Диалектики и антидиалектики. (Первые схоласты.)
В 782 г. сподвижник Карла Великого в деле образования Алкуин организовал Палатинскую школу - академию при императорском дворе, где обучал своих учеников Писанию, античной литературе, логике, грамматике и астрономии. Сочинения «О разуме души» и «Диалектика» - выделение диалектики из числа свободных искусств. Это не только логика: искусство правильного формального мышления, но её значение в применении понятий человеч. ума к сфере божественного бытия. С «Диалектики» Алкуина можно начинать историю схоластики.
Диалектики решали вопрос о соотношении веры и знания в пользу разума, продолжая линию, намеченную Эриугеной. (Иоанн Скот Эриугена В 850 г. появился при дворе Карла Лысого и стал преподавать в Палатинской школе. "О предопределении"; 858 г. – перевод Дионисия Ареопагита с комментарием; переводы Григория Нисского и Максима Исповедника, комментарии к Евангелию от Иоанна и Боэцию. «О разделении природы»: Понятие природы включает в себя понятие бога и божественных идей – «природа творящая, несотворенная» и «природа творящая, сотворенная» и др.). Беренгарий, глава Турской школы во Франции (ум. 1088) «О священном причастии»: обряд причащения – субстанция хлеба и вина не меняется - присоединение к ней субстанции тела и крови – скорее след. понимать символически, чем буквально.
Против него выступал его ученик Ланфранк 1010 г.,в 1042 году ставший одним из основателей аббатства Бек в ю-в Нормандии -- одного из главных центров интеллектуальной жизни Европы того времени, ему обязанного своей славой. Многие годы преподавал в монастырской школе и представлял ортодоксальное крыло священнослужителей, защищал традиционные представления о церковных догматах против сторонников реформистского подхода. Но Лафранк оставался сторонником диалектики, которая должна применяться в строгих рамках вероучения. Учеником Лафранка был Ансельм Кентерберийский.
Антидиалектики: Петр Дамиани (1006-1072) бенедиктинец. Дамиани объявлял философию вымыслом Дьявола, а диалектику – источником греха. После Христа для решения любых вопросов и для спасения достаточно Откровения. Философию следует отделить от теологии: логика входит в тривиум, посвященной изучению языка и искусства говорить публично, неправомерно использовать ее при обсуждении божественной воли.
В трактате «О божественном всемогуществе» утверждает, что у всемогущества Бога нет никаких ограничений, он может отменить факт свершения греха и тем более физический факт, который менее значителен. То есть он может сделать бывшее не бывшим – например существование Рима. Для бога существование и несуществование Рима равны и до и после того как он начал существовать, потому что сам он находится вне времени, в вечности (здесь Дамиани опирается на св. Августина). Бог не связан ни необходимостью принципа непротиворечия, ни необходимостью силлогизма.
Пётр Дамиани был горячим сторонником реформ в Церкви, и, особенно, в монашестве, направленных на строгое соблюдение бенедиктинского устава в монастырях и независимости монастырей от светской власти. Поддерживал Клюнийское движение, вылившееся впоследствии в Григорианскую реформу.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) родился в Аосте (Пьемонт), ученик диалектика Лафранка, стал членом Бенедиктинского ордена, в 1093 г. назначен на место Ланфранка в Кентербери.
"Верую, дабы уразуметь" (Credo ut intelligam). По его мнению, христианин должен пытаться понять содержание своей веры и связь между положениями веры. Он даже намеревался доказать, например, догмат о Троице посредством "необходимых оснований". «Монологион»,или “Образец размышления о смысле веры” Гл.1: Что есть нечто наилучшее, и наибольшее, и высшее (в отношении) всего существующего. Гл. 2. О том же. Гл. 3. Что есть некая природа, посредством которой существует все существующее и которая сама существует через себя саму и есть высшее (в отношении) всего существующего. 5 доказательств бытия Бога.
«Прослогион». Онтологическое доказательство существования бога. на комп-е с.3-7! Если есть конечные сущности, то и бесконечные, значит есть самая большая сущность, которая вмещает в себя все качества в абсолютной степени – совершенная сущность.
Цель написания “Прослогиона” заключалась в том, чтобы найти unum argumentum (один-единственный аргумент), который бы достовернейшим образом обосновал бытие Бога. Первоначально второй трактат Ансельма назывался по-другому — “Fides quaerens intellectum”, т.е. вера, ищущая понимания. 1. Человеку вверен наиболее совершенный образ Бога, причем этот образ есть разумная природа человека, значит человек должен пытаться дать выход этому образу. Таким образом, поиск “единственного аргумента” превращается в акт веры.
2. «Сказал безумец в сердце своем «Нет Бога».-- Даже “безумец”, отрицающий бытие Бога, все же имеет отрицаемое in intellectu, в понимании. Пример с художником: картина может быть только в понимании художника, когда он ее задумал. А когда он ее нарисует, она будет и в понимании, и в действительности (in intellectu et in re). Но речь не идёт только о понятии, но о реальном существовании в уме. Мир был сотворен через Слово, “речение вещей” (rerum locutio), которое было у высшей субстанции до создания мира, и оно продолжает существовать сейчас, когда вещи уже сотворены. Когда художник задумал свою картину, даже не нарисовав, он имеет именно саму эту картину, а не понятие in intellectu. А когда он ее еще и нарисует — то к существованию in intellectu добавится еще и существование in re. Или, говоря словами Ансельма, сама картина станет “больше”, “лучше”. Ведь существовать в действительности — это больше, чем существовать только лишь в понимании. Бог, по определению - “то, больше чего ничего нельзя помыслить”, поэтому он не может существовать лишь в понимании, имея столь мало бытия! (т.е. безумца Ансельма не видит очевидного)
3. Небытие Бога помыслить невозможно. То, небытие чего возможно помыслить, не есть наибольшее, т.е. Бог.
4. Мы можем мыслить вещь двумя способами: мысля обозначающее ее речение и уразумевая самое вещь как таковую; помыслить, что Бога нет, можно только 1-м способом.
14. Он есть высочайший предел всех вещей, совершеннее которого ничего нельзя помыслить; и что Он есть сама Жизнь, сам Свет, сама Премудрость, сама Благость, сами вечное блаженство и блаженная Вечность; и что пребывает Он повсюду и всегда.—почему же мы его не видим? - Мы не видим Бога в силу омраченности ума и души.
16. О «свете неприступном» (1 Тим. 6, 16), в котором обитает Бог
18. О том, что Бог есть жизнь, премудрость,вечность и всякое истинное благо
Онтологический аргумент оспаривался Абеляром и Дунсом Скотом, был принят Фомой Аквинским, использовался Декартом для обоснования существования объективной реальности на основе существования сознания эго. Кант опроверг онтологический аргумент.
Основная слабость аргумента – вопрос соответствия логики человеческого мышления и логики божественной действительности. Когда мышление Слово, “речение вещей” (rerum locutio) не воспринимается онтологической основой существования, понятие уже не имеет онтологической значимости (слова и вещи разделены), наличие понятия и его предикатов в мышлении не доказывают существования той сущности, которая должна стоять за этим понятием.
Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X-XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали продажу церковных должностей (симонию), требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов. Реформу начал второй аббат Клюни — Одон Клюнийский.
В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в нач. XI в. насчитывалось около 30 клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — более 1000. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.
Папа Гильденбранд – Григорий VII. Родился 1020/1025. Папа с 1073 по 1085. Поддеживал Клюнийское движение и окончательно утвердил в католической церкви целибат — безбрачие духовенства. Боролся за политическое преобладание в Западной Европе с германскими императорами. Одного из них — Генриха IV, принудил явиться к себе с покаянием. Но в конце жизни был изгнан из Рима и умер в изгнании.
Начало спора об универсалиях, его истоки. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин). Концептуализм Абеляра. Метод quaestio.
Вопрос об отношении общего к единичному. Известен как спор о универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Номинализм отрицает онтологическое содержание общих понятий, а реализм признает. Истоки представления – в философии Платона и Аристотеля. Это видели и сами богословы. Говоря о богословской дискуссии об универсалиях на соборе 1156, Сотирих Пантевген сравнивал ее с борьбой филос. систем Платона и Аристотеля. Он напоминал, что "теорию Платона опроверг великий мудрец Аристотель". В 12 в. ареной борьбы между номинализмом и реализмом неоднократно становились церк. соборы, причем номинализм был осужден церковью.
Теоретич. источник спора – «введение» Порфирия и комментарии к нему и «Категориям» Ар., принадлежащие Боэцию. Боэций трактует категории/универсалии как наиболее типичные высказывания о бытии, что подводит к номинализму. Сам Ар. учил об объективность неких форм, существующих не самостоятельно, но в самих вещах. Они составляют онтологическую основу общих понятий.
Сущ. 3 основных решения этого вопроса.
1. общие роды (универсалии) сущ. реально, независимо от человека – реализм (Умеренный реализм: Иоанн Скот Эриугена, Альберт Великий, Гийом де Шампо, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: "до вещей" в бож. разуме как идеи (неоплатонизм), "в самих вещах" как их сущность или формы и "после вещей" – как абстр. понятия в чел. разуме (Авиценна, а вслед за ним Фома Аквинский). Крайний реализм: универсалии сущ. только в бож. уме, но не в вещах – Ансельм Кентерберийский.Иоанн Дунс Скот: общеe имеет основу в единичных вещах.
2. Универсалии не сущ. реально, независимо от человека. Они суть только имена – номинализм (Росцелин, Уильям Оккам, Орем, Буридан). Сущ. только единичное, и только оно, а не общее может быть предм. познания. Общее только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного. И то, и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. направленности мысли. Все общие понятия – это знаки, логически обозначающие многие объекты.
3. Боеций доказывает, что общие идеи не мб только именами, т.к. иначе у них не будет предмета; но и не существуют как единичные вещи, они существуют как роды и виды, обозначая сходное в вещах. Подобную же позицию развивает и Пьер Абеляр – который пытался примирить идеи своих учителей Росцелина (крайний номинализм) и Гильома из Шампо (реализм). В природе универсалии не сущ., сущ. только един. вещи. Но они мб сходны между собой, на этом сходстве и основ. возможность универсалий. Понятия – обобщения в уме сходных свойств вещей (концептуализм). Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, утверждение относится не к вещам, а к слову. Но наряду с этим реальность общих понятий в уме Бога: это образцы, по кот. Бог творит вещи (аналогично реализму Ансельма).
Методология: настаивал на тщательном выяснении значения слов. Диалект. анализ достигает точности, когда выясняется отношение вещей к именам.
Реализм видел основу индивидуализации вещей в форме (у каждой вещи свой особенный эйдос); концептуализм: типич. различия создает форма, а индивидуальные — материя; номинализм же все сущее (онтологич. статус) полагает единичным и индивидуальным.
Росцелин (1050-1120) – крайний номинализм. Его воззрения известны из выступления его противников: Ансельма, Абеляра, Иоанна Солсберийского. Действительным существованием обладают только единич. вещи «res singularis». Общие понятия – имена «nomina» - звуки голоса (кот. не имеют к вещам прямого отношения). Даже категории Ар. выражают не отношения вещей, а служат для классификации одних лишь слов. => могут существовать только 3 разных Бога, а не единая бож. субстанция (Троица). Именно поэтому номинализм был осужден Собором в 1092 году (как ересь тритеизма).
Против Росцелина выступал Гильом из Шампо (1068-1121) –крайний реализм. Универсалии абсолютно реальны и прибывают в предметах, а все индивид. различия созданы внешними случайными свойствами. Эта позиция вызвала критику Абеляра.
Гильом учился в Ланской школе, возглавляемой Ансельмом Ланским (ум. в 1117 г.), учеником Ансельма Кентерберийского. Туда явился учеником 34-летний Абеляр. Архидиакон в Париже. Около 1108 Гильом основал Сен-Викторское аббатство, с 1113 – епископ Шалонский.
Абеляр родился в Пале, близ Нанта (1079-1142), и учился сначала у Росцелина, а затем у Гильома из Шампо - оба они впоследствии пали жертвами его диалектического искусства.
Проблема универсалий изложена в «Диалектике» - размышление Абеляра над «Введением» Порфирия. Универсалия не м. содержаться в единичн. вещи, т.к. одна и та же сущность нередко должна объяснять существование противоположных свойств (напр. души и тела в человеке). Поэтому число универсалий должно быть как у Ар. – 10. Под влиянием этой критики Гильйом стал утверждать, что общность индивидов опред. нетождественностью их сущностей, а лишь сходством их – пободие универсалий в качестве сущностей единичных предметов.
Абеляр пришел к выводу о невозможности реального существования унивесалий, однако отверг истолкование Росцелином унивесалий как слов, не имеющих обобщающего смысла.
Абеляр задает вопросы:
1. Существуют ли роды и виды самостоятельно (подлинно есть) или только в мыслях? Существуют в мыслях, но обозначают реальное бытие.
2. Если истинно существуют, то телесны они или бестелесны? Как имена - телесны, как значения - нет.
3. Отделены ли они от чувственного или неотделимы, как линия от тела? Да.
4. И он добавил еще один вопрос – четвертый: как существует общее имя, когда тех вещей, для которых оно - общее, нет? не существует.
“Универсальными, кажется, называются как вещи, так и слова (vox)"». «Нам остается приписать универсальность только звучащим словам». Он обращается к Аристотелю: «Общее – то, что по природе может сказываться о многообразном и многом. Универсалия определяя предметы, служит сказуемым, по отнош. к ним. Способность предметов составлять класс Абеляр обозначил термином «состояние/status». Но унивесалия как общее понятие – рез-т не скольско существования неких объективных черт этого класса, сколько продукт деятельности человеческого ума. Т.о. универсалии в качестве общих понятий существуют только в человеческом уме.
Универсалии «по сходству» (Платон), «по предикации» (Аристотель) – «общие схватывания» (conceptio). Присциан: универсалии – собственные имена этих «схватываний», они направляют душу слушателя на общий концепт.
1. Роды и виды обозначают через называние истинно существующие вещи, у которых единичные имена… [они] составляют единичное, простое и чистое понятие - сonceptus.
2.Телесны ли эти сущности или бестелесны? – В одном смысле они телесны – как обособленные в своем существовании - но, будучи обозначены универсальным именем, они бестелесны. Ибо универсалия именует вещь не по отдельности, но лишь в общих чертах. В том, что касается природы вещей, универсалии телесны, по способу обозначения – бестелесны.
3. Принадлежат ли роды и виды чувственному? Универсальное обозначает ту субстанцию, которая актуально существует в чувственно воспринимаемой вещи, сама же по себе универсалия существует как естественно отделенная от чувственно воспринимаемой вещи (Платон). Поэтому Боэций и утверждает, что роды и виды мыслятся помимо чувственного, что не означает, будто реальности родов и видов сами по себе простираются внутри разума помимо всякой чувственности.
4. Если нет вещей, то нет и предикатов к их множеству, нет, стало быть имени розы, если нет ни одной розы.
Собор в Сансе (против Абеляра).
Метод questio. Схоластический метод предполагал прежде всего обобщение старой, хорошо известной процедуры, которую раньше применяли при толковании Библии: questiones и responsiones, вопросы и ответы. Метод рассуждения и преподавания, разработанный в XII веке, послужил прологом к схоластическому преподаванию, воспринятому университетами. Исходя из этого метода, требовалось сперва выстроить проблему, поставить вопрос (questio), и этот вопрос обсуждался, то есть происходила дискуссия (disputatio) между преподавателем и студентами. В завершение, в конце дискуссии магистр дает студентам решение проблемы (determinatio).
Книга Абеляра «Да и нет» повлияло на внедрение этого метода. Стандартным учебником церковного права в этот период был учебник Грациана, написанный в 1140 г., в качестве образца которогопослужили «Да и нет» Абеляра. Подборки текстов не сопровождались решениями проблем: преподавателю или студенту предлагалось самим размышлять над ними. Формулировка и разработка вопросов считались существенным моментом качественного преподавания, написания сочинений и словесных баталий. Этот метод противоположен монастырскому методу lectio divina, заключавшемуся в медитативном чтении Писания с обращением к комментариям отцов церкви.
Для Абеляра диалектика - способ исследования, инструмент в работе над данным текстом. Это метод лингвистически-аналитической интерпретации "Божественных" терминов. С именем Абеляра связано оформление схоластического антитетического метода, основанного на идее эквивокации (термин введен Боэцием), или двуосмысленности, разобранной в "Логике для начинающих" и наглядно представленной в «Да и нет», где были собраны 158 противоречивых высказывания отцов Церкви по поводу одной и той же проблемы. Это происходит в силу 3-х аспектов: 1) термин выражает разные смыслы; 2) разные смыслы одного и того же термина суть следствие высказывания в языке, и 3) следствие переноса термина из одного вида знания в другое (выражение «человек есть», справедливое для естественного знания, несправедливо для знания теологического, где истинно «сущий» только Бог). Задача - сформировать процедуру уточнения понятий и суждений, чтобы тексты были логически непротиворечивы. Это возможно в практике диалектических рассуждений: необходимо сопоставить разные позиции, но тем самым они лишались статуса абсолютной истинности, присущей в теологии авторитету, и теология приобретала диалектический характер. Т.о. формируется методология интерпретации богословских текстов в форме вопросов и ответов, обращенных как к авторитетному источнику, так и к собственной способности понимания вопрошающего в рамках формально-логических правил и грамматич. значений и смыслов.Это превращает теологию в школьную дисциплину и задает традицию средневековых университетских диспутов. (В прологе в "Да и нет" пример 12летнего Христа,задающего в храме вопросы священникам, хотя он обладает всей полнотой мудрости, для самого Абеляра важен пример Сократа).
В «Теологии Высшего блага» на основании идеи двуосмысленности Абеляр выделяет 4значения термина «персона»: теологическое(бытие Бога в трех Лицах), риторическое(юридическое лицо),поэтическое(драматический персонаж, «передающий нам события и речи») и грамматическое, выраженное через идею речи. Желая показать ипостасные различия, Абеляр, однако, жестко связал Персоны Троицы с определенными предикатами (Бога Отца с предикатом всемогущества более, чем у двух других Персон, Бога Сына с предикатом мудрости более, чем у двух других Персон, Бога Святого Духа с большим, чем у двух других Персон, предикатом благости), что было неприемлемо для ортодоксальной позиции.
В «Логике для начинающих» Абеляр начинает с 10 категорий Аристотеля ("предикаментов"), кот. Боэций назвал первыми "сказуемыми", обозначающими роды вещей, и которые используются для толкования высказываний. Так осуществляется первая импозиция имен над вещами (досл. наложение на вещи общих понятий). Вещи по природе предшествуют понятиям (Арист.), а слова имеют двоякое обозначение: относительно вещей и относительно понятий (Ансельм, см.ниже). Т.о. возможный метод верификации толкований - обсуждение импозиции "предикаментов". Абеляр разбирает причины двуосмысленности. А также экивокацию идеи субъекта: субъект- это и подлежащее(subjectum), иоснование(fundamentum),ипредположение(suppositum).
Абеляр положил начало дисциплинарности знания, обозначив процедурыверификации. Он представил теологию как завершенную теоретическую дисциплину. Сам термин «теология» начинает входить в обиход именно с Абеляра, постепенно замещая собою термин «священная доктрина». Метод теологии в том, что мы опосредует результаты рационального рассуждения текстом Библии, с его помощью осуществляя проверку на истинность.
Логика Абеляра представляет собой теорию речи, поскольку в ее основании лежит идея высказывания, осмысленного как концепт. Концепт, представленный как связь вещи и речи о вещи, есть, по Абеляру, универсалия, поскольку именно речь "схватывает", отбирает необходимое для конкретного представления вещи. Концепт отличается от понятия. Понятие непосредственно связано с языковыми структурами, которые выполняют функции становления мысли, независимо от общения. Понятие связано с сигнификацией, значением, ибо «главное значение имени называется понятием». Концепт связан с общением, или со смыслом, он формируется речью.Универсалия - не человек, не животное и не имя «человек», «животное». В момент речи актуализируется онтологическая составляющая универсалии -как звуком выраженная связь между вещью и нашим общим понятием о ней.
В «Глоссах» к Аристотелю [фрагмент - "Логика для начинающих"] интерес представляет идея именования и связанные с нею понятия «импозиция», «сигнификация», «денотат-обозначаемое», «суппозит» и операции, связанные с суппозицией и апелляцией. После анализа знака и значения, проделанного Августином и Боэцием, Ансельм Кентерберийский провел различие между significatio и appellatio [значением и называнием], показав, что первый термин выражает отношение между словом и обозначаемым, которое свидетельствует о содержании значения, или интенции; а второй термин выражает отношение между словом и предметом, о котором ведется речь. Абеляр, продолжая линию Ансельма, намечает различия между разными уровнями нарицания, то есть между двумя импозициями имен: относительно обозначения вещей и относительно обозначения тех имен, которые обозначили вещи. Импозиция - это особый род связи между вещью и словом. Анализируя процедуры обозначения вещей, он обратил внимание, что имена означивают не все в вещи, а только то, что они обозначают в соответствии со своим определением. Ведь «тело» выражает то целое, что содержит телесную субстанцию, «животное» - что содержит чувственную одушевленную телесную субстанцию.
Можно предположить, что акт означивания предполагает интенсиональный контекст, конституируя содержание, которое не есть вещь. Это абстракция от денотированных единичных вещей. У Абеляра этот вид значения называется significatio intellectum, на основании которой нельзя сделать правильного заключения о вещи. Следовательно, необходим анализ контекста. Но контекст исчерпывается значением, не учитывая смыслов вещи. Учение о состояниях или статусах (status rei) (способностях вещей составлять классы) пытается погрузить сигнификацию понятий в сами вещи, чтобы обнаружить процедуры выявления их смыслов.
Реализм шартрской школы.Располагалась недалеко от Парижа. Была основана Фульбертом, знатоком араб. науки, в конце 10 в. Переводы Аделярда – знакомство с матем., асторонией, идеями античн. атомистов. В 12 в. шк возглавил Бернар из Шартра, кот. сравнивал своих единомышленников с карликами, стоящими на плечах у ант. гигантов. И с этой позиции имеют возможность видеть больше и дальше. Стал вдохновителем платоновского движения (опора на Тимей) => Придерживались реализма. Комментарий к Боэцию («Против Евтихия и Нестория»).
Его ученик Гильберт Порретанский (Жильбер Де Ля Порре) (1085\90-1154) магистр в Париже, («Книга о 6 принципах») с 1142 – епископ Пуатье – перешел от Плат. решения проблемы универсалий к Ар. Преемником его стал Бернард Тьерри («О 7 днях и 6 различных творениях»), союзник Абеляра во время его процессов.
Гильберт утверждал, что теологически рассуждения не возможны в понятийной форме, поскольку понятия отражают особенности конкретных вещей, поэтому философию нельзя смешивать с теологией. Понятия основаны на опыте и индукции, а теология использует дедукцию (из положений Писания) - зарождение концепции 2х истин.
Гильбер различал в каждой вещи индивид. существование, кот. он называл субстанцией, от общей сущности – родовой и видовой – кот. он называл субсистенцией. Субстанция - quod est (вещь как целое вместе со своими акциденциями), субсистенция - quo est (то, благодаря чему она такова, – предсущее, то, что делает возможным переход от сущности как возможности вещи к действительности. Субстанция имеет случайности индивид. существования, субсистенция полностью лишена их. Божественное бытие наделяет индивидуальные субстанции соответствующими субсистенциями. В понятии божественного бытия субстанция совпадает с субсистенцией. Это приводит к различениюБога (deus) и божественности (deitas) -В 1147 г. Бернард Клервоский (1090-1153) на Парижском соборе обвинял Гильберта за это.
Также к Шартской шк. принадлежал Иоанн Солсберийский. Рассматривает 5 вариантов решения проблемы универсалий. На самом деле, мы не знаем способа существования универсалий, но можем говорить о том, как мы получаем представления о них (эту проблему помогает решить уч. Арист. об абстрагировании). Если мы рассмотрим сущностное подобие разл. индивидов, то получим вид, а когда рассмотрим сходство м/д видами, получим род. Освобождая в нашем мышлении субстанции от акциденций, кот. они различаются, мы достигнем универсалий.
23. Этика Абеляра. Школы и университеты. Аббат Сюжер и начало Готики. Мистика Бернарда Клервоского. Иоанн Солсберийский. Сен-Викторские мистики. Иоахим Флорский: содержание и судьба учения.
Этика Абеляра (1079-1142) «Познай самого себя» и«Диалог м/д философом, иудеем и христианином». Этика – цель всех наук. В обществе развиваются правовые понятия (пример - Клюнийская реформа). Одним из центральных пунктов философии Абеляра стало определение этических понятий (прежде всего понятия греха) в их отношении к правообеспечению, что породило проблему соотношения двух форм права: естественного и позитивного. Естественное право определяло понятия греха и добродетели применительно к Высшему Благу (Богу), позитивное - к праву общему, человеческому, принципы которого были разработаны еще в античной философии; проблема же того, как возможно достижение блага - собственным усилием или предначертанностью закона - обращала к религии.
В «Этика, или Познай самого себя» вводится понятие интенции (intentio) - осознанного умысла поступка) - переносе внимания с поступка на оценку состояния души, которое позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения («двое вешают некоего преступника. Один движим ревностью к справедливости, а другой - застарелой вражеской ненавистью, и хотя совершают одно и то же деяние... из-за разницы в намерении одно и то же делается разно: одно - со злом, другое с добром»). Действия человека оцениваются по его намерению. Грех – поступок, совершенный человеком вопреки его совести.
Следствия такого отношения к греху таковы: поскольку грех определялся через интенцию и искупался осознанным раскаянием и покаянием, что происходило благодаря внутреннему вопрошанию души, то 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие грех по неведению — поэтому язычники, преследовавшие Хр., не совершили греха, т.к. не действовали вопреки своим убеждениям. И язычники, жившие до хр-ва должны быть спасены – реабилитация ант. философов. Сократ не уступал мученикам хр-ва.; 3) человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех.
Сомнение в искупительной миссии Христа, на кот. основывалась церковь. Роль Хр. не в том, что он снял с человечества грех Адама и Евы, а в том, что был примером и учителем морали. Отрицал догмат первородного греха - А. и Е. передами потомкам не грех, а способность раскаиваться. Отрицание необходимости бож. благодати – благодать не предварительное условие моральных поступков человека, а награда за них. Т.о. Абелар делает человекасамого ответственным за свои заслуги и грехи.
Идея веротерпимости. Нет ни одного учения, кот. не заключало бы в себе элементов истины.
Абеляр называет христиан – безумцами, а истина формулируется философами, кот. руководствуется разумом и естественным законом. Нравственное познание сводится к этому закону. А добавленные к нему в церкви моральные предписания – внешние определения, излишние для морали.
В архитектуретакже отражалась идейная направленность того времени. Сходство готики и схоластики:1) устремленность ввысь, к Богу 2) нематеримальность 3) субъективизм (статуи)
Аббат Сюжер (Сугерий) (1088 - 1151) - преобразователь аббатства Сен-Дени, которое по своему политическому значению и своим земельным владениям превосходило большинство других епархий Франции; «крёстный отец» готического стилясредневековой архитектуры. Регент Франции во время Второго Крестового Похода, советник и друг двух французских королей. Был убежден в непоколебимости 3-х истин. Первая - король, и в особенности король Франции, есть «наместник Бога», «несущий образ Божий в себе и проводящий этот образ в жизнь», постулат, согласно которому король не должен поступать неправедно («если король преступает закон, это бесчестит его, ибо король и закон - Rex et lex - являются вместилищем одной и той же верховной власти»).Когда Людовик VII вернулся во Францию из Крестового Похода в Святую Землю, Сюжер , который был в его отсутствие Регентом, передал ему страну мирную и объединенную, каковой она редко бывала ранее, и полную казну. С тех пор народ и король называли его "Отцом Отечества".
Готика - синтез всех французских региональных стилей. Сюжер обнаружил в словах самого Святого Дионисия такую христианскую философию, которая позволяла ему приветствовать материальную красоту как форму воплощения духовной красоты и блаженства. Сам ходил в лес выбирать высокие стропила для храма. Оправдывая свои архитектурные начинания, Сюжер не устает подчеркивать четыре момента. Первое: все, что ни делалось, делалось лишь после тщательного обсуждения с братьями, «чьи сердца возгорались к Иисусу, а Он все время говорил с ними», и многие братья безо всяких обиняков просили о проведении соответствующих изменений. Второе: проведенные работы снискали Благоволенье Божье и Святых Мучеников, и этому были явлены знаки: так, Ими было чудодейственно явлено наличие подходящих строительных материалов, причем о существовании подобных материалов раньше никто не подозревал; Ими был защищен от страшной бури незаконченный свод и Ими же поощрялось проведение работ наиразличнейшими и наискорейшими способами, так что восточный конец церкви был построен в невероятно короткий (и полный символического значения) срок в три года и три месяца. Третье: было сделано все, чтобы сохранить старые камни перестраиваемой церкви, к которым относились так, словно это были реликвии. Четвертое - перестройка церкви являлась бесспорной необходимостью в связи с ее обветшалым состоянием и относительно небольшими размерами, что приводило к беспорядкам в праздничные дни. Сюжер, свободный от «какого бы то ни было пристрастия к пустой славе», никогда бы не «рискнул взяться за такую работу или даже подумать о ней, если бы того не требовали такие огромные, такие необходимые, такие полезные и достойные обстоятельства»..
Бернард Клервоский (1091-1153) придерживался мистического направления в теологии, сторонник папской теократии. Боролся с ересями (катаров) и осуждал тенденции к рассудочному подходу в теологии (в частности был инициатором осуждения ГильтертаПорретанского и Пьера Абеляра и Арнольда Брешианского на церковном соборе 1140 года). Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, написал для него первый устав духовно-рыцарских орденов. Вдохновитель II Крестового похода 1147 года. Содействовал росту монашеского ордена, в его память получившего название бернардинцев. Уже при жизни его считали святым.
Подчеркивал равнодушие к философии. Утверждал, что светские науки имеют ничтожную ценность в сравнении со священными. Называл своими учителями апостолов. "Моя философия — знани