Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 20 страница
Хара –букв.«Устранитель», «Сносящий», «Разрушитель», – имя Шивы, отражающее Его роль в Божественной Триаде (Брахма-Вишну-Шива), – разрушителя негативных качеств человека и вселенной – по завершению мирового периода
харана –акт разрушения
Харе –слава, да здравствует; приветствие; обращение к Богу, Господу Вишну
Хари –букв. «Уносящий грехи поклоняющихся»;«Сияющий», «Освободитель»; имя-эпитет Вишну-Нараяны-Кришны, который в соединении с Харой (Шивой) составляет единство творения, сохранения и разрушения мира. Также соответствует названию цвета – золотисто-красный или рыжевато-коричнево-желтый, или светло-желтый; также буланый – солнечный окрас 1000 коней, впряженных в колесницу Индры. ««Сарвадха сарвакалешу сарватхара харичинтанам» – Всегда и повсюду и во все времена размышляйте о Хари» Сатья Саи Баба
харидаса - нищий
Харидвар, Хардвар –«Божьи врата», город в штате Уттараначал с древнейшими духовными традициями, место паломничества индуистов и подвижников
хариджан –каста неприкасаемых, включая прокаженных; не разрешались прикосновения людей к представителям этой касты, и, соответственно, – им не разрешалось дотрагиваться к другим, даже нечаянно. В настоящее время Сатья Саи Баба разъясняет, что каждое живое существо – это клеточка в космическом теле Бога, а касты, названные в Ведах членами Божьего тела, образуют составную часть целого; поклонение стопам Божьим лучше всего осуществляется через служение самым бедным и униженным из людей
Харитаяна – святой мудрец, записавший итихасу «Трипура Рахасья»
Харишчандра –царь Солнечной династии, правивший в Айодхье и известный своей добродетелью и щедростью. Согласно Маркандейя-пуране онпожертвовал мудрецу Вишвамитре по его просьбе все богатства, земли, царство. Вишвамитра потребовал еще – продать в рабство жену, сына, самого себя и отдать ему вырученные деньги – ради верности Истине. Харишчандра выполнил и это требование. Он попал в услужение к человеку из низшей касты сторожем на место кремации в Варанаси. Там он встретил жену, пришедшую кремировать умершего от укуса змеи сына. Они решили вместе с сыном сжечь себя на костре. Однако вмешались Боги, объявив, что все это было задумано как испытание его благочестия, и Харишчандра попал на небо царя Богов. «Если вы дарите Богу доброе, разве Бог не одарит вас добрым? Это можно продемонстрировать на примере Харишчандры. Он пожертвовал самое для себя дорогое, а именно Сатьям, Истину. Он был готов отказаться от жены и сына, продать себя в рабство, чтобы защитить Истину. Истина – это Бог. Где Истина, там и Бог. А посему поклоняйтесь Истине! Делайте все ваши подношения искренне, тогда вы придете к обители Истины. Что вы предложите Винаяке, то и получите. Таковы уроки, преподаваемые Винаякой». «Должен вам признаться, что Я счастлив, когда кто-то из вас подвергается страданиям, потому что это дает вам шанс проявить здравомыслие и принципиальность. На царя Харишчандру, верного правде и перенесшего мучительные испытания, которых он мог бы избежать, единожды солгав, обрушился град ужасных несчастий – нищета, изгнание, преследования заимодавцев, продажа в рабство жены царицы, сына и его самого, унизительная должность сборщика пошлины, на которую его назначил хозяин места сжигания трупов в Бенаресе. Но он ни разу не склонил головы и не сломился, наоборот, он всегда сохранял твердость и не поддавался на неправедные посулы» Сатья Саи Баба
Хастинапура –«город слона»; столица страны Куру, расположенная в северной части междуречья Ганги и Джамны (Ямуны), из-за обладания которой возник повод для великой войны, описанной в эпосе Махабхарата. По легенде, основана раджой Хастином, – «рукатым» (одно из названий слона), сыном первого Бхараты. Современный Бенарес, – Варанаси («город дикого лесного слона»)
хатха йога –йога физических упражнений, практика поз (асан) очищает тело и избавляет от недугов; выполняется с сосредоточением на определенных точках физического и тонкого тел, контролем над дыханием и успокоением ума. Третья ступень восьмеричной йоги Патанджали, подготавливает тело и ум оставаться в неподвижном состоянии в течение долгого времени и без неудобства. Правильная поза совершенно необходима для достижения успеха в йоге
хе –«О!»
Химават –«Снежный», «место зимы»; Гималаи, название горного хребта; персонификация отца Умы-Парвати, жены Шивы. Смотри – Гималаи
Химавати, Химаватпутри –дочь царя Гималаев, – Парвати
Химагири Нилайя –Хозяин Гималаев, эпитет Шивы, пребывающего на горе Кайлас в Гималаях
Химачала –Гималаи. «Химачала, Гималаи, образуют северную границу Бхараты. Хима означает лед. Он белоснежный и быстро тает. Белизна символизирует чистоту. «Ачала» – это то, что неизменно». Сатья Саи Баба
химса, хинса –насилие, нанесение вреда (себе или другим).«То, что причиняет вам боль, – это насилие (химса)» Сатья Саи Баба
хинду –индус; тот, кто воздерживается от насилия и не желает причинять вред другим живым существам. ««Хин» – это сокращение слова «хинса» (насилие), а «дху» переводится как «освобождаться». Поэтому хинд(х)у (индус) – это тот, кто не склонен к насилию, любит людей, помогает и служит им, а не тот, кто исподтишка нападает на других и проливает их кровь. У всех над головой одно и то же небо, под ногами – одна и та же земля, и все дышат одним и тем же воздухом! Один и тот же Бог всех создает, поддерживает и приводит к концу земного существования» Сатья Саи Баба
Хинду маха самудрам – Индийский океан
хинса –смотри химса
хиранья – золотистый; символ высшего Света. «Хиранья означает «золото». Если вы поместите Божественное золото в свое сердце, вы сможете изготовить любое украшение: шанти, сатью и дхарму – покой, истину и праведность. Без золота нельзя сделать украшение. Подобно этому без Божественности не достичь шанти, сатьи и дхармы. Хираньягарбха есть в каждом. Поэтому Свами зовет всех бангару, золото. Только осознав эту истину и твердо поверив в то, что Бог неотделим от вас, вы достигнете всего в жизни. Но вы забыли внутреннюю Божественность и устремились за материальными достижениями. Так не достичь успеха в жизни. Поэтому прежде всего укрепитесь в вере в Бога» Сатья Саи Баба
Хираньягарбха - «Золотистый (золотой) зародыш», золотое яйцо; золотая основа; рождается силой тепла в первозданных водах, из него проявляется вселенная; отождествляется с Богом-творцом Праджапати, а позднее с Брахмой. Причинный Брахман, из которого при сотворении мира развертывается проявленная вселенная
Хираньякашипу – «имеющий золотую одежду»; в индуистской мифологии великий царь асуров, демонов, близнец Хираньякши, отец Прахлады.Враг Богов, который благодаря своей неуязвимости захватил власть над тремя мирами, подчинил себе Богов и поселился на небе во дворце Божества Индры. Был сражен Вишну в облике Нарасимхи (получеловека – полульва). «Древние мудрецы исследовали все эти формы излучения и познали блаженство использования этих сил на опыте. Проникнув в их тайны, они могли совершать много удивительных вещей. Уже многие тысячелетия люди изучают эти силы. Первым ученым, постигшим их, был Хираньякашипу. Он полностью подчинил себе панчабхутас, все пять великих природных стихий. Но его сын, Прахлада, преподал ему хороший урок: «О, отец! Ты завоевал три мира, но не можешь одолеть собственный ум» Сатья Саи Баба. Смотри также: Нарасимха, Прахлада
Хираньякша –«золотоглазый», «золотое небо», имя великого и неуязвимого демона, убитого Вишну в Его воплощении Варахи, Вепря. Также его называют Хираньянетрой или Хираньялочаной. Брат-близнец демона Хираньякашипу, уничтоженного следующим воплощением Вишну – Нарасимхой. Смотри также Вараха
хита – полезная и здоровая (пища)
Холи –праздник весны и плодородия. Согласно Пуран Вишну определил праздник Холи главным праздником четвертой варны – шудр, низших сословий. По легенде в этот день младенец Кришна умертвил ракшаси Холику, олицетворение зимы. Основные церемонии этого праздника – исполнение шуточных песен, обливание друг друга подкрашенной водой и обсыпание цветными порошками
хома – ритуал поклонения огню, Божеству Агни; обряд жертвоприношения, совершаемый посредством возлияния на священный огонь очищенного топленого масла – гхи и других даров, сопровождающийся воспеванием гимнов, славословий и мантр
хота, хотар– священнослужитель жертвоприношения огню, жрец, руководящий ритуалом жертвоприношения; Брихаспати – хотар Богов
хотра, хотри – тот, кто взывает к Богам, приносит и отдает им жертву (смотри также: агнихотра)
хрид - место
Хридайя – место, где есть «дайя» (сострадание); сердце как физический орган (в обыденной речи). Имя, данное Ахам – «Я» в Священных писаниях, – всепроникающая, вездесущая, пребывающая в вас сущность. Когда Хридайя отождествляется с «Я», «я» тоже становится Вездесущим. «Что означает Хридайя? В обыденной речи это сердце как физический орган. Но совсем не это означает Хридайя. Хридайя – это имя, данное «Я» в Священных писаниях (Шрути). Где это Хридайя? Предполагается, что оно находится в теле. Где именно в теле должно пребывать «Я»? «Я» – это не часть тела. Вы говорите: «Это мое тело». Здесь «мое» уже предполагает, что «Я» отлично от тела. Из этого следует, что «Я» не часть тела. Если вы поймете природу «Я», вы поймете весь мир. «Я» есть во всех существах. Каждый говорит «Я», чтобы указать на себя. «Я» – это всепроникающая и пребывающая в вас Сущность. Когда Хридайя отождествляется с «Я», оно тоже становится Вездесущим» Сатья Саи Баба
Хридайя-акаша - пространство в духовном сердце, область, куда во время молитвы и медитации направляется внутренний взор для визуализации истинного «Я»
Хридайяваси – «Живущий, обитающий в сердце», эпитет Божества, которому поклоняется преданный
Хридайявихари –Бог, живущий в сердцах преданных
Хридайям –духовное сердце человека, его Божественное начало. «Возьмите слово Хридайям, используемое для сердца. Это значит хриди (в сердце) и йяам (Он). Таким образом, это слово обозначает не орган, перекачивающий кровь во всем теле, а трон Бога, алтарь, в котором присутствует Шива, означает святилище, в котором горит светильник Джняны, Мудрости» Сатья Саи Баба
Хридайям мадурам –«сердце Твое сладко» – поэтическое обращение к Господу
Хридайя Самудрам –океан сердца
Христос –смотри Иисус Христос
Христ-упасана – духовная практика последователей Иисуса Христа. «Господь Иисус – Спаситель. Человеку по своей природе свойственно впадать в грех, осознанно или неосознанно. Иисус пролил на кресте свою кровь для освобождения человека от греха и очищения его души. Следовать Господу и его учению, содержащемуся в Библии, и служить Ему – вот Упасана Христа. Воспевайте Его и славьте Его гимнами – вот вид служения, рекомендованный этой Упасаной» Сатья Саи Баба
Хришикеша –«Господь чувств», «Владыка всех чувств», «Курчавый, Густоволосый», эпитет Вишну-Кришны
Хуташана –«пожиратель жертв», – эпитет Агни, иногда употребляется как особая персонификация Огня
хутха – «приглашенный»
Ч
чайтаньопасана – духовная парктика экстатического, наполненного истинного блаженства воспевания и почитания Господа, установленная Чайтаньей. «Двайтопасана, дуализм, дуалистический взгляд на отношение между Богом и личностью заключается в признании их семейными, отношениями между мужем и женой. Вишну – Господь, наделенный вечной свободой, вечной полнотой, Ему следует поклоняться, как жена поклоняется мужу. Самым выдающимся среди таких садхак является Чайтанья. Он установил чайтаньопасану. Нельзя получить освобождение без мук, связанных со стремлением к Стопам Господа Кришны, почему? Без того стремления невозможно даже очищение человеческого разума. Так утверждал Чайтанья. Он говорил, что мудрецы и другие люди, способные погрузиться во внутреннее блаженство, могут наслаждаться высшим сознанием через созерцание чистых, укрепляющих и очищающих качеств Господа, Шри Хари. Для осознания такого блаженства не требуется никакого текста, никакого писания. Погрузившись в волны Божественного наслаждения, человек презирает все нормы социального поведения и избегает материальных радостей, он громко воспевает имена Хари, распространяет потоки радости, танцует в Божественном экстазе и наслаждается истинным блаженством. Он чувствует, что Стопы Господа сделали каждую пять земли священной, поэтому они поют славу Господу вместе с Ним. Чайтанья уверял, что эта садхана – самая легкая и самая верная. Его высшей целью было преодоление телесного сознания в потоке наслаждений, которые источают совместные воспевания величия и милости Господа» Сатья Саи Баба
Чайтанья – «Высшее, Божественное Сознание»; неделимое, вечно бодрствующее Сознание; Верховное Сознание. Чайтанья, Кришначайтанья (Гоуранга)–имя великого бенгальского святого, мистика, философа, религиозного реформатора (1485 – 1553), преданного Кришны, находившегося на уровне мадхура-бхакти (сладостной Любви, когда поклоняющийся видит все как Бога). Основатель учения и движения бхакти, преданности Богу; почитается в Индии как воплощение Кришны и Радхи. «Сознание (Чайтанья), обнаруживающее Себя лишь тогда, когда оно ограничено определенными рамками, есть Брахман». «Гоуранга – имя, данное Чайтанье при рождении. Все его помыслы были устремлены только к Богу. Он часто бродил по улицам, играя на цимбалах и распевая киртаны, гимны во славу Бога. В те времена у нагар санкиртанов, или уличных певцов, было немало врагов и противников. Случалось так, что на бхакти, преданных, воспевающих имя Божье, нападали прямо на улице и выхватывали из рук инструменты. Даже в такие моменты Чайтанья не испытывални малейшего чувства гнева. Когда у него внезапно отбирали талу, он считал это изъявлением воли Божьей: значит, Богу сейчас угодно, чтобы при восхвалении Его имени не использовались музыкальные инструменты. Нанесенную обиду он воспринимал как Божий дар и использовал ее во благо Господа. Если кто-либо намеренно оскорблял его, проверяя его преданность Богу, он повторял имя Кришны, настраивая на Него свой ум. Повторение имени Кришны приводило к тому, что Чайтанья, мысленно перевоплощаясь в Кришну, утрачивал связь со своим телом. Из-за этой своей способности он был известен под именем Кришначайтанья. Таких титулов удостаивались в те времена люди, достигшие величайших высот духа». «Что за личность был Чайтанья? Саи: Чайтанья также пел Кришне и танцевал в экстазе с Кришной. Однажды он навестил своего почитателя. Его поместили в комнате рядом с комнатой для молитв. Когда предлагалась пища статуэтке Кришны (которая была сделана из сплава 5 металлов), можно было наблюдать, что Чайтанья также ест ту же самую пищу в своей комнате. Хозяин решил испытать Чайтанью. Он запер его в комнате и через небольшое отверстие стал за ним наблюдать. Когда пища была предложена статуэтке Кришны, он увидел, что Чайтанья ест такую же пищу. Хозяин вошел в комнату и ударил Чайтанью по обеим щекам. Внезапно металлическая статуэтка Кришны исчезла. Это вызвало большой переполох в доме, и к Кришне были обращены молитвы. Кришна появился перед своими почитателями и сказал: «Вы дали мне пищу, а затем ударили меня по щекам, когда я ее ел. Поэтому я покинул вас». В одно время у Чайтаньи был гуру Сачананд. Он захотел проверить преданность Чайтаньи. Положив кусочек сахара на язык Чайтаньи, он попросил его держать сахар так до тех пор, пока он не вернется. Сачананд искупался в реке, постирал свои вещи, совершил песнопения. При этом он отсутствовал около двух часов. Вернувшись, он увидел, что Чайтанья стоит с открытым ртом, а кусочек сахара лежит у него на языке целый и не растаявший. Поняв величие Чайтаньи, то, что его контроль над чувствами был совершенен, он распростерся перед ним и заявил, что Чайтанья – его гуру». Сатья Саи Баба
Чайтанья Пуруша –Сознательное Существо, Всезнающая Душа
Чайтанья шакти – сила Сознания
чакора –птицы, индийские кукушки, отличающиеся нежным певучим пением, напоминающим соловьиное
чакра, чакрам –колесо, круг, диск. Метательный диск – воинский атрибут Вишну-Кришны. Символы: колеса времени, то есть бесконечности времени – Кала-чакра и колесо Закона Праведности – Дхарма чакра; его постоянное вращение означает, что всемирный закон Праведности (Дхарма) действует всегда. Также: энергетический центр в тонком теле; психические центры в астральном теле человека, через которые проявляется действие космической энергии; ганглийный центр в нервной системе; у обычного человека они не пробуждены и работают слабо; также: группа садхаков (духовно ищущих)
Чакравартин –«вращающий колесо без препятствий»; «царь-миродержец» – титул царя, который давался при совершении определенного ритуала (ваджанея), символизировавшего приведение в движение «Колеса времени», например, царь Джанака-чакраватин, прославившийся своим благочестием
чакшу –глаз; физические глаза – чарма чакшу; глаз мудрости – джняна чакшу
чакшу ладджа –скромность; стремление быть всегда приятным, вежливым
чаматкара – чудо; чудесное действие, невыразимое словами
Чамунда –Богиня, объединяющая в Себе трех великих Богинь – Сарасвати, Дургу и Кали с присущими Им элементами воздуха, огня и воды (в Аюрведе соответственно: вата, питта и капха и с центрами, расположенными в голове, пупке и в основании позвоночника)
чанас –пища; наслаждение, удовольствие
чандала –отверженный;сын от отца-шудры и матери-браминки;член касты чандалов, одной из самых низших по социальному статусу каст; пария, неприкасаемый. Они не входили ни в одну из главных каст-варн, были лишены элементарных социальных прав. Общение с чандала считалось оскверняющим для членов четырех высших каст (брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр)
чандас –рифма, размерность, стихотворный размер ведических гимнов и сам гимн. «Чандас означает поэтический размер, который может быть положен на музыку, как в Самаведе. И сами Веды именовались также». «Веда также известна как Чандас. Это имя значит «радостный, веселый», оно также связано с другими значениями – «сильный, жизненный, защитник». Так как в Ведах предсказаны все свойства и характеристики, указанное имя обладает большим соответствием. Священные церемонии и ритуалы, описываемые в Ведах, даруют радость не только целому этому миру, но и другим мирам. Высший Господь, являющийся источником Блаженства, называется в духовных текстах Яджнаангой (исполняющим Ведический ритуал, свойственный Ему), Яджнаваханой (использующим Ведический ритуал в качестве своего инструмента)» Сатья Саи Баба
Чанди –одно из имен Дурги-Кали-Парвати, воплощение энергии Шивы
Чандибхава –сила Кали, проявленная в темпераменте
Чандра - «светящийся», «блистающий»; Луна; Божество Луна; также эпитет Кришны. «В отличие от обычных ночей Шиваратри особо благоприятна. В чем заключается ее благоприятность? В том, что вы проводите свое время, воспевая славу Господа. У ума шестнадцать аспектов. Луна – Божество, контролирующее ум. Из шестнадцати аспектов луны сегодня отсутствуют пятнадцать. Если всю ночь вы будете воспевать Его славу от чистого сердца, то даже единственный оставшийся аспект тоже может слиться с Божественным. В этот день, размышляя о Боге, можно обрести полный контроль над умом. Поэтому эта ночь считается благоприятной». «Культивируемые и лекарственные растения находятся во власти Чандры» Сатья Саи Баба
Чандралока –пространство Лунного принципа, то есть лока Божества, направляющего ум. «Долг человека заключается только в предложении Ему (Богу) своей любви и любовном служении Ему. Это возвышает человека и ставит его среди других существ на самый высокий уровень. Те, кто не осознают этот уровень, или не способны исполниться ответственностью, принадлежат другим категориям. Они также служат, они также вовлечены в полезную деятельность. Но они жаждут плодов, которые надеются получить. Они действуют, желая получить выгоду из своих поступков. «Мы помогли беспомощным, следовательно, наш путь будет удобным и безопасным, мы подняли упавшего, следовательно, мы можем избежать на своей дороге неприятностей. Мы воспевали хором славу Божью, следовательно, мы уверены в небесах», – вот рассуждения таких людей, которые творят «хорошие дела». Когда такие люди оставляют свои тела, то есть, когда они умирают, их слова растворяются в их умах, их умы растворяются в их пране. Прана растворяется в дживе, а дживатма направляется в область лунного принципа (Чандра-локу), то есть локу Божества, направляющего ум... Подразумевается, что они войдут снова в сферу ума со всеми его волнениями и ненужными шумами желаний и потребностей. В Чандра-локе такие дживы обретут некоторое удовлетворение и наслаждение, пока длятся следствия хороших поступков. Вот почему сказано в писании: «Кшине Пунье, Мартхья-Локам Висантхи» (Когда растрачена полученная доблесть, они снова войдут в мир смертных людей). Дживатма помещается в телах, снабженных органами осязания и так далее в соответствии с последствиями поступков, совершенных предыдущим телом, и начинает очередную жизненную карьеру. Нахождение души в Чандралоке соответствует тому, что индусы обозначают как время, проведенное в качестве Небесных Дэв или в качестве ангела в соответствии с христианской или мусульманской религией. Имя Девендра, данное Богу этими Дэвами – указание на такое состояние. Тысячи людей поднялись до этого состояния. В соответствии с Ведами, если совершается высочайшее добро, человек поднимается к состоянию Девендры. Душа, ранее поднятая в это состояние, спустится на землю и продолжит свою карьеру в человеческом облике. Подобно тому, как на земле происходит смена царей, небесные правители также не могут избежать восхождений и низвержений. Обитатели Небес тоже подвержены закону подъема и спада. Только Брахмалока свободна от рождения и смерти, подъемов и падений. Это основная доктрина мысли Бхаратхи, ее вечный нектар, управляющий человечеством. Когда дживатма является Дэвой в Чандралоке, она не может обладать никакой кармой. Только человек может выражать себя через карму, которая влияет на него своими последствиями. Карма означает осознанную деятельность, с ясным результатом. Когда душа находится в Чандралоке в качестве Дэвы, она удовлетворена, она не стремится к деятельности, которая обеспечила бы ей наслаждение или успех. Само нахождение в такой локе – награда, полученная за хорошие поступки, совершенные в прошлом, это приз за доброту. Когда наслаждение, исходящее от добрых дел, обретено, необходимо соблюсти баланс последствий – и душа в качестве человека приходит на землю. Затем, приобщаясь к высшей доброте и вовлекая себя в самые благодетельные поступки, человек может очистить свое сердце и достигнуть Брахмалоки, откуда уже нет возврата» Сатья Саи Баба
Чандра-шекхара – «Увенчанный луной» – имя-эпитет Шивы
Чандрашекхарайя –«Имеющий Луну на голове», – одно из имен Бога Шивы
чандраяна –«ход луны»; название обета – духовной практики, когда количество употребляемой пищи ежедневно уменьшают соответственно фазе луны – от полнолуния до новолуния
Чарайя –священные стопы
Чаранам мадурам –«стопы Твои сладки» – поэтическое обращение к Господу
чаранамрита – вода, освященная омовением стоп гуру или Божества
Чарачара – движимое и недвижимое, то есть весь мир
Чарачарамайи – «Тот, кто присутствует в движущемся и неподвижном», «Тот, кто есть воплощение движения и незыблемости»
чара-ачара майи – относящийся к движению или его отсутствию
Чарака –святой мудрец, собравший и записавший Самхиты, – ведическую литературу, предназначенную для ученика (брахмачарина), обучающегося в доме учителя, гуру
чарана –«странник»; особый вид мифических существ
чарма – телесная, физическая оболочка человека, защищающая его от горя, зла и насилия; одно из проявлений Вишну в ипостаси защитника и хранителя. «На санскрите шкура называется чарма. Но когда ее надевают во время ритуала, она дает сарму – радость и энтузиазм, блаженство и счастье». «Мастер церемоний ведической яджны описывается в ведических писаниях как «Покоящийся в лоне». Так как зародыш находится в безопасности, сжав руки и сжавшись в теле матери, священник должен заворачиваться в шкуру антилопы, символизируя Мать Веду. Для человеческого глаза это простая шкура, но во время ведического обряда она становится убежищем. Вот почему перед одеванием ее читается молитва, обращенная к ней: «Ты – щит, чарма, защити меня, как чарма». Чарма, так как она защищает человека от горя, несправедливости и несчастий, стала означать счастливого и блаженного Вишну, второго из Триады, воплощение Блаженства. Ведические священнодействия даруют блаженство. Вишну считается самой яджной (Яджно вай Вишнух). Господь Вишну – воплощение триединой Веды» Сатья Саи Баба. Смотри также: Веды
чарма чакшу –физическое зрение
чару –жертвенная пища; приготавливается в виде кашицы из риса, молока и сахара
чатни –приправа; соус с кокосом
чатурдаса ратнам –четырнадцать сокровищ, появившихся при пахтанье океана: первым появился Сома (Бог луны), Богини Шри (Лакшми, супруга Вишну) и Сура, Айравата (белый слон Индры), Каустубха (волшебный алмаз Вишну), Париджата (древо исполнения желаний, посаженное Индрой в райском саду) и др. Последним возник Бог врачевания Дханвантари, держащий в руках сосуд с Амритой, напиток бессмертия. Смотри также Курма-Аватар, Мандара, Васуки, кала-кута
Чатур бхуджа – четырехрукий, эпитет Нараяны
чатурварна –четырехступенчатый порядок социальной жизни древнеиндийского общества варн – каст: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры
чатурварнья –система четырех уровней варн
чатурдаши –четырнадцатая ночь; «чатурдаши темной половины месяца убывающей луны называется Ночью Шивы» Сатья Саи Баба
чатуртхам –четвертое состояние сознания, при достижении которого человек выходит за пределы манаса (ассоциативного автоматического ума), буддхи (интеллекта) и ахамкары (самости) или за порог состояний бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна без сновидений. «Переживание бесконечной Божественности должно стать нашим естественным состоянием. Только выйдя за пределы стхула-шариры, сукшма-шариры и карна-шариры и растворившись в Махакарана-шарире, вы можете достичь этого наивысшего состояния. Мы не сможем испытать высшего блаженства, пока не вырвемся из границ высокого ума, сверхума и просветленного ума. Состояние запредельного ума имеет и другое название – Аманаска, то есть преодоление ума. Оно же описано как видеха-стхити (без тела)» Сатья Саи Баба
чатуртхи –четвертый, например, четвертый день темной или светлой половины лунного месяца; или четыре цели человеческой жизни: артха, кама, дхарма, мокша и др.
чатурюга –мировой цикл из четырех юг (периодов): Сатья, Трета, Двапара и Кали юги
чатушпад дхарма –совершенная гармония четырех дхарм (законов нравственного долга и социального поведения), включающая дхармы брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр
челими - дружба
Чидаакаша– аспект Вишвасварупам, космической формы Бога, которая превосходит как чувства, так и разум,соответствуетсостоянию глубокого сна, сушупти, когда разум и чувства бездействуют; в этом состоянии можно испытать аспект Божества без атрибутов и формы. «В Гите Господь Кришна учит, что существует три мира: физический, ментальный и каузальный. Читтакаша (ментальный мир) – это тонкая форма Бхутакаши (физического мира), а Чидаакаша (каузальный мир) еще более тонкая форма Читтакаши, ментального мира. Из этих трех взаимопроникающих миров сознания в состоянии пробуждения, сна и глубокого сна Чидаакаша является самым тонким состоянием: она всеобъемлюща. Но за пределами всего этого находится безграничный Господь – Брахман, Параматма, Высший Принцип Божественности». «Переходим к чидаакаше. Это состояние человека, который превращается в простого наблюдателя. Пребывая в нем, индивидуум не чувствует себя ни рассерженным, ни угнетенным – на него вообще не влияют никакие эмоции, он просто созерцает, оставаясь зрителем и сторонним наблюдателем. Что бы ни случилось с его телом, какой бы вред – моральный или физический – ему ни нанесли, человек остается к этому безучастен. Он постоянно находится на более высоком уровне сознания. Этому уровню и соответствует чидаакаша. Кувшин можно разбить, пруд можно осушить, картины – разорвать на куски, но чидаакаша останется неповрежденным. Небо, отраженное в кувшине, и небо, нарисованное на холсте, относятся только к телу, а не к самому великому небу» Сатья Саи Баба