Темы письменных работ по роману xviii века
1. Жанровая спецификаромана Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
2. Оппозиция естественного состояния - цивилизации в творчестве Дефо («Приключения Робинзона Крузо») и Свифта («Путешествие Гулливера»).
3 Робинзон и робинзонада.
4. Русская тема в романс Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
5. Концепции прогресса в романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо» и романе Свифта «Путешествие Гулливера».
6. Поэтизация труда в романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
7. Роль детали а романе Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
8. Особенности политической сатиры в романе Свифта «Путешествие Гулливера».
9. Традиция мениппеи в романе Свифта «Путешествие Гулливера».
10. Утопия и антиутопия в романе Свифта «Путешествие Гулливера».
11. Проблема «человеческой природы» в романе Свифта «Путешествие Гулливера».
12. Оппозиция гуингнмы-йеху в романе Свифта «Путешествие Гулливера».
13. Жанровая специфика комических эпопей Филдинга.
14. «Хронотоп дороги и встречи» (Бахтин) в комических эпопеях Филдинга.
15. Значение пародии в комических эпопеях Филдинга.
16. Полемика с Ричардсоном в комических эпопеях Филдинга.
17. Оппозиция образов Том Джонс -Блайфил в «Истории Тома Джонса, найденыша» Филдинга.
18. Сервантесовская традиция в романе «Приключения Джозефа Эндруса» Филдинга.
19. Образ пастора Абраама Адамса как просветительская реализация дон-кихотовской модели.
20. Образ автора в «Истории Тома Джонса, найденыша» Филдинга.
21. Проблема художественного времени в «Истории Тома Джонса, найденыша» Филдинга.
22. Особенности построения художественного пространства в комических эпопеях Филдинга.
23. Комические эпопеи Филдинга и живопись Хогарта.
24. Свифтовская традиция в творчестве Филдинга.
25. Значение оппозиции величия - доброты в романе Филдинга «История покойного Джонатана Уайльда, великого».
26. Проблема «человеческой природы» в комических эпопеях Филдинга.
27. Специфика построения образной системы в романе «История Тома Джонса, найденыша».
28. Значение глав-пролегоменов и обнажение изнанки творческого процесса в романе «История Тома Джонса, найденыша».
29. Значение вставной новеллы о горном отшельнике в романе «История Тома Джонса, найденыша» Филдинга.
30. Жанровая специфика романа Стерна «Сентиментальное путешествие».
31. Значение иронии в «Сентиментальном путешествии» Стерна.
32. Особенности психологизма в «Сентиментальном путешествии» Стерна.
33. Взаимодействие иронии и чувствительности в «Сентиментальном путешествии» Стерна.
34. Интерпретация «человеческой природы» в творчестве Стерна и Филдинга.
35. Художественное время в романах Стерна.
36. Особенности композиции в романе Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».
37. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - как «роман в романе».
38. Мотив шутовства в романе Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».
39. Жанровые истоки романа Прево « Манон Леско».
40. Особенности психологизма в романе Прево «Манон Леско» .
41. Жанровая специфика философских повестей Вольтера.
42. Традиция мениппеи в философских повестях Вольтера.
43. Специфика образной системы в философских повестях Вольтера.
44. Ирония в философских повестях Вольтера.
45. Значение восточной экзотики в философских повестях Вольтера.
46. Влияние рококо на философские повести Вольтера.
47. Проблема мирового зла в философских повестях Вольтера.
48. Полемика с Руссо в философских повестях Вольтера.
49. Сюжетно-композиционные особенности повести «Задиг» Вольтера.
50. Полемика с философией оптимизма в «Кандиде» Вольтера.
51. Оппозиция Панглос - Мартен в «Кандиде» Вольтера.
52. Проблема «естественного человека» в «Простодушном» Вальтера.
53. Жанровые особенности романа Дидро «Монахиня».
54. Традиция романа-мемуаров и романа-дневника и «Монахине» Дидро.
55. Специфика художественного времени в «Монахине» Дидро.
56. Особенности сюжетно-композиинонного строения романа «Монахиня» Дидро.
57. Проблема свободы личности в романе «Монахиня» Дидро.
58. Проблема противостояния личности и авторитарного общества в романе «Монахиня» Дидро.
59. Роман «Монахиня» и живопись.
60. Искусство лейтмотивов в романе «Монахиня».
61. Жанровая специфика «Племянника Рамо» Дидро.
62. Оппозиция племянник Рамо - Философ.
63. Парадоксы просветительской идеологии в «Племяннике Рамо» Дидро.
64. Жанровые особенности романа Руссо «Новая Элоиза».
65. Оппозиция чувствительности и рассудочности в романе «Новая Элоиза» Руссо.
66. Особенности руссоистской утопии в романе «Новая Элоиза».
67. Психология любви в новелле «Любовная история милорда Эдуарда Бомстона» («Новая Элоиза»).
68. Поэтизация природы в «Новой Элоизе» Руссо.
69. Образ Парижа в письмах Сен-Пре («Новая Элоиза»).
70. Особенности психологизма Руссо в романе «Новая Элоиза».
71. Функция фигуры «издателя» в эпистолярном романе ХVIII в. (на примере «Новой Элоизы» Ж.Ж. Руссо).
73. Жанровые истоки «Исповеди» Руссо.
74. Самоанализ как средство постижения «человеческой природы» в «Исповеди» Руссо. 75. Просветительский миф о естественном человеке в «Исповеди» Руссо.
76. Поэтизация мечтательности, меланхолии, одиночества в «Исповеди» Руссо.
77. Оппозиция природа - цивилизация в «Исповеди» Руссо.
78. Конфликт личности и общества в «Исповеди» Руссо.
79. Автор и герой в «Исповеди» Руссо.
80. Жанровая специфика романа Шодерло де Лакло "Опасные связи".
81. Особенности психологизма в романе Шодерло де Лакто «Опасные связи».
82. Природа человека и философия наслаждения в романе Шодерло де Лакто "Опасные связи".
83. Руссоистские мотивы в романе Шодерло де Лакло «Опасные связи».
84. Традиция французской либертинской прозы в романе Шодерло де Лакло «Опасные связи».
85. Функция иронии в романе Шодерло де Лакло «Опасные связи».
86. Жанровые особенности романе Гете "Страдания юного Вертера".
87.Руссоистские мотивы в романе «Страдания юного Вертера».
88. Оппозиция чувствительности - рассудочности в романе «Страдания юного Вертера». 89. Оппозиция природы-цивилизации в романе «Страдания юного Вертера».
90. Бахтин о времени и пространстве в произведениях Гете.
91. Особенности психологизма в романе «Страдания юного Вертера».
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Характеристика XVII века как особой эпохи в истории западноевропейских литератур.
2. Характеристика барокко в западноевропейской литературе XVII века.
3. Особенности философских драм Кальдерона.
4. «Жизнь есть сон» Кальдерона.
5. «Стойкий принц» Кальдерона.
6. Особенности драм чести Кальдерона.
7. «Врач своей чести» Кальдерона.
8. Характеристика французского классицизма XVII века.
9. Особенности трагедий Корнеля первой манеры.
10. Поэтика трагедий Корнеля второй манеры.
11. «Сид» Корнеля.
12. Спор о «Сиде».
13. «Гораций» Корнеля.
14. «Родогуна» Корнеля.
15. Трагедия Расина как новый тип классицистической трагедии.
16. Поэтика трагедий Расина 60-х годов.
17. «Андромаха» Расина.
18. «Федра» Расина.
19. Особенности трагического героя в «Федре» Расина.
20. «Британик» Расина.
21. «Новая критика» о Расине.
22. Особенности жанра высокой комедии в творчестве Мольера.
23. «Тартюф» Мольера.
24. «Дон Жуан» Мольера.
25. «Мизантроп» Мольера.
26. Понятия «разума» и «природы» в «Поэтическом искусстве» Буало.
27. Теория трагедии в «Поэтическом искусстве» Буало.
28. Теория комедии в «Поэтическом искусстве» Буало.
29. Теория классицизма в «Поэтическом искусстве» Буало.
30. Оппозиция античность-средневековье в «Поэтическом искусстве» Буало.
31. Характеристика литературы эпохи Просвещения.
32. Поэтика комических эпопей Филдинга.
33. «История Тома Джонса, найденыша» Филдинга.
34. «Приключения Робинзона Крузо» Дефо.
35. «Путешествие Гулливера» Свифта.
36. Утопия в просветительском романе XVIII века.
37. Характеристика просветительского классицизма в западноевропейской литературе XVIII века.
38. Характеристика рококо в западноевропейской литературе XVIII века.
39. «Племянник Рамо» Дидро.
40. «Монахиня» Дидро.
41. Драматургическая теория Дидро.
42. «Манон Леско» Прево.
43. Поэтика философских повестей Вольтера.
44. «Простодушный» Вольтера
45. «Кандид» Вольтера.
46. Драматургия Вольтера.
47. «Женитьба Фигаро» Бомарше.
48. Характеристика сентиментализма в западно-европейской литературе XVIII века.
49. «Сентиментальное путешествие» Стерна.
50. «Новая Элоиза» Руссо.
51. «Исповедь» Руссо.
52. «Опасные связи» Шодерло де Лакло.
53. «Страдания юного Вертера» Гете.
54. Характеристика движения «Буря и натиск» в Германии.
55. «Эмилия Галотти» Лессинга.
56. Лессинг как литературный критик и теоретик искусства.
57. Периодизация творчества Гете.
58. История создания «Фауста» Гете.
59. «Фауст» Гете, часть I.
60. «Фауст» Гете, часть II.
61. Периодизация творчества Шиллера.
62. «Дон Карлос» Шиллера.
63. «Коварство и любовь» Шиллера.
64. «Разбойники» Шиллера.
65. «Мария Стюарт» Шиллера.