И место ее в системе научного знания

Вопросы:

1. Предмет педагогики и ее осн понятия

2. История становления педагогики как науки

Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи старшим поколениям и активного усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для жизни и труда.

Современная реальность такова, что связь между поколениями ослабевает. Что является одной из причин кризисной ситуации в педагогике.

Основным предназначением каждого из поколений является:

1. Освоение имеющегося опыта

2. Преумножение этого опыта

3. Передача этого опыта дальше

Предмет педагогики:

· Образование, как реальный и целостный процесс, целенаправленно организуемый в спец соц институтах

· Закономерные связи, сущесвующие между развитием личности и воспитанием. Разработка на этой основе теории и технологии воспит деятельности

Включает след дисциплины (направления):

· Общая

· Возрасная (дошкольная, школьная, взрослых)

· Профессиональная

· Семейная

· История педагогики

· Специальная (для людей с отклонениями)

Включает в себя целый ряд ключевых понятий:

· Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений, мировоззрения, форм поведения.

· Обучение – специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого, в результате кот обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, что обеспечивает развитие ученика.

· Образование – результат обучения, имеющий своим итогом освоение человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности и отношений. Есть то, когда все выученное забывается

· Формирование – процесс становление человека как социального существа, под воздействием всех факторов, как природных, так и социальных.

· Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных качеств. Важнейшее качество человека.

Педагогика – наука достаточно древняя. Ее осн идеи зародились еще во времена Др. Греции, Др. Китая, Египта.

Этапы формирования педагогики:

1. Первые пед идеи появились в русле философии. Конфуций. Демокрит (самая большая ошибка Бога , в том, что он создал женщину. Воспитание ведет к умению хорошо мыслить говорить и правильно поступать. Осуждал родителей, кот не готовы вкладывать в обучение своего ребенка. Хорошим человеком мы становимся не от природы, а в рез воспит и обучения). Сократ ( подвергать все сомнению!!!). Платон (труды Государство и Законы. Основал школу Платоновские академики). Ученик Платона Аристотель (Платон мне друг, но истина важнее. Воспитание может быть физическим умственным и нравственным).

После эпохи Античности в эпоху Средневековья. Образование носит более религ характер. Излишние знания не разглашаются. Все подконтрольно. Фома Аквинский (совмещал религ и светское знание). Винсент де Бове (образование должно быть не насильственным, а через игру, шутку. Выделил специфические особенности детей: отличаются легкостью нрава, они часто проявляют слабоволие и доверчивость. Они бывают капризными). Начало средневековья

12-15 века. Образование выходит за рамки церкви. Образование становится более светским. Появ первые школы и университеты. Светское образ становится все более прикладным. Глава городск школы – ректор.многие универы возникли на базе монастырей. 1206 оксфорд, кембридж. При универе был собственный суд. Быстрое распространение универов. В 13 веке было 14, а в 14 уже 46. Было свободное отношение между сословьями. Обучение платное. Возраст значения не имел. Студентами становились в 13-14 лет. За универами закреплялись специализации.

Эпоха возрождения. Многие педаг идеи отражены в литер произведениях. Томас Мор «Утопия». Томазо Кампанелла «Город Солнца» (Ребенок должен не только обучаться теоретически, но и ремеслам). Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

16 век-17 век. Век, когда педагогика претерпевает первые!!! Очень серьезные изменения. В 16 веке становится самостоятельной. В 1657 году Ян Амос Фоменский «Великая Дидактика» предложил организовывать распределении преподавание предметов. Обязательно нужно показывать и объяснять. Систематичность и последовательность. От простого к сложному. Опора на чувственную сторону и индивид особенности учеников.

Эпоха просвещения. Жан –Жак Руссо « Эмиль или о воспитании» (ориентировался на природу ребенка, его увлечения. На принципе неудобства)

2. На стыке философии и литературы

3. Переход от гипотетических и утопических идей к концепциям и теориям, рожденным на основе эксперимента и практики

Педагогика России и Беларуси

Среди Бел просветит являлся Симеон Полотский 1629 – 1680. Педагог, наставник царских детей. Петра 1. Им был предложен проект славяно – греко- латинской академии. Ученики получают пользу ,когда родители и преподаватель за одно.

Ломоносов 1775 году орг академию

Ушинский. Жил 44 года. «человек как предмет воспитания» осн принипы: пасильности. Последовательности. Наглядности. Сознательности. Предложил, чтобы в нач школе был один педагог.

Макаренко. Постреволюционные годы. В.А. Сухомлинский. Амонашвили. Ильин. …

Социализация личности. Семья как социокультурная среда развития и формирования личности.

Социализация – процесс и результат включения индивидов в соц отношения.

Пути социализации:

· Целенаправленное обучение и воспитание

· Случайное соц вздействие

Институты социализации:

· Семья

· Детский сад

· Школа

· Вуз

· Трудовые коллективы

· Неформальные объединения

Вариант социализации – приобретение норм поведения.

Механизмы социализации:

1. Идентификация – отождествление индивида с нек людьми или группами (способ освоение поло – ролевого поведения)

2. Подражание – сознательное или бессознат воспроизведение индивидом модели поведения или опыта др людей (дети подр родителям, супруги, подростки)

3. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутр опыта, мыслей, чувств, псих состояний

Осн направления социализации:

· Поведенческое

· Эмоц – чувственное

· Познавательное

· Морально – нравств

· Межличностное

· Бытийное

Процесс социализации сопровожд весь онтогенез.

На ранних этапах онтогенеза ребенок пассивен в формате социализации и чаще он в позиции объекта. С возрастом активность личности возрастает. И начинается фильтрация социализации, внешних воздействий, становясь субъектом социализции.

Экологическая модель. Ури Бронфенбреннер

Среда имеет несколько уровней воздействия

Я
Я – микросреда(семья) – мезосреда (сверстники) – экзосреда (трудовой коллектив) – макросреда (идеология, религия)

Этапы социализации:

1. Адаптация (0-3 года) – некритичность позиции ребенка к внешн воздействиям. Осн механизм подражание.

2. Индивидуализация (10-14)

3. Интеграция(15-18)

Семья – социально -экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.

Осн задачи семьи:

1. Создать макс условия для роста и развития ребенка

2. Обеспечить соц экономич и психологич защиту ребенка

3. Передать опыт создания и сохранения семьи буд поколениям

4. Научить детей полезным прикладным навыкам

Семья Может быть деформированной и правильно структурированной.

Деформация:

· Психологическая

Родитель мама папа

Сиблинг ребенок

· Структурная

Семья:

o Простая (+ меньше конфликтов по пов границ, более сплоченная, при условии конструктивных отношений, - разобщенность, малый запас семейного опыта)

o Расширенная (+ богатый опыт поколений, более равномерное распределение обязанностей, сильны традиции, - конфликты поколений, отсутствие личностных границ)

Типы воспитания:

o Сотрудничающий стиль

o Повышенная моральная ответственность (не принадлежит сам себе)

o Гипоопека (недостаток эмоциональной близости)

o Гиперопека (имеет статус сверхценности)

o Жестокий (физ и эмоц насилие)

Вклад матери в развитие ребенка:

Три стратегии поведения: до полутора лет

1. Движение к людям (я хочу максимально быть удобной людям)

2. Движение от людей (всех держит на расстоянии, внутри уязвим, внешне холоден. Мама каждый день то, поцелует, то отпихнет, непредсказуемость) – нарциссизм

3. Против людей (безразличная мама, быть бунтарем)

До трех лет симбиотический тип поведения

Ж Р М

Ж М

Р

Наши рекомендации