Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 8 страница

пада пуджа –почитание Стоп, поклонение Стопам – омывание стоп Божества или Гуру водой и воспевание ведических гимнов, повторение 108 имен избранного Божества, возлагание к Стопам цветов, плодов, сладостей

падартха – материальный объект, на который указывает слово. «Речь порождает слово, а слово порождает свое содержание. Таким образом, речь – это основа абсолютных значений всего, что видим вокруг, а значит, и основа материального мира. Именно поэтому мы называем материю падартхой, значением слова. Когда произносится слово, к примеру, вастра – предмет одежды, – в этом звуке и заключено значение этого слова. В этом мире вся доступная ощущениям материя называется каким-нибудь словом, и значение этого слова соответствует объекту падартхи. Таким образом, падартха – это материальный объект, на который указывает слово. Основой слова является речь, поэтому речь – основа всего сущего в мире» Сатья Саи Баба

падартха шуддхи – чистота исходных продуктов ( материальных объектов), используемых для приготовления пищи

падасвантха–полностью предавший себя Богу. Или, по крайней мере, молящийся в момент произнесения каждого слова о том, чтобы в нем росло каждое из 16 достоинств – качеств характера преданного Богу, которые позволят ему приблизиться к цели Богореализации

падасевана, падасеванам– поклонение стопам Господа, служение у Лотосных стоп Господа (Бога, духовного учителя – Гуру), стремление припасть к Стопам Господа для обретения опоры в жизни

падди – неочищенный рис. «Что такое материя? Материя – это то, что заключено в жизни. Рассмотрите пример риса, падди. Пока зерно риса покрыто шелухой, он называется падди. Когда шелуха удалена, он становится рисом. Падди имеет силу прорастания, пока шелуха остается. Подобным же образом, жизненный принцип заключен в материи. Таким образом, можно видеть, что жизнь исходит из материи. Но они не готовы пойти далее этой стадии человеческого развития. Развитие человека не может быть полным, пока оно не выйдет за пределы ума» Сатья Саи Баба

падма –цветок лотоса;одно из названий лотоса, водного растения; также: «несметное число». Является религиозным символом познания, позволяющим выйти из колеса перерождений; представляет модель мироздания (земля, вода, воздух) и тройственную природу человека (материальный, интеллектуальный и духовный миры). Мифы Пуран описывают Вишну с цветком лотоса, возникшим из его пупа; из этого лотоса появился Брахма, творец мироздания. Чакры, энергетические центры человека,изображаются в виде символического цветка лотоса с различным количеством лепестков: муладхара – четыре, свадхистхана – шесть, манипура – десять, анахата – двенадцать, вишудха – шестнадцать, аджна – два, сахасрара – тысяча. Лепестки лотоса также используются как символы: пятилепестковый – пять чувств, пять миров; семилепестковый – семь небес, семь планет, семь дней недели; восьмилепестковый – «сердце Бытия», место пребывания Брахмы; двенадцатилепестковый – вселенная; тысячелепестковый – последнее откровение.«Будьте лотосом: лотос рождается в тине и иле, но поднимает свою головку над водой, неуязвимый для воды, хотя и выходит из воды. Будьте же не привязаны, подобно лотосу или лилии» Сатья Саи Баба

падма-асана, падмасана –поза лотоса в хатха-йоге; одна из устойчивых поз, используемых в практике медитации

Падмавати –«носящая лотос», имя Шри или Лакшми, супруги Вишну

падмавьюха – ипостась лотоса; бесконечный лабиринт, созданный Кауравами. Абхиманью, сын Арджуны, подробно изучил падмавьюху находясь в чреве матери. Арджуна рассказывал о лабиринте его матери, он подробно описал вход, сам лабиринт, но не успел рассказать о выходе из него, что стало причиной гибели взрослого Абхиманью. «»

Падмагарбха –Солнце

Падманабха –«лотос-пупок», эпитет Брахмы, выросшего из пупка Всевышнего

Падмапада –Лотосоподобный

падмасана – поза «лотоса» в йоге; устойчивая поза для медитации

падмасеванам –служение Господу, Его Лотосным стопам

падуки – сандалии; обряд поклонения падукам, символизирующим образ Бога и являющийся объектом почитания

падья –вода для омовения стоп

пайс, пайса – мелкая денежная единица в Индии, равная 1/100 рупии

пайяла –колокольчики (на ногах танцующих)

пайясам –«Божий дар», пища, освященная Богами

пака шуддхи – чистота самого процесса приготовления пищи

Пала - защитник

Палини –царствующая, эпитетДеви

пан –бетель

Пандава, Пандавы –пять братьев, сыновей царя Панду, героев эпоса Махабхарата, воплощение дхармы, добродетели; характеризуют саттвические качества человека. «Вы взываете к Господу, забыв свою гордыню и эгоизм, только попадая в отчаянное положение. Лишь тогда, когда горе в мирском понимании этого слова полностью охватило семью Пандавов, молитвы, обращенные к Богу, стали неотъемлемой частью их жизни». «Тело – инструмент для реализации дхармы (праведности). Это аллегорически представлено примером Пандавов в Махабхарате. Братья Пандавы (Дхармаджа-Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева) и Драупади, представляющая Пракрити (природу), следовали Истине и Праведности, представленными Дхармаджей, старшим из Пандавов, и освятили свою жизнь. Это применимо к каждому человеку. Только когда человек придерживается Истины и Праведности, (Сатьи и Дхармы) он может осознать Атман» Сатья Саи Баба

пандал –шатер; тент, навес для проведения духовных мероприятий; праздничный помост с навесом и троном

Пандарипура –обитель Пандуранджи, место, где обитает Пандуранга-Кришна

пандит – знаток Вед; ученый, образованный, умный; знающий; сведущий в священных индуистских писаниях

Панду –царь Лунной династии, младший сын мудреца Кришны Двайпаяны Вьясы. Панду –номинальный отецпятерых Пандавов которых, согласно преданию, породили Боги: Юдхиштхиру – Дхарма, Бхимасену – Вайю, Арджуну – Индра (от первой жены, Кунти) и близнецов Нукулу и Сахадеву – Ашвины (от второй жены – Мадри). Легенда повествует, что однажды, охотясь, Панду убил оленя в брачный момент. Олень оказался оборотнем-риши. Умирая, он предрек, что его убийца погибнет при таких же обстоятельствах. Панду, боясь проклятия, перестал входить к своим женам, но повелел им зачать от Богов, чтобы не оказаться бездетным. Проклятие все же свершилось: Панду умер в момент, когда собирался войти к Мадри. Она, по законам того времени, взошла на погребальный костер мужа, хотя и была второй женой. Смотри также: Дхритараштра; Кунти

Пандуранга –имя-эпитет Кришны и пастушеского Божества дравидского происхождения, отождествляемого с Кришной

Пандуранга Ракумбаи –Кришна и Рукмини, Его супруга

Панини –великий грамматист древней Индии (IV век до нашей эры), автор «Восьмикнижия» – труда, содержащего 4 тысячи грамматических правил, создатель классического санскрита

панча-пять. В древнеиндийской числовой символике число 5: «пять дыханий – пран», «пять первоэлементов – бхута», «пять огней – агни», «человек, 5 составляющих: манас, речь, дыхание, зрение, слух» и др.

панчабхута – пять стихий, основных элементов мироздания: эфир, воздух, огонь, вода, земля (акаша, вайю, агни, джала, притхви). «Пять первоэлементов пронизывают всю вселенную, от земли до неба. Шестого элемента не существует. Эти же пять элементов в тонкой форме присутствуют в каждом человеке». «Человеческое тело – это мир в миниатюре. Оно состоит из пяти элементов, пяти чувств и пяти жизненных дыханий, которые, в свою очередь, рождаются из Истины, поддерживаются Истиной и, в конце концов, растворяются в Истине. Поэтому человек должен ревностно следовать Истине. Так как люди искажают Истину, они теряют свою чистоту. Главная причина загрязнения сердца – тенденция искажать Истину. Поэтому, если человек желает хранить чистоту и святость сердца, он должен говорить правду. Если вы тверды в Истине, всё, что вы говорите, всегда будет к лучшему» Сатья Саи Баба

Панчавати –местность на берегу реки Годавари, где жили в изгнании Рама, Сита и Лакшмана

панчагни – «пять огней», учение о пяти жизненных силах (пранах)

панчакальяни –«красивая, как пять прекраснейших лошадей»; порода скакунов, обладающих выдающимися данными и высокими скоростными качествами

панча карма –пять видов очищающей терапии; пятиступенчатый метод очищения организма в Аюрведе: вамана (очистка желудка для вывода излишков капхи), виречана (очищение кишечника от избыточной питта доши), басти (клизма с лекарственным отваром), насья (очищение носа и околоносовых пазух, прием лекарственных трав и масел через нос), ракта мокша (древняя методика кровопускания)

панча коша –пять оболочек (тел) человека, скрывающих Атму. ««Коша» означает «футляр, коробка, оболочка». Меч вложен в ножны. Деньги хранятся в сокровищнице, или коше. Ты должен знать, что предмет, хранящийся в этом чемоданчике с пятью отделениями, является настоящим «Я». Чтобы увидеть свое истинное «Я», человек должен открыть пять коробочек, панчакош. Они называются аннамайя, маномайя, виджняна-майя и ананда-майя» Сатья Саи Баба

панчалоха –сплав пяти металлов: золота, серебра, меди, железа, латуни

панчама –«пятый»; шестой звук индийского лада

панча махабхута –пять великих элементов. Смотри панчабхута

Панчамукхи –«Гаятри известна как Панчамукхи – имеющая пять лиц. Что же это за лица? Ом – это первое лицо, Бхур Бхувах Суваха – второе, Тат Савитур вареньям – третье, Бхарго Девасья дхимахи – четвертое, Дхийо йо нах прачодайят – пятое. Гаятри-мантра состоит из трех частей: восхваление, медитация и молитва. Вначале Божественность восхваляется как основа трех планов бытия (Бхур Бхувах Суваха), затем на нее с благоговением медитируют (Тат Савитур вареньям) и, наконец, к Божественности обращаются с молитвой рассеять тьму, пробудить и укрепить интеллект (Дхийо йо нах прачодайят). Повторение Гаятри-мантры очищает ум, дарует преданность, беспристрастность и мудрость» Сатья Саи Баба

панчанга – альманах

панча прана –пять жизненных (витальных) потоков-энергий человека: самана, вьяна, удана, прана, апана. Они являются проявлением элемента вайю (воздуха) в теле

Панчаратра –«пятиступенный»; название священной книги вишнуитов, почитается соответствующей четырем Ведам, составлена по санкхье-йоге. Упоминается в Нараянии, одной из частей Махабхараты

панчи критам –«пятикратное умножение» – процесс слияния пяти тонких элементов мироздания, превращение тонкой материи в плотную, в результате чего возник весь проявленный мир, Космос. «От Брахмана произошли ятхна и махат (усилие и космос). Из них – акаша (эфир, пространство). Из акаши – вайю (воздух). Из вайю – агни (огонь). Из агни – джалам (вода). Из джалам – притхви (земля). Человеческое тело – результат соединения этих пяти элементов (акаша, вайю, агни, джала, притхви). Каждый последующий элемент происходит из предыдущего». «Эти элементы, в свою очередь, образовали пятичленные соединения и составили комбинацию тела» Сатья Саи Баба

панчопчара –поклонение избранной форме Божества с использованием пяти (панча) предметов (упчара), символов пяти элементов: 1) гандха, запах, – притхви, земля; 2) найведья, вкус, – джала, вода; 3) дипа, лампа, – агни, огонь; 4) дхупа, благовония, – вайю, воздух; 5) пушпа,цветы, – акаша, пространство, эфир

папа, паапа- грех, недостаток

папабхитхи – страх перед сотворением греха

Пара - высший, сверх, запредельный, появившийся прежде. Наивысшее, далекое – вне пространства и времени

Пара-апара – принадлежащий к материальному и высшему мирам

пара-артха –высшая цель

Параатпара –Верховный, Высочайший, стоящий выше самого высшего

Парабрахман –Абсолют, Высший, Вечный и Неизменный, запредельный Брахман

парабхакти –абсолютная преданность Высшему, полное предание себя Богу

паравидья –высшее знание, ведущее к освобождению, знание о трансцендентном аспекте Брахмана как о едином, лишенном атрибутов принципе

паракрама –событие, – одно из шести качеств, характеризующих присутствие Бога. «По утверждению ШастрБог присутствует там, где имеются шесть качеств: стремление (утсаха), предопределение (сахасам), смелость (дхайрья), здравый рассудок (сад-буддхи), сила (шакти) и событие (паракрама)» Сатья Саи Баба

Парам, Парама –«высший», сверх, запредельный – «ТО»

Парама Дхарма –высшая Дхарма

Парамааканда –Высшее Блаженство, эпитет Бога

Парама-артха, Парамартха – Высшая цель, Абсолют, Высшая Истина, одно из имен Бога; «То, что находится выше и превосходит этот мир, ограниченный телом и чувствами» Сатья Саи Баба

Парамам –Наивысший

Парамам Вьйома – Наивысший Защитник

Парамам Павитрам –Наивысшая Чистота

Парамананда – высшее блаженство

Парамапада – «Безграничное пространство», одно из имен Бога; «Лишенный нама-рупы, или формы – имени, и крия-рупы, или формы действия» Сатья Саи

Парамапрема –Высшая Любовь. «У человечества есть еще одна цель, превосходящая даже мокшу. Это Парамапрема (Высшая Любовь). Этот принцип Любви – Само Божество» Сатья Саи Баба

Парамапуруша – Верховная Личность, Высшая сознающая душа

Парамартха –высшая ценность, духовное богатство

Парамартхика, парамартхика –высший духовный принцип; трансцендентное (запредельное) знание, недоступное для органов чувств и опыта. «Все оболочки, кроме анандамайя коши приводят к привязанностям и клешам. Чтобы постичь Парамартхики, высшего духовного принципа, человек должен освободиться от ума, или, по крайней мере, контролировать его, а также постепенно избавиться от привязанности к телу» Сатья Саи Баба

Парама сукхадам –абсолютная мудрость; Господь как абсолютная Истина

Парамасумангала –Высокосвященный, Наивысший святой

Параматма, Параматман – «великая Атма», Высшее Я; Абсолют; Универсальный Дух; запредельный Атман, всепроникающий, безначальный, бесконечный Дух, рассматриваемый в Его универсальном аспекте; одно из имен Бога. «Параматма, – Высшая Атма – источник вечного Блаженства. Но такое Блаженство не может испытывать дживатма, или джива, индивидуальная душа, так как она подчиняется законам Природы. Параматма полностью независима. Она свободна, в то время как джива несвободна и не может существовать сама по себе. Если мы хотим приобщиться к источнику высшего Блаженства, то нам следует искать именно этот Божественный источник, чтобы слиться с Ним. Нам следует подчиниться только Мадхаве и никому другому, кроме Мадхавы, и, более того, отождествлять себя только с Мадхавой – мужем Богини Лакшми. В любом другом случае воображать себе состояние высшего Блаженства будет лишь иллюзией, или бхранти» Сатья Саи Баба

Параматма-бхава – Божественные чувства

Параматмататва – принцип единства бытия, заключающийся в Параматме

Парамахамса (Парамаханса) –дословно: «Великий лебедь», символ духовных высот, высшее состояние духа, реализованная личность, освобожденный человек. Хамса (лебедь) – вахана Брахмы, обладающий способностью разделить смешанные молоко и воду, символизирующие высшую способность различения. Обычно используется как приставка к собственному имени человека, достигшего духовных высот, перед именем или после него

Парамджйоти – Верховный свет

Парам Дхама –Наивысшее Божественное

Парамеша –Всевышний Господь, эпитет Вишну-Кришны

Парамешвара – Всевышний Владыка

Парамешвари –«запредельная Владычица», Вселенская Мать, верховная Богиня и Божество в шактизме
Парамивараха-Ааашакти – дрожь при малейшем разрыве с Божеством, одиннадцатое состояние, которое должен пройти искатель Истины, чтобы обрести в конце Совершенство Блаженства. Этот путь называется нидаана, «медленным и уверенным»

Пара-пиданам – неспособность видеть Бога во всех существах, – это является грехом, паапой

Парапуруша –Высшая Душа, Бог

Парартха – Высшее, Духовное начало, духовные ценности. «Каждый объект материального мира (падартха) исполнен Божественным духом (Парартхой). Хотя материя и Дух кажутся нам различными, в действительности они едины. Материя как низко организованная субстанция черпает в духе свою энергию и жизненную силу. Поэтому материя и дух тесно переплетены и взаимосвязаны. Парартха и падартха, адхара и адхейя (опора и нуждающееся в опоре) описаны также как кшетраджня и кшетра. Мир – это кшетра (поле), а Божество, обитающее на нем – это кшетраджня (знающий поле). Эта истина отражена и в изречении из Брахмасутры: «Тат джалан». «Тат» – То (Бог), «джа» – рождение, «ла» – слияние, растворение, «ан» – процветание. Это значит, что мир, являющийся эманацией Тат – Бога, поддерживается Богом и, в конце концов, сливается с Ним» Сатья Саи Баба

Парартхам –Высшее Благо, имя-эпитет Бога

Парататтва –природа Бога

Паратпарамайи- Тот, кто есть воплощение всевышнего величия; Сверхчувственное

Парашакти –непостижимая, трансцендентная форма Божественной Матери

Парашурама –«Рама с топором», – воплощение Бога Вишну (шестой Аватар из десяти, упоминающихся в Махабхарате). Воин из рода Бхаргавов, рода риши, берущий свое начало от святого мудреца Бхригу(Бхаргаварама– так обращался к немуРама, сын Дашаратхи).Божественными аспектами его, как авеша-аватара были его непобедимость (до встречи с Рамой, сыном Дашаратхи) и долголетие. Парашурама – сын подвижника Джамадагни (сына мудреца Ричики) и Ренуки – истребил тысячерукого царя-демона племени хайхаев Картавирьарджуну (сына Критавирьи) и множество его сыновей-кшатриев за смерть своего отца, убитого ими. Он поклялся уничтожить весь род кшатриев. Однако для Парашурамы существовали исключения. Например, он не уничтожал женихов и устроителей яджн (ведических жертвоприношений), и таким образом смерти избежали царь Джанака, устраивавший очередную яджну всякий раз, когда войско Парашурамы приближалось к его царству, и царь Дашаратха, который в подобных случаях брал себе в жёны ещё одну жену. Божественный промысел всего этого заключался в том, что Джанаке суждено было стать отцом Ситы, а Дашаратхе – отцом Рамы. Кроме того, так или иначе уцелели и некоторые другие кшатрии. Все эти битвы между ариями во главе с Парашурамой и хайхаями происходили вокруг поля Курукшетры – задолго до того, как там произошла знаменитая битва Махабхараты, в которой участвовал Кришна. Будущий легендарный персонаж Махабхараты – Бхишма, сын императора Шантану и его первой жены – царицы Ганги (воплощения Богини Ганги), проходил свой обязательный двенадцатилетний период ученичества (брахмачарьи, под своим родовым именем Гангея) у Парашурамы. Рама-Бхаргава был военным наставником Карны, персонажа Махабхараты, и передал ему свое оружие. Парашурама, уже обладая чистым умом и будучи благонравным ко всем, получил святое учение Шри Трипуры из уст Даттатреи и погрузился в преданность, которая проявлялась в нём всё больше и больше а его ум становился еще более чистым. Затем он удалился к холму Махендра, построил обитель отшельника и в течение двенадцати лет предавался поклонению Шри Трипуре. Он непрестанно созерцал образ Святой Матери Трипуры, исполняя в то же самое время свои повседневные задачи и специальные церемонии, связанные с поклонением Ей, чтением мантр и молитв

параяна – поклонение

парван – день перемены луны, то есть полнолуние, новолуние, а также восьмой и четырнадцатый дни каждой – «темной» и «светлой» – половины лунного месяца, считаются священными и знаменуются постами и различными религиозными обрядами

Парвати – «Дочь горы, Горная», дочь Гималаев (Химавата) и Мены, – имя Богини, одной из ипостасей Деви, супруги Шивы. Она известна также как Ума, Дурга, Гаури, Кали, Шакти, Махадэви, Деви; является проявлением Шакти, энергетического аспекта Шивы. Два сына Парвати и Шивы: Ганеша (Ганапати, Винаяка) и Картикея (Субраманья, Сканда). «Парвати, дочь царя Гималаев, была самим воплощением женской красоты. Несмотря на это, для того, чтобы обрести качество саттвы и избавиться от гордости и самомнения, вызванных ее красотой, ей пришлось пройти через суровейшую аскезу. Она должна была воссиять в красоте духа!.. Парвати прошла через крайний аскетизм и подвергла себя, (то есть свое эго–сознание) воздействию солнца и дождя, холода и голода и таким образом преобразовала себя. В итоге Ишвара (Шива) принял ее как половину Самого Себя! Это состояние духовного прогресса называется саюджья (слияние). Это то же самое, что и мокша, и мукти, освобождение и избавление. Фактически, видья приводит к развитию смиренности, терпимости и дисциплины. Она уничтожает высокомерие, зависть и все недостатки, связанные с ними. Такая видья и есть настоящая Атмическая видья (знание высшего «Я»)». «Парвати – это Богиня, которая дарит воду всему миру. Этой способностью её наделил Господь Ишвара. Ганга это ещё одна форма Богини Парвати. Вот почему реке Ганге поклоняются как Богине» Сатья Саи Баба. Смотри также: Сарваджит

Парджанья –«Дождевое облако» – Бог дождя; часто отождествляется с Индрой

Пари –префикс«более»

Париграха – выбор, принятие, взятие

Париджата – «райское дерево»; дерево исполнения желаний, появившееся из океана в результате пахтанья Богами и демонами мирового океана. Индра посадил его в своем саду на небесах. Цветы его обладают дивным ароматом

Парикшит –великийцарь древней Индии, внук Арджуны, сын Абхиманью и Уттары. Еще в чреве матери Парикшит был убит Ашваттамой, но его возродил к жизни Кришна. Герой эпоса Махабхарата. «Сын Шами – Шринги также был великой личностью, но заслуживал звания только тапасви, ибо не обладал еще способностью к различению сути вещей. Ему были дарованы огромные возможности, за исключением права проклинать кого-либо. И вот случилось так, что Шринги утратил свойственное ему хладнокровие и в гневе проклял царя Парикшита, бывшего великим раджариши. Здесь мы сталкиваемся с проступками двух типов. Проступок, который совершается абсолютно осознанно, может нанести большой вред миру. Случайный же или обусловленный неведением проступок может повредить кому-то одному, но не затронет окружающего мира. Парикшит был великим царем, беззаветно преданным Богу и самоотверженно Ему служившим. Он совершил ошибку по незнанию, без злого умысла, и ее последствия могли сказаться только на нем. Однако в ответ на действия Парикшита отшельник-аскет, тапасви Шринги, потерял контроль над собой и наложил на него проклятие, которое в данных обстоятельствах причинило вред не только самому царю, но и всему его царству». «Парикшит, внимая историям о Божественной сладости, смог достичь Освобождения всего за семь дней» Сатья Саи Баба

Паринама – эволюция; видоизменение, превращение, развитие. «Паринама несет в себе свойство эволюции, или изменения, подобного тому, которое превращает молоко в простоквашу. Если бы не было бы молока, то не получилось бы и простокваши. Паринама – это качество, при помощи которого происходит изменение чего-то реально существующего. Но и Паринама, и Виварта суть аспекты мировой иллюзии, или Майи» Сатья Саи Баба

Паринирвана –освобождение. В мае буддистами отмечается тройной праздник – день рождения Гаутамы Будды, день, когда он стал Буддой и день, когда обрел освобождение – паринирвану

Парипалина –Великий защитник

Парипурна – «Самая Полная Полнота», полный, совершенный, неразрушимый – одно из имен Бога

Парипурнам– целостность; полное; целое, – синоним Божественного внутреннего «Я»

Парипурани –Самая Полная, – одно из имен Богини-Матери

парипурна вишвасам – полная вера

парокша– «скрытое», «непрямое»; настоящее знание, которое не признает множественности, оно очищает ум и расширяет видение сердца

Парокша Нараяна –Господь, воспринимаемый чувствами, – одно из имен-эпитетов Сатьи Саи Бабы

парокшаники –неощутимое

паропакара –служение, оказываемое другим; добрые дела. «Я часто говорю студентам, что вся суть 18 Пуран выражена в одном изречении: «Паропакарах пуньяйя паапайя парапиданам (Помогать другим – заслуга; вредить другим – грех)». Слово паропакаара должно быть верно истолковано. Это не просто оказание помощи ближнему в той или иной форме. Слово пара-упа-каара значит: поднести что-либо (каара) близко (упа) к Богу (Пара). Обычные мирская помощь и поддержка не могут быть расценены как паропакаара. Они носят поверхностный, бытовой и потребительский характер. Подлинный смысл паропакаары – приближение к Божественному всей своей жизни. Это и есть пунья (заслуга). Путешествие к святым местам и раздача благотворительных даров – это не пунья. Пунья – это жизнь, проведенная в близости к Богу. Для этого требуется экатма бхава (умение распознавать Божественное во всех созданиях). Пара-пиданам, напротив, означает неспособность видеть Бога во всех существах. Это и является паапой (грехом)» Сатья Саи Баба

Паропакара Пуньяя, Папая Парапиданам – «Человек обретает заслугу, служа людям, и совершает грех, причиняя им вред» (приобретешь заслугу, помогая, совершишь грех, обижая). «Помогай всегда, не вреди никогда. Это суть восемнадцати Пуран. Не переживай, если придётся страдать, но никогда не причиняй страданий другим. Тогда Бог позаботится о тебе. Ваше поведение должно соответствовать человеческому рождению. Нити (нравственность) и Ниджаяти (честность) – жизненные принципы Манава Джати (человеческой расы). Развивайте нравственность и ведите честную жизнь. Только тогда вы сможете достичь Ишваратвы» Сатья Саи Баба

Паропакарартхам идам шарирам –«Человеческое тело должно приносить добро другим» – изречение Вед

Партиваса –Обитатель Парти, эпитет Сатья Саи Бабы

Партипуриша –Господь Путтапарти, эпитет Сатьи Саи Бабы

Партища –Верховный Господь Путтапарти, эпитет Сатьи Саи Бабы

Партха, Парта –«сын Притхи», потомок рода Притху – земли, имя-эпитет (по имени матери) трех старших братьев Пандавов – Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны

пата –неудача

патайе –мужу, супругу

патала –«подземелье», «преисподняя», – один из подземных миров, населенный змеями-нагами, царство Варуны, по которому течет подземная река Бхогавати. Все миры имеют соответствие в человеческом теле, патала соответствует анусу

Наши рекомендации