собственную позицию в этом мире.

Структура мировоззрения в качестве своих важнейших элементов, включает:

систему информации и знаний;

взгляды, отношения и критерии оценки окружающего мира;

установки и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;

идеалы человека – образы, предопределяющие развитие человека и его движение, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Таким образом, мировоззрение - это системное единство образующих его компонентов.

Платон

Платон - ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов. Развил теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и отождествлял с бытием. “Идеям” Платон противопоставлял небытие, отождествляемое с материей и пространством. Чувственныймир, по Платону, как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними. “Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени.

Аристотель

Аристотель Открывает фил. школу ликей (рядом с храмом Аполлона Ликейского). Создатель самой обширной науч. системы из существ. в античности. Создал вместе со своими учениками новое научн. напр., систематизир. науку, определил предмет и методы отдельных наук. О предмете фил.: если предметом физики явл. материальные сущности, то фил. имеет право на самостоятельное существование, если в ней есть эл-ты нематериальных причин, сверхчувств., неподвижные, вечные сущности. Сущее- то, что существует, что можно наблюдать. Сущность- то, что нельзя ощутить, а только понять как внутр. связи (Солн. затм. - сущее, понимание его - сущность). Основа любого бытия - проматерия, перводвиг. всего - бог. Материя то, из чего вещь возникла. Вещь существует независимо от идеи, материя первична.

Об об-ве и гос-ве: "политика". Человек - обществ. сущ-во. Рабовладение - естественное состояние организации общества. С рождением каждому определено быть или рабом или рабовладельцем.

Общество свободных людей. 1. Очень богаты - противоественный способ приобретения богатства - плохо. 2.Средний класс 3. Крайне бедные. Формы гос-ва: хорошие (монархия, аристокр.), плохие (тирания, олигаргия, демокр.)

Место Аристотеля в науке

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов.

Эпикур

ЭПИКУР. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествовать разраб. теории познания. Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. Возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. Критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. В рамках необход. должен быть указан путь к свободе. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что движение обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком.

Евклид

Евкли́д или Эвкли́д— древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Из других сочинений по математике надо отметить «О делении фигур», сохранившееся в арабском переводе, 4 книги «Конические сечения», материал которых вошёл в произведение того же названия Аполлония Пергского, а также «Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического собрания» Паппа Александрийского. Евклид — автор работ по астрономии, оптике, музыке и др.[2]Уже со времён пифагорейцев и Платона арифметика, музыка, геометрия и астрономия (т.наз. «математические» науки; позже Боэцием названные квадривием) рассматривались в качестве образца систематического мышления и предварительной ступени для изучения философии. Не случайно возникло предание, согласно которому над входом в платоновскую Академию была помещена надпись «Да не войдёт сюда не знающий геометрии».

Птолемей

древнегреческий астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени.

Оптика. В трактате Оптика Птолемей экспериментально исследовал преломление света на границе воздух-вода и воздух-стекло и предложил свой закон преломления (приближенно выполняющийся лишь для малых углов).

ДемографияВ книгу «Четверокнижие» Птолемей внес итог своих статистических наблюдений о продолжительности жизни людейГеографиясобрание знаний о географии всего известного античным народам мира. Руководство по составлению атласа мира.

Предмет философии науки, её место в системе философского и конкретно научного знания.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте». Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

Наши рекомендации