Часть 5 Творческий и частично-алгоритмический
Харьковский институт управления
Кафедра естественных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Дисциплина «Логика», 2 семестр, 2012-2013 уч. год
Специальность “Финансы”, “Учет и аудит”, “Маркетинг”
Фамилия, имя, отчество ________________________________________
_____________________________________________________________
Курс__________________Группа_________________________________
Поточный модульный контроль – 20 баллов
Часть 1 Репродуктивный уровень познания(3 балла)
Выберите правильный вариант ответа:
1. Обобщение понятий производится:
а) отбрасыванием информативного непустого признака, включенного в содержание посредством «и»;
б) присоединением такого признака через «или»;
в) заменой в признаке единичного имени на общее имя, со словом «некоторые»;
г) заменой слова «все» в таком признаке на слово «некоторые»;
д) всеми перечисленными способами;
е) посредством а), б) и и д).
1. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется:
а) дедукция;
б) экспликация;
в) деление;
г) определение.
3. Деление должно подчиняться следующим правилам:
а) должно быть соразмерным;
б) должно производиться только по одному основанию;
в) члены деления должны исключать друг друга;
г) должно быть непрерывным;
д) всем выше перечисленным.
За каждый правильный ответ 1 балл
Часть 2 Алгоритмический уровень познания (3 балла)
Укажите, в каком случае произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части.
деление понятий | расчленение целого на части | |
История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую. | ||
Рабовладельческое общество было разделено на рабов и рабовладельцев. | ||
Самолеты делятся на монопланы и бипланы. | ||
Привычки бывают полезные и вредные. | ||
Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны. | ||
По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков или меланхоликов |
За каждый правильный ответ 0,5 балла
Часть 3 Репродуктивный и частично-творческий уровень познания
(4 балла)
Что такое обобщение понятия? _________________________________
____________________________________________________________
Что такое ограничение понятия ?________________________________
____________________________________________________________
За каждый правильный ответ – 1 балл
Произведите обобщение и ограничение понятия
«украинская культура»:
Обобщение ____________________________________________________________
Ограничение __________________________________________________________
За каждый правильный ответ –1балл
Часть 4 Частично-творческий с элементами алгоритмического
уровень познания ( 3 балла)
Передают ли одну и ту же мысль оба выражения в следующих парах?
Образец:
Человек проживший 70 лет – человек, которому 70 лет.
Данные два выражения можно понимать как передающие разные мысли. Первое выражает понятие о людях, которые прожили 70 лет (при этом им может быть больше 70), тогда как второе выражает понятие о людях, которым ровно 70 лет.
а) дождливая, пасмурная погода – дождливая погода.
б) самый высокий мальчик в классе – мальчик, который в классе выше всех.
За каждый правильный ответ – 1,5 балла
Часть 5 Творческий и частично-алгоритмический
уровень познания (4 балла)
Установите тип (вариант) отношения несовместимости понятий, изображенный с помощью кругов Эйлера:
1.
|
Приведите примеры обоих типов и обоснуйте ответ.
______________________________________________________________________________________
За каждый правильный ответ, корректный пример и обоснование по 2 балла
Часть 6 Творческий уровень познания (3 балла)
Установите отношения между понятиями, изобразив их графически (на кругах Эйлера).
А) Государство,
Б) столица государства,
В) европейская столица,
Г) Токио.
.
За правильно выполненное задание 2 балла
Выполнил:
Подпись____________________________
Дата_______________________________
Количество баллов:____________________________
Проверил:_________________________________________________ (Ф.И.О.)
Подпись ____________________________________
Дата _______________________________________