Что относится к общественной идеологии
как элементу общественного сознания?
а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв;
б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи,
традиции, потребности;
в) высшее обобщённое восприятие бытия;
г) непосредственное восприятие обществом и его чле
нами окружающей действительности
9. Определите, какие методы развития общества относятся к революционному типу, а какие, к эволюционному:
1) революционный тип развития;
2) эволюционный тип развития
а) войны;
б) диалог культур;
в) восстания;
г) смена власти как результат традиции или выборов;
д) естественные экономические изменения;
е) научные революции;
ж) технологические революции
10. Умение человека быть снисходительным к кому-либо, способность личности совмещать различные точки зрения:
а) интернационализм;
б) космополитизм;
в) толерантность;
г) интеллигентность
Тема: «Философия истории»
1. Что исследует философия истории?
а) закономерности исторического развития человеческой цивилизации;
б) закономерности историко-философского процесса;
в) закономерности процесса формирования ценностей;
г) закономерности процесса познания
2. Соотнесите объективные и субъективные движущие силы истории:
1) субъективные;
2) объективные
а) природно-исторические закономерности;
б) выдающиеся исторические личности;
в) географические условия;
г) народные массы
3. Назовите представителей формационного подхода к развитию истории:
а) Н. Я. Данилевский;
б) П. Сорокин;
в) К. Маркс;
г) Ф. Энгельс
4. Соотнесите подход к развитию истории и его представителей:
1) формационный;
2) стадий роста;
3) цивилизационный;
4) культурологический
а) П. Сорокин;
б) К. Маркс;
в) У. Ростоу;
г) О. Шпенглер;
д) Н. Я. Данилевский;
е) Ф. Энгельс;
ж) Р. Арон;
з) А. Тойнби;
и) В. И. Ленин;
к) Д. Белл
5. Как рассматривал историю Г. Гегель?
а) как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций;
б) как историю развития техники;
в) как возникновение, развитие, старение и смерть ряда замкнутых в себе культур;
г) как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека
6. Кто является автором книги «Стадии экономического роста»?
а) О. Шпенглер;
б) А. Тойнби;
в) У. Ростоу;
г) Н. Я. Данилевский
7. Кто выделил следующие культуры, последовательно сменяющие друг друга в истории человечества: идеациональную, идеалистическую, чувственную:
а) Г. Гегель;
б) К. Ясперс;
в) П. Сорокин;
г) О. Конт
8. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему:
а) цикличность;
б) прогресс;
в) регресс;
г) деградация
9. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции К. Маркса:
а) капитализм;
б) феодализм;
в) традиционное общество;
г) постиндустриальное общество
10. Кто из русских мыслителей был создателем теории культурно-исторических типов?
а) П. Я. Чаадаев;
б) А. Герцен;
в) Н. Я. Данилевский;
г) Н. Бердяев
Тема: «Философия религии»
1. Кто впервые употребил слово «религия»?
а) Лакатос;
б) Цицерон;
в) Цезарь;
г) Лактанций
2. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на вымышленное существо?
а) теологическая теория внутренней религиозности человека;
б) идеалистическая теория;
в) антропологическая теория;
г) материалистическая теория;
д) психологическая концепция;
е) теософская концепция
3. Соотнесите философское представление о происхождении религий и его суть:
1) теологическая теория
2) идеалистическая теория;
3) антропологическая теория;
4) материалистическая теория;
5) психологическая концепция;
6) теософская концепция
а) религия присуща человеку изначально, так как его
дух есть отражение Мирового Духа, который через
человека познаёт самого себя;
б) человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя луч
шие духовные качества и переносит их на вымышленное
существо;
в) религия – фантастическое отражение в сознании лю
дей реальных внешних сил, которые воспринимаются
как сверхъестественные;
г) религия – механизм психологической компенсации
человека перед неведомым и враждебным миром внеш
ней природы и внутренних инстинктов;
д) религия – доступное человеческому сознанию пред
ставление о внешних Мирах и духовных Существах,
которые реально существуют в природе, но не являются
сверхъестественными;
е) человек внутренне ощущает присутствие Бога, и это
ощущение порождает стремление понять Бога и рели
гию
4. Деизм – это:
а) представление о множестве богов;
б) система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге;
в) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём;
г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы
5. Зооморфизм – это:
а) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое;
б) религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге;
в) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ;
г) уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ
6. Социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян:
а) церковь;
б) культ;
в) деноминация;
г) секта;
д) вероучение
7. Крайняя форма секты:
а) церковь;
б) культ;
в) деноминация;
г) секта;
д) вероучение
8. Какие религии относятся к мировым?
а) зороастризм, синтоизм, даосизм;
б) буддизм, христианство, индуизм;
в) анимизм, фетишизм, тотемизм;
г) буддизм, христианство, ислам
9. Культ неодушевлённых предметов:
а) анимизм;
б) тотемизм;
в) фетишизм;
г) магия;
д) мантика
10. Кто является основателем буддизма?
а) Иисус Христос;
б) Сиддхартха Гаутама;
в) пророк Мухаммед;
г) Заратуштра
Тема: «Философия культуры»
1. Философия культуры – это раздел философии, исследующий:
а) сущность и значение культуры;
б) культурное творчество человечества;
в) нравственную культуру;
г) проблемы человека и религии
2. Культура – это искусственное (созданное людьми) – так считали в:
а) Древней Греции;
б) Древнем Риме;
в) Средние века;
г) эпоху Возрождения;
д) XVII – XVIII вв.
3. Культура – это творческая (преимущественно художественная) деятельность человека – так считали в:
а) Древней Греции;
б) Древнем Риме;
в) Средние века;
г) эпоху Возрождения;
д) XVII – XVIII вв.
4. Соотнесите элементы культуры:
1) материальная культура;
2) духовная культура
а) моральные нормы; б) ювелирные изделия; в) архитектура; г) архитектура; д) средства производства; е) предрассудки; ж) анекдоты; з) философия; и) наука; к) политические доктрины; л) фольклор; м) язык; н) ораторское искусство; о) технология; п) образование; р) этика.
5. Что такое эскапизм?
а) опора массовой культура на эмоции, коллективное бессознательное
б) быстродоступность, быстрозабываемость произведений массовой культуры;
в) стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий в ситуации кризиса, бессилия;
г) ориентированности на гомогенную аудиторию
6. Целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей, внешнего вида, языка, художественного творчества:
а) элитарная культура;
б) субкультура;
в) контркультура;
г) массовая культура
7. Молодёжная группа, не нуждающаяся в специальной субкультуре для решения своих социальных проблем:
а) делинквентная;
б) культурные бунтари;
в) нормальная;
г) политически активная молодёжь
8. Контркультура – это:
а) частный случай культуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры;
б) целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей, внешнего вида, языка, художественного творчества:
в) совокупность явлений XX века, характерных для экономики управления, досуга, общения и особенно для сферы художественной культуры;
г) культура ориентированная на особую группу людей, обладающих высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии
9. А.Тойнби считал, что цивилизация - это:
а) синоним понятия «культура»;
б) антипод культуры;
в) упадок культуры, этап её вырождения и умирания;
г) конкретный исторический тип общества
10. Соотнесите смысл понятия «цивилизация» и мыслителей, представляющих данное мнения:
1) синоним понятия «культура»;
2) антипод культуры;
3) упадок культуры, этап её вырождения и умирания;
4) конкретный исторический тип общества
а) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; в) Н. Бердяев; г) Ф. Шеллинг; д) Н. Рерих
Тема: «Глобальные проблемы современности»
1. Совокупность естественных условий существования человека и общества:
а) ноосфера;
б) природа;
в) культура;
г) биосфера
2. Что означает термин «ноосфера»?
а) объединение человечества в единую мировую систему;
б) сфера господства разума;
в) система глобального моделирования окружающей среды;
г) глобализация общества
3. Общая концепция будущего Земли и человечества, область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов:
а) прогностика;
б) футурология;
в) глобалистика;
г) уфология
4. Президент Римского клуба:
а) А. Печчеи;
б) Дж. Форрестер;
в) Э. Пестель;
г) Э. Ласло
5. Выделите проблемы, относящиеся к интерсоциальным проблемам современности:
а) проблемы войны и мира;
б) проблемы здравоохранения;
в) проблемы ресурсов;
г) проблемы перспектив социально-экономического развития;
д) проблемы народонаселения;
е) проблемы энергетики;
ж) проблемы преодоления отсталости тех или иных стран;
з) проблемы, связанные с негативными последствиями компьютеризации и научно-технического прогресса;
и) проблемы окружающей среды;
к) проблемы культуры и образования;
л) проблемы развития человека и его будущего
6. Соотнесите к каким типам глобальных проблем относятся нижеперечисленные:
1) интерсоциальные проблемы;
2) проблемы системы «человек-общество»
3) проблемы системы «природа – общество»
а) проблемы войны и мира;
б) проблемы здравоохранения;
в) проблемы ресурсов;
г) проблемы перспектив социально-экономического развития;
д) проблемы народонаселения;
е) проблемы энергетики;
ж) проблемы преодоления отсталости тех или иных стран
з) проблемы, связанные с негативными последствиями компьютеризации и научно-технического прогресса;
и) проблемы окружающей среды;
к) проблемы культуры и образования;
л) проблемы развития человека и его будущего
7. Выделите альтернативные источники энергии:
а) уголь;
б) ветер;
в) газ;
г) мазут;
д) геотермальные источники;
е) солнце;
ж) древесина
8. Какую из глобальных проблем современности можно решить через научные исследования, популяцию здорового образа жизни?
а) неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов;
б) духовный кризис;
в) массовые заболевания;
г) демографическая проблема
9. Какую из глобальных проблем современности можно решить через ограничение потребления ресурсов, освоение новых источников энергии, восстановление запасов биосферы?
а) истощение природных ресурсов;
б) рост терроризма;
в) угроза мировой войны;
г) экологический кризис;
д) глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты
10. Исследователь будущего, автор книги «Восстание масс»:
а) Жан Фурастье;
б) Ортега-и-Гассет;
в) Э. Тоффлер;
г) Збигнев Бжезинский