Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 11 страница

пунья – заслуга; добро, добродетель, достоинство, этика; добродетельные поступки; жизнь, проведенная в близости к Богу

пура –город

пурака – в пранаяме процесс вдыхания воздуха, вдох

пураму – (телугу) священное место

Пурана, Пуранам –«Изначальный, Древний», – имя-эпитет Бога

Пураны –сборник легенд, поучительное писание; древние священные тексты индуизма, созданные на основе Вед и древних эпических поэм; составлены из сказаний, легенд, поучений, историй из жизни Богов и героев. «Тексты, которые подробно развивают краткие истины, заложенные в Ведах, называются Пуранами, ответил Шука. Их бесчисленное множество. Но на сегодня из них наиболее известны восемнадцать. Их тщательно просмотрел, составил и отредактировал мой отец, Вьясадева. Есть десять характерных сторон, которые они затрагивают. В дополнение к Пуранам так называемые Упа-пураны отражают всего пять из этих характерных сторон. Я расскажу тебе о них еще до того, как ты спросишь. Это – сарга, висарга, стана, пошана, ути, манвантара, ишанучарита, ниродха, мукти и ашрайя. Ашрайя – самая важная из этих десяти…. И эти десять наименований связаны свойствами, отмеченными в их обозначении. Но целью их всех является получение «масла», то есть освобождения. Именно для достижения этого освобождения и приняты эти десять разных сторон и качеств. Все Пураны задуманы с тем, чтобы обеспечить искреннему и серьезному слушателю помощь и поддержку, необходимую для следования этого паломника к освобождению. То, на что Веды (Шрути, услышанное мудрецами Божественное слово) указывают где-то – определенным заявлением, а где-то – самоочевидной истиной или каким-то намеком на иной контекст, а то и прямым описанием реального переживания, изложенного в каком-то другом разделе, – тщательно разработано Пуранами для большей ясности и воодушевления». «Большинству людей трудно постичь всю глубину законов Дхармы, предписанных Ведами, и тем более – следовать им в жизни, но наши Пураны богаты историями, которые доступны и понятны любому человеку. Вот почему махариши, великие мудрецы, составили Пураны. Те, кто подарил нам легенды и предания, – такие великие поэты, как Вьяса и Вальмики, – обессмертили сказания о Кришне и Раме на благо всему человечеству, и благодаря этому простые люди имеют возможность следовать Пуранам и в своей повседневной жизни». «Сейчас мы рассмотрим Пураны, «Пуранам пранджали кшанам». То есть, Пураны связаны с историческими событиями Творения и Эволюции. События подобраны определенным образом, так что они рассказывают и иллюстрируют основные философские истины. Пураны были составлены, чтобы донести до человека через интересные мифы и легенды учение Веды и Веданты. Язык Вед очень древний, содержит много архаизмов, и даже лучшие ученики затрудняются определить эпоху, когда появились рики. Но Пураны были составлены на живом языке, и поэтому их сейчас легко понять. Сейчас мы знаем, что Пураны написаны на санскрите, который может легко понять не только ученик, но и простой народ. В Пуранах содержится историческое описание Божественных личностей, великих Правителей и Династий, судеб царств и обществ. Через них можно увидеть сияющие примеры Дхармы и духовных принципов» Сатья Саи Баба

Пурани –полная, эпитет Богини-Матери

Пуранам –Изначальный, Древний, эпитет Бога

Пурандара –«Сокрушитель (вражеских) твердынь», имя-эпитет Индры

пуратана – проводник

Пурваджа –Изначальный, одно из имен Бога; применяется также по отношению к Ведам

пурва-миманса – «первоначальная миманса», одна из шести даршан, древнеиндийских философских школ, основана мудрецом Джаймини, чье имя упоминается в Самаведе

пури –лепешка, название традиционного индийского блюда

Пурна –полнота. Единая полнота – одно из имен-эпитетов Бога

Пурнам, пурнам – Полный, совершенный, осуществленный. Всегда удовлетворенный, обладающий единой полнотой – одно из 16 качеств преданного, бхакта. «Объективно существующий материальный мир – это то, что можно увидеть глазами, что доставляет наслаждение чувствам, что околдовывает ум и что дает информацию мозгу. Но этот мир пронизывает другой, нематериальный, субъективный мир. Когда человек осознает это, оба мира обнаруживают себя как частичные проявления одного и того же неделимого Сознания (Чайтаньи). Эти два мира дополняют друг друга, объединяясь в Единое Целое (Пурнам)» Сатья Саи Баба

Пурнааватар –Полный Аватар, – Полное воплощение Бога на земле, одновременно и бесконечная сила (Шакти) и ее источник (Шанти). Аватар, в котором в полной мере проявлены все 16 аспектов Божественности, например Кришна, Даттатрея, Шри Сатья Саи Баба. «Признается существование двух типов Аватаров: Амсааватар и Пурнааватар. Все люди являются амсааватарами (частичными воплощениями Божественного). Эти «неполные инкарнации», пойманные в сети майи, иллюзии, становятся жертвами эгоизма и собственнических инстинктов и не выходят за рамки обычной мирской жизни. В отличие от них Пурнааватар (Полное воплощение Бога), подчинивший и преодолевший иллюзию, или майю, примером Своей жизни демонстрирует людям Свою полную Божественность. В зависимости от обстоятельств Он ведет себя по-разному, и может сложиться впечатление, будто Он тоже находится во власти майи, но в действительности Он свободен от майи во все времена» Сатья Саи Баба. Смотри также Ади-шакти

пурнакумбхам –традиционное ритуальное подношение «Полного кувшина» с водой, кокосов и т.д. Божеству, гостю – торжественная церемония, символизирующая пожелание изобилия и процветания, сопровождающаяся ведическими гимнами

пурнами – день полнолуния; день почитания Гуру, духовного учителя

Пурнапрема – совершенная Божественная Любвь. «Человек, в сущности, является воплощением Пурнапремы (совершенной Божественной Любви). Но эта Любовь постоянно изменяется из-за привязанности к формам. Когда человек рождается, он зависит от матери и глубоко привязан к ней. Когда он подрастает, место привязанности к матери занимает привязанность к друзьям во внешнем мире. Он считает своих друзей главным содержанием своей жизни. Проходят годы и он женится. Считая жену дыханием своей жизни, он отказывается от друзей. Когда рождаются дети, жена ему надоедает. Он больше привязывается к детям и заботится об их образовании. В это время появляются разногласия между отцом и сыновьями. Привязанность, которая начиналась любовью к матери, заканчивается любовью к деньгам. После этого человек становится игрушкой жадности. Отсюда очевидно, что изменения объектов привязанности вызывают печальные последствия. Такая любовь – не настоящая Любовь. Любовь, появляющаяся в один момент и увядающая в следующий момент – вообще не Любовь. Настоящая Любовь чистым Божественным пламенем сияет в сердце человека, душа которого не знает ни рождения, ни смерти. Настоящая Любовь не растет и не увядает. Все, что растет и разрушается, связано с эго» Сатья Саи Баба

пурната - полнота

пурнатва – духовное богатство

Пурначандра –полная луна. Также название зала в Прашанти Нилаям. «Этот просторный зал, вмещающий тысячи людей, снабженный специальной акустической системой и имеющий широкую и с большим вкусом оформленную сцену, является плодом самоотверженных усилий еще одного бхакты, о котором Я бы хотел рассказать вам сегодня. Учитывая установленные Свами сроки сдачи этого объекта, за строительством зала лично наблюдал Шри Пурначандра Камани, один из самых ревностных приверженцев Свами. Он также снабжал строителей такими дефицитными материалами, как железо и цемент. Осуществляя руководство строительством, он добросовестно претворял в жизнь Санкальпу (волю) Свами и преуспел в этом. Именно Шри Пурначандра Камани, сдав этот объект в срок, доставил вам всем столько радости. Преданность, любовь и внимание, уделяемое им любой работе, порученной Свами, огромны. Было решено, что этот большой зал будет назван в его честь – «Пурначандра» (Полная луна). Этот зал, где мы получаем такую Ананду, действительно подобен полной луне, являющейся символом полного ума, спокойного и незапятнанного эгоизмом. Я хочу, чтобы все люди, которые будут слушать здесь лекции и смотреть специальные программы, также стали полными лунами. Иногда вам удается немного расширить свой ум и получить от этого небольшую Ананду, но наивысшим достижением в этой области является полное расширение ума, символизируемое полной луной, или пурначандрой. Ум – это луна, а буддхи – солнце, и они связаны друг с другом, вращаясь в пространстве сердца, символизирующего небо! По небу могут плыть облака удовольствия и страдания, разочарования и успеха, радости и печали, но, несмотря на них, солнце и луна продолжают выполнять свои обязанности. Поэтому вы должны работать также добросовестно и с таким же чувством долга, как это делал Пурначандра Камани. Можно сказать, что для человека нет большего достижения и большей заслуги. Этот великий бхакта всегда лелеял Свами в своем сердце и постоянно думал о Нем, и потому он всегда со Свами и в Свами. Этот зал будет называться в его честь «Пурначандра», и люди всегда будут помнить о нем» Сатья Саи Баба

Пурнима– полнолуние; время подношения даров Индре, Агни, Соме.Начало темной половины лунного месяца, длящейся 15 лунных суток (титхи). В лунном месяце шраван (июль-август) празднуется Ракхи пурнима, праздник, предписанный Вишну для брахманов. В этот день обновляются священные шнуры, символ принадлежности к «дваждырожденным», подносятся амулеты «ракхи» – из шелковых нитей или витой проволоки из золота или серебра

пурохит –священнослужитель, жрец, знаток ведических ритуалов (обычно «семейный», «придворный» жрец-брамин), перед которым человек предстает как перед своим духовником, наставником, следящим за соблюдением обрядов и установленных обычаев

пурта – один из видов кармы, обязательной для садхаков: строительство храмов, приютов, посадка деревьев и т.д.

пуру – часто

Пурухутха – «Бог, к которому очень часто взывают», – имя-эпитет Индры

Пуруша – буквально «Человек», Личность, Индивидуальное Сознание; Изначальное Сознающее Перво-Существо, абсолютное мужское начало, одухотворяющее природу. Космический гигант первочеловек, принесенный в жертву Богами, из его частей были созданы основные элементы космоса. В одном из гимнов «Ригведы» повествуется о том, как из тела первовеликана Пуруши был создан мир, как космос, так и социальная организация общества земли: «Глаз Пуруши стал солнцем, дыхание – ветром, пуп – воздушным пространством, голова – небом, ноги – землей, уши – сторонами света. Его рот стал брахманом, руки сделались раджанья (кшатрием), бедра стали вайшья, из ног родился шудра» Пуруша – инертный Дух, соединившийся с Пракрити, Природой, для создания вселенной. В двуединой сущности («Сознание-Энергия», Шива-Шакти, Нитья-майя (вечное – иллюзорное)) – это Сознающий дух, Макрокосм, аспект Знания. Пуруша-Пракрити (микрокосм). Существо, поддерживающее игру Пракрити, Природы. Также «Обитатель» – сознающий Дух в теле; «горожанин» – воплотившийся Дух (Джива), живущий в теле, как в «девятивратном граде».

пуруша праятна – нравственные усилия человека для обретения милости Бога. «Начните с искоренения своих недостатков, укрепляйте свою преданность и сделайте ее твердой и непоколебимой. Это – пуруша праятна (усилие, которое должен делать каждый)» Сатья Саи Баба

Пуруша Сукта –гимн Ригведы

пурушартха – цель жизни человека; Есть четыре цели, предназначения в жизни человека, которым может отдаваться человек. Дхарма (праведность, закон) – выполнение долга, служение религии, науке или общественному благу. Артха (польза) – достижение благосостояния, накопление богатств духовных или материальных ценностей честным путем; Кама (чувственная любовь) – исполнение праведных желаний, искание чувственных удовольствий. Мокша – (освобождение, спасение) – индивидуальное, окончательное освобождение души от рождений. «Наши Шастры, священные писания, имея в виду этот священный долг человека, установили для нас четыре Пурушартхи, жизненные цели. Эти четыре цели человека есть Дхарма, Артха, Кама и Мокша (Праведность, удовлетворение материальных нужд тела, удовлетворение желаний, Освобождение от круга рождений и смертей). Любой просвещенный исследователь скажет, что среди этих четырех Пурушартх наивысшей целью нашей жизни, конечной целью ее, объектом, на котором мы должны сосредоточиться, является Мокша, или Освобождение. И тут мы задаем себе вопрос: если Мокша – высшая и окончательная цель, зачем упоминать Артху, материальный интерес, и Каму, желание? Однако и у них есть определенная роль. Мокша – самая возвышенная цель. Это наше предназначение. Но для достижения этой высоты, которая и является нашим предназначением, следует прибегнуть к помощи того, что могло бы служить нам лестницей. Коль скоро готовы устремиться к наивысшей точке, подняться к ней, лестница будет для нас большой поддержкой. Самой же лестнице, состоящей из разных ступеней, тоже нужна опора. И эта опора – Земля, или иначе – Природа. Итак, мы делаем попытку вступить на эту лестницу, имеющую две основные ступени – Артху и Каму, опирающуюся на Землю, которую мы называем Природой, или Дхармой. С помощью лестницы мы хотим подняться и достичь наивысшей ступени – Мокши, Освобождения. Земля, которая служит опорой, тождественна Дхарме, Праведности, или нашему Поведению. Когда есть и опора, и высшая цель – Дхарма и Мокша, тогда только приобретают смысл две промежуточные ступени – Артха и Кама. Если же мы пренебрегаем Дхармой и Мокшей, Артха и Кама остаются совершенно бесполезными. Каждый человек, рожденный на Земле, должен хоть в какой-то степени понимать природу и суть мира. Дхарма поддерживает этот мир как целостное творение, и нам необходимо в своем поведении следовать Дхарме, или Долгу, Праведности и Справедливости». «Человек считает, что в земном мире у него есть четыре цели (пурушартхи) и что первые три – это средства для достижения четвертой, – освобождения (мокши). Это неправильно. Дхарма (Праведность), артха (материальное благополучие), кама (удовлетворение желаний) и мокша (освобождение от круга рождений) – то, что считается целями человеческого существования, – это еще не все. У человечества есть еще одна цель, превосходящая даже мокшу. Это Парамапрема (Высшая Любовь). Этот принцип Любви – Само Божество» Сатья Саи Баба

Пуруша-таттва – принцип Пуруши, сознающего Духа; высшее Божественное «Я» в человеке. «Махакарана шарира – (высшее причинное тело) ответственно за все, что случается во вселенной. Оно известно также как просветленный ум. Это сила, которая освещает все в этом мире. Для постижения этого космического принципа нужна Божественная форма. Ею является «Высшее Божественное Я», которое иначе называется Пуруша-таттва (принцип Пуруши). Пуруша-таттва – это, по существу,запредельный ум, то есть Божественный аспект. Итак, Божественный аспект – это Пуруша-таттва. В течение дня мы много раз повторяем слово «Я». Где же находится это «Я»? Оно – не что иное, как Пуруша-таттва, и пребывает в каждом существе. Каждый человек в обычном разговоре упоминает «Я», когда говорит о своих действиях: «Я собираюсь», «Я ем», «Я делаю». Это «Я» в каждом человеке свидетельствует о присутствии в нем этого великого аспекта Пуруша-таттвы. Что же означает Пуруша-таттва? Надев брюки и рубашку, вы еще не станете мужчиной. Слог «Пу» представляет Божественный аспект, вибрирующий во всем теле с головы до пят. «Пу» означает Пуруша-таттва. Как возникает имя Пуруша? Тело – священное место, в котором живет Джива, и поэтому Джива, (Обитающий в теле), получает имя «Пуруша». Это может быть тело мужчины или женщины. Различие – только по половому признаку, поскольку и мужчина, и женщина равно испытывают голод, негодование, эмоциональное возбуждение. Мужчина плачет, когда страдает, и женщина – тоже; мужчина ест, когда голоден, и женщина – тоже. Отсюда вытекает, что у них одинаковый эмоциональный уровень. Но бывает, что один мужчина страдает молча, про себя, а другой выражает горе громкими стенаниями. Однако мы не должны вглядываться в эти различия, ибо тело – это священная обитель Бога. В каждом теле имеется Божественный аспект. Весь мир – это отражение обеих форм – грубой и тонкой. Причина – Бог, следствие – мир. Следствие включает как грубое, так и тонкое. В жизни каждого человека бывают моменты блаженства. Пять элементов, пять оболочек, пять чувств, пять жизненных источников (пран), манас, буддхи, читта, ахамкара – все они, соединившись друг с другом, составляют 24 аспекта. Махапуруша выступает как пронизывающий их двадцать пятый аспект. Все вместе они образуют человеческое тело. Подобно тому, как двадцать пять аспектов содержатся в человеке, мир также состоит из 25 аспектов. Как отдельное тело, так и вся нация – одновременно и объект, и его отражение. Между ними нет различия. Но если взглянуть с мирской точки зрения, можно обнаружить множество различий. Это и показывает истинную сущность майи, или иллюзии. Майя заставляет человека забыть реальность и тем самым ставит его перед огромными трудностями» Сатья Саи Баба

Пуруша-шукта –гимн Пуруше(в Ригведе)

Пурушоттама –высшая Божественная личность; Высший человек – определение которого дает Бхагавад Гита; вселенское, всеобщее Сознание, эпитет Вишну. «Мы должны задаться вопросом и выяснить, является ли познание самого себя, или своей души, нашей конечной целью. Нам придется продвинуться еще дальше. Уяснив природу своей души, вы поймете, что в вашем теле преходяще, а что бессмертно. Однако есть нечто большее, что не является ни душой, ни ее оболочкой. Оно может быть названо Пурушоттама, и оно превосходит и душу, и тело. Только осознав Пурушоттаму, мы можем считать, что достигли цели своей духовной практики» Сатья Саи Баба

Пурушоттама йога – «Видья – это подлинная Пурушоттама йога (йогавысшего человека, определение которого дает Гита), знание Всевышнего, Высшее знание. Эта йогане может быть куплена за деньги или получена от друзей, она не может быть приобретена в какой-либо организации или компании. Она должна быть усвоена и добыта индивидуально каждым для себя, через устойчивую веру и пылкую преданность» Сатья Саи Баба

Пурушоттама яджна –ведический ритуал подношения огню жертвенного дара Высшему Господу Вед

Путана –«зловонная», демоница, злая Богиня оспы и детских болезней. Она пыталась убить Кришну, – предложила младенцу Кришне грудь, полную яда, но Кришна высосал все молоко, и иссушенная Путана погибла

путра –сын

путракамести, путракамештияга –жертвоприношение Богам ради рождения сына

Путтапарти – деревня в южноиндийском штате Андхра Прадеш (приблизительно в 190 км от Бангалора), в которой 23 ноября 1926 года родился и живет Аватар Кали Юги Сатья Саи Баба; там же находится Его Ашрам

Путтапартишвара –Высший Господь в Путтапарти, имя-эпитет Сатья Саи Бабы

пустака – книга

Пушан –«питающий», солнечное Божество, охраняющее стада и приносящее благополучие

пушпа - цветок. В ритуалах жертвоприношений используются листья, цветы, плоды, являющиеся аллегориями, при этом: «Слово «пушпа» означает «цветок нашего сердца». Те цветы, которые мы несем к стопам Божьим, – не земные цветы, чья красота недолговечна» Сатья Саи Баба

Пушпака, пушпака вимана –летающая колесница Бога Куберы, присвоенная демоном Раваной, на ней он отправился похищать Ситу, супругу Рамы. Разбитая в битве с орлом Джатайю, пытавшимся защитить Ситу, Пушпака вернулась к Кубере. После гибели Раваны и его сыновей Кубера послал ее верно служить Раме и в мгновения ока переносить Его туда, куда Он скажет

пушти – питание (обретение силы); «хранитель»; жрец, владеющий тайной составления стотр – хвалебных гимнов во время жертвоприношения

пхала – плод, фрукт. Плоды используются в ритуалах поклонения, например, Ганеше предлагаются: гранаты, сладкий лимон, лимон, джамболана, манго, джекфрут, виноград, спелые бананы, финики, кокосы, апельсины, инжир, плоды мускусного дерева, джуджу (бер). «Слово «плод» по отношению к Божественному символизирует плод разума» Сатья Саи Баба

Пхаланетра –большой лоб и большие глаза (Бога)

Пхалгуна – рожденный под звездой Пхалгуна, одно из имен Арджуны

Пхулабджакша – одно из многочисленных имен Вишну

пьяре – очень дорогой, возлюбленный (хинди)

Р

Равана – «Ревущий»; сын царицы ракшасов (демонов) и Вишвараса, внука Пуластьи; брат Бога богатств Куберы, десятиголовый и двадцатирукий царь Ланки, злой демон. Благодаря дару Брахмы, обретенному ценой сурового подвижничества, получил неограниченную власть над миром, стал непобедимым и неуязвимым ни Богами, ни гандхарвами, ни змеями и птицами. Однако он стал притеснять самих Богов, победив многох из них, а также гандхарвов, данавов и нагов. Человека он не считал равным себе противником, поэтому даже не просил у Брахмы неуязвимости от смертного, и был убит Вишнув облике Аватара Шри Рамы, когда похитил жену Рамы, Ситу. Персонаж Пуран и древнеиндийского эпоса «Рамаяна». «Равана был могущественным царем, полностью владевшим всеми искусствами и постигшим Веды. Он совершал суровую аскезу. Но из-за того, что он использовал свои таланты в эгоистических целях, его постигла позорная смерть. Жена Раваны Мандодари, которая была образцом добродетели и твердо придерживалась суджняны (правильного знания), упрекала Равану, что тот сошел с пути добродетели, тайком похитив Ситу, жену Рамы. Она спросила его, останется ли он спокойным, если будет похищена его собственная жена. Таким образом она преподала Раване урок суджняны (благотворной мудрости). Но Равана проигнорировал ее совет. Его брат, Вибхишана, пытался научить его виджняне (мудрости различения), говоря ему, что он не использует свой буддхи (интеллект) надлежащим образом, и совершает предосудительный поступок, недостойный такого великого правителя, как он. Равана пренебрег и этим советом. Позднее Хануман дал ему урок праджняны (Высшей мудрости). Он сказал Раване, что несмотря на свою видью (ученость и широкую образованность), он не смог осознать Атму как всеобщую реальность, и, оставаясь в сознании тела, совершил презренный поступок, потеряв контроль над своими чувствами и умом. Он похитил Ситу, Мать Вселенной, с низкой целью. Равана не обратил внимания на эти три совета и в результате потерпел крушение». «Равана был вторым врагом, который питал ненависть к Раме. Он отказался признать свои ошибки и явился причиной крушения своей страны. Он был раджасическим врагом, так как раджасический враг никогда не признает свои ошибки». «Когда человек забывает Бога и хочет насладиться преимуществами природы, он, в конце концов, становится демоном, подобным Раване, который сам стал причиной своей гибели» Сатья Саи Баба

рага –склонность, симпатия, привязанность; удовольствие; эмоции, связанные с привязанностью и неприязнью, – гордость или пагубное желание. Одно из трех качеств ума, которых следует избегать. Цвет. Также – мелодия, музыкальный мотив, тема для импровизации. В индийской классической музыке особый вид или строй звуков, созвучий; персонификация Божества мелодии

рага двеша –притяжение и отталкивание; симпатия и антипатия, привязанность и непривязанность

рага клеша –одно из пяти препятствий на пути к атмическому, истинному блаженству. «Причина рага клеша лежит в привязанности к богатству и вещам» Сатья Саи Баба

раги и рагини – «эмоции», определенные музыкальные формулы, на которых строится классическая индийская музыка. Обычно говорится о шести или двадцати шести рагах, «женатых» на шести или тридцати шести рагини

Рагни –царица

Рагхава – «потомок Рагху», родившийся в династии Рагху, – одно из имен Рамы

Рагху –«быстрый», «большой царь», сын Какустхи, дед Дашаратхи, знаменитый царь Солнечной Династии, чьим именем она часто зовется,основатель рода Рамы, – прадед Рамы

Рагхукула –династия, род, в котором был рожден Бог Рама

Рагхунатха –«потомок Рагху», – эпитет Рамы

радж –сиять

раджа –правитель, царь, князь; повелитель, господин; Также: глина, земля – один из семи дхату, компонентов, из которых состоит человеческое тело. Индийская пословица: «Каков правитель (раджа), таковы и подданные (праджа)». Раджи подчинялись более сильному – махарадже. Независимость раджей утверждалась особым торжественным и дорогостоящим обрядом жертвоприношения коня (ашвамедхой). Раджа мог отказаться от престола (например, при достижении определенного возраста), и передать царство наследнику, не обязательно старшему

раджа бхаван –царский дворец

раджадхарма –закон справедливости, установленный для царей

раджа йога –буквально «царственная йога»; совокупность методов и ментальных упражнений, направленных на полное прекращение работы ума, и как следствие этого, полное избавление от страданий. Йога контроля ума, использование ментальной аскезы для обретения видения Реальности, раскрытия Божественности, обретения истинного видения Реальности. «Когда человек, выполняя свой долг, испытывает духовные устремления и концентрируется на Боге, ведя целенаправленную жизнь, это называется раджа-йога. Этот вид преданности долгу, совмещаемый с практикой садханы (духовной дисциплиной), олицетворен императором Джанакой, который таким образом достиг Освобождения (Мокши). Каждому следует относиться так к своим обязанностям. Долг есть Бог» Сатья Саи Баба

Раджаматха –царица-мать

Раджариши –царственный мудрец; царь-мудрец, принадлежащий к касте кшатриев

раджас –свойство ума, пробуждающее энергию, действие, стремление к творчеству. Смотри также: раджогуна

раджасическое –продукт или действие, увеличивающее раджас, например: сыр, чеснок, лук, перец, кислый вкус; возбуждающие ум запахи или музыка и т.п. «Регулируя и формируя свое питание, можно заложить основу для духовной жизни. Саттвичная пища предпочтительнее раджасической. Человек, употребляя алкоголь, перестает контролировать эмоции и страсти, импульсы и инстинкты, речь и движения, опускаясь даже до уровня животного. Употребление в пищу мяса развивает склонность к насилию, вызывает болезни, характерные для животных. Когда человек потребляет раджасическую пищу, его ум утрачивает гибкость, а если имеется еще и пристрастие к тамасической пище, то состояние ума вовсе безнадежно. Чтобы постоянно пребывать в природе Бога (Рама-таттве), необходимо внимательно относиться как к питанию тела, так и ума». «Если ум питается раджасической (порождающей страсти) пищей, то он устремляется и исполняется различных желаний!». «Раджасическая пища противоположна саттвичной. Она слишком соленая, или слишком сладкая, слишком острая, слишком горькая, слишком пряная.… Такая пища возбуждает и опьяняет» Сатья Саи Баба

Раджасуйя яга –великое ведийское жертвоприношение, совершаемое по случаю коронации царя,– ритуальное посвящение кшатрия на царство при вступлении на престол

раджогуна, раджас –«страсть», вторая из трех гун, ее свойства – активность, активное действие, динамические движение, борьба, энергия. Эмоциональность, страсть, желания, беспокойство, привязанность, импульсивность в действиях человека приводят его к страданиям

Наши рекомендации