Место учебной дисциплины в структуре программы магистратуры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

История и методология науки

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ:

Социология

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ:

Социология маркетинга

КВАЛИФИКАЦИЯ: Исследователь. Преподаватель-исследователь

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ: экзамен

Москва – 2016

Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требова­ниями ФГБОУ ВО, учебного плана МГУДТ по направлению
39.04.01 Социология  
  Автор:  
Ковалева О.В., зав.кафедрой, доцент, канд. филос. наук
   
   
   
   
  Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры
 
Протокол № от
  Зав. кафедрой  
  (кафедра, подпись, И.О.Фамилия)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Курс «История и методология науки» имеет целью дать представление об основных этапах развития науки, сменяющих друг друга типах рациональности; научить использовать приобретенные знания о логике научного открытия и закономерностях динамики науки в целом (источники, механизмы) при выполнении диссертационных работ по профилю специальности, для повышения эффективности изучения других учебных дисциплин и ведения научной деятельности.

Дисциплина вносит вклад в формирование следующих компетенций:

(ОК-1) - способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

(ОПК-2) - способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профильные знания основ философии и социально-гуманитарных наук


№ п/п Индекс компе-тенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть
1. ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу - специфику и сущность научного познания, идеалы, нормы и критерии научности; - важнейшие направления и школы философии науки и их концепции динамики научного знания и логики научного открытия; - иметь представление о предпосылочном знании и об основаниях науки, которые неявно обусловливают динамику научного знания. - главные характеристики и проблемные моменты современной, постнеклассической науки; - ориентироваться в проблемах гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.   ориентироваться в разнообразной литературе по истории и методологии науки; - оперировать основными понятиями философии и методологии науки; - приобретать новые знания, используя информационные технологии. - анализировать информацию в области проблем развития научного знания; -оценивать социокультурные и аксиологические последствия научно-технических проектов; - включать социальные ценности в процесс выбора стратегии исследовательской деятельности - навыком логично формулировать, излагать и аргументированообосновывать выбор своей научной и профессиональной позиции. - приемами ведения дискуссии, диалога по мировоззренческим вопросам.
ОПК-2 способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профильные знания основ философии и социально-гуманитарных наук   - специфику социальных и гуманитарных наук - основные типы рациональности, критерии их классификации, - естественнонаучные теории, связанные с глобальными и внутридисциплинарными научными революциями; - свободно ориентироваться в различных общенаучных методах эмпирического и теоретического уровней познания. - различать типы знания (знание как информационная копия объекта, знание как интерпретация, знание как социальная конструкция), - применять теоретические знания о закономерностях развития науки для решения практических задач специализированного научного поиска и для выработки своей собственной мировоззренческой позиции; - определять цель и объект исследования, формулировать проблему, выделять задачи, грамотно сформулировать гипотезу. - основами философской методологии; - методами конкретного научного поиска.  

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

Учебная дисциплина «История и философия науки» относится к циклу базовых дисциплин программы магистратуры (Б.1.1.1).

Трудоёмкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (з.е.) или 72 академических часа, в том числе 36 часов аудиторных занятий и 36 часов самостоятельной работы.

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «История и методология науки» являются «философия» и «культурология» (дисциплины, предусмотренные ФГОС ВО для квалификации бакалавр).

Дисциплина является основополагающей для изучения всех последующих дисциплин и ведения научной деятельности, поскольку знания и навыки, формируемые в рамках этой дисциплины, носят методологический характер.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды учебной работы

Таблица1

Вид учебной работы Трудоемкость, акад. час
Аудиторные занятия,  
в том числе:  
Лекционные занятия (ЛЗ) 18 ч.
   
Семинары (С) 18 ч.
   
   
Самостоятельная работа (СР),  
в том числе:  
Изучение произведений (первоисточников) (ИП) 26 ч.
Выполнение отдельных исследовательских заданий (ИЗ) 10 ч.
   
   
Всего: 72 ч.

Содержание дисциплины (модуля) по разделам и видам учебной работы

Таблица 2

№ п/п Раздел дисциплины (модуля) Трудоемкость по видам учебной работы (час.) Формы самостоятельной работы*)
всего очная форма обучения  
ЛЗ НПЗ ИЛР С Р СР  
 
Три аспекта бытия науки. Наука как социальный институт         ИП,ЛО
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции         ИП, РИ
Структура научного знания         ППЗ
Методы научного поиска         ИП,ЛО
Динамика науки как процесс порождения нового знания         ИП, РИ
Научные традиции и научные революции.         ИП, ИЗ
Типы научной рациональности         ИП
Особенности современного этапа развития науки         ИЗ,РИ
  Итого:        

ИП-изучение первоисточника

ЛО- лист описания первоисточника

ППЗ- проблемно-практические задания

РИ-ролевая игра

Наши рекомендации