Что относится к общественной идеологии

как элементу общественного сознания?

а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв;

б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи,

традиции, потребности;

в) высшее обобщённое восприятие бытия;

г) непосредственное восприятие обществом и его чле

нами окружающей действительности

9. Определите, какие методы развития общества относятся к революционному типу, а какие, к эволюционному:

1) революционный тип развития;

2) эволюционный тип развития

а) войны;

б) диалог культур;

в) восстания;

г) смена власти как результат традиции или выборов;

д) естественные экономические изменения;

е) научные революции;

ж) технологические революции

10. Умение человека быть снисходительным к кому-либо, способность личности совмещать различные точки зрения:

а) интернационализм;

б) космополитизм;

в) толерантность;

г) интеллигентность

Тема: «Философия истории»

1. Что исследует философия истории?

а) закономерности исторического развития человеческой цивилизации;

б) закономерности историко-философского процесса;

в) закономерности процесса формирования ценностей;

г) закономерности процесса познания

2. Соотнесите объективные и субъективные движущие силы истории:

1) субъективные;

2) объективные

а) природно-исторические закономерности;

б) выдающиеся исторические личности;

в) географические условия;

г) народные массы

3. Назовите представителей формационного подхода к развитию истории:

а) Н. Я. Данилевский;

б) П. Сорокин;

в) К. Маркс;

г) Ф. Энгельс

4. Соотнесите подход к развитию истории и его представителей:

1) формационный;

2) стадий роста;

3) цивилизационный;

4) культурологический

а) П. Сорокин;

б) К. Маркс;

в) У. Ростоу;

г) О. Шпенглер;

д) Н. Я. Данилевский;

е) Ф. Энгельс;

ж) Р. Арон;

з) А. Тойнби;

и) В. И. Ленин;

к) Д. Белл

5. Как рассматривал историю Г. Гегель?

а) как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций;

б) как историю развития техники;

в) как возникновение, развитие, старение и смерть ряда замкнутых в себе культур;

г) как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека

6. Кто является автором книги «Стадии экономического роста»?

а) О. Шпенглер;

б) А. Тойнби;

в) У. Ростоу;

г) Н. Я. Данилевский

7. Кто выделил следующие культуры, последовательно сменяющие друг друга в истории человечества: идеациональную, идеалистическую, чувственную:

а) Г. Гегель;

б) К. Ясперс;

в) П. Сорокин;

г) О. Конт

8. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему:

а) цикличность;

б) прогресс;

в) регресс;

г) деградация

9. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции К. Маркса:

а) капитализм;

б) феодализм;

в) традиционное общество;

г) постиндустриальное общество

10. Кто из русских мыслителей был создателем теории культурно-исторических типов?

а) П. Я. Чаадаев;

б) А. Герцен;

в) Н. Я. Данилевский;

г) Н. Бердяев

Тема: «Философия религии»

1. Кто впервые употребил слово «религия»?

а) Лакатос;

б) Цицерон;

в) Цезарь;

г) Лактанций

2. Какая разновидность философских представлений о происхождении религии, считает, что человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя лучшие духовные качества и переносит их на вымышленное существо?

а) теологическая теория внутренней религиозности человека;

б) идеалистическая теория;

в) антропологическая теория;

г) материалистическая теория;

д) психологическая концепция;

е) теософская концепция

3. Соотнесите философское представление о происхождении религий и его суть:

1) теологическая теория

2) идеалистическая теория;

3) антропологическая теория;

4) материалистическая теория;

5) психологическая концепция;

6) теософская концепция

а) религия присуща человеку изначально, так как его

дух есть отражение Мирового Духа, который через

человека познаёт самого себя;

б) человек создаёт Бога, так как отчуждает от себя луч

шие духовные качества и переносит их на вымышленное

существо;

в) религия – фантастическое отражение в сознании лю

дей реальных внешних сил, которые воспринимаются

как сверхъестественные;

г) религия – механизм психологической компенсации

человека перед неведомым и враждебным миром внеш

ней природы и внутренних инстинктов;

д) религия – доступное человеческому сознанию пред

ставление о внешних Мирах и духовных Существах,

которые реально существуют в природе, но не являются

сверхъестественными;

е) человек внутренне ощущает присутствие Бога, и это

ощущение порождает стремление понять Бога и рели

гию

4. Деизм – это:

а) представление о множестве богов;

б) система религиозных верований, основанных на представлении о едином Боге;

в) религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём;

г) религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие природы

5. Зооморфизм – это:

а) религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое;

б) религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге;

в) уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ;

г) уподобление животному, наделение звериными свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ

6. Социальная форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян:

а) церковь;

б) культ;

в) деноминация;

г) секта;

д) вероучение

7. Крайняя форма секты:

а) церковь;

б) культ;

в) деноминация;

г) секта;

д) вероучение

8. Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) анимизм, фетишизм, тотемизм;

г) буддизм, христианство, ислам

9. Культ неодушевлённых предметов:

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) фетишизм;

г) магия;

д) мантика

10. Кто является основателем буддизма?

а) Иисус Христос;

б) Сиддхартха Гаутама;

в) пророк Мухаммед;

г) Заратуштра

Тема: «Философия культуры»

1. Философия культуры – это раздел философии, исследующий:

а) сущность и значение культуры;

б) культурное творчество человечества;

в) нравственную культуру;

г) проблемы человека и религии

2. Культура – это искусственное (созданное людьми) – так считали в:

а) Древней Греции;

б) Древнем Риме;

в) Средние века;

г) эпоху Возрождения;

д) XVII – XVIII вв.

3. Культура – это творческая (преимущественно художественная) деятельность человека – так считали в:

а) Древней Греции;

б) Древнем Риме;

в) Средние века;

г) эпоху Возрождения;

д) XVII – XVIII вв.

4. Соотнесите элементы культуры:

1) материальная культура;

2) духовная культура

а) моральные нормы; б) ювелирные изделия; в) архитектура; г) архитектура; д) средства производства; е) предрассудки; ж) анекдоты; з) философия; и) наука; к) политические доктрины; л) фольклор; м) язык; н) ораторское искусство; о) технология; п) образование; р) этика.

5. Что такое эскапизм?

а) опора массовой культура на эмоции, коллективное бессознательное

б) быстродоступность, быстрозабываемость произведений массовой культуры;

в) стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий в ситуации кризиса, бессилия;

г) ориентированности на гомогенную аудиторию

6. Целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей, внешнего вида, языка, художественного творчества:

а) элитарная культура;

б) субкультура;

в) контркультура;

г) массовая культура

7. Молодёжная группа, не нуждающаяся в специальной субкультуре для решения своих социальных проблем:

а) делинквентная;

б) культурные бунтари;

в) нормальная;

г) политически активная молодёжь

8. Контркультура – это:

а) частный случай культуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры;

б) целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей, внешнего вида, языка, художественного творчества:

в) совокупность явлений XX века, характерных для экономики управления, досуга, общения и особенно для сферы художественной культуры;

г) культура ориентированная на особую группу людей, обладающих высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии

9. А.Тойнби считал, что цивилизация - это:

а) синоним понятия «культура»;

б) антипод культуры;

в) упадок культуры, этап её вырождения и умирания;

г) конкретный исторический тип общества

10. Соотнесите смысл понятия «цивилизация» и мыслителей, представляющих данное мнения:

1) синоним понятия «культура»;

2) антипод культуры;

3) упадок культуры, этап её вырождения и умирания;

4) конкретный исторический тип общества

а) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; в) Н. Бердяев; г) Ф. Шеллинг; д) Н. Рерих

Тема: «Глобальные проблемы современности»

1. Совокупность естественных условий существования человека и общества:

а) ноосфера;

б) природа;

в) культура;

г) биосфера

2. Что означает термин «ноосфера»?

а) объединение человечества в единую мировую систему;

б) сфера господства разума;

в) система глобального моделирования окружающей среды;

г) глобализация общества

3. Общая концепция будущего Земли и человечества, область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов:

а) прогностика;

б) футурология;

в) глобалистика;

г) уфология

4. Президент Римского клуба:

а) А. Печчеи;

б) Дж. Форрестер;

в) Э. Пестель;

г) Э. Ласло

5. Выделите проблемы, относящиеся к интерсоциальным проблемам современности:

а) проблемы войны и мира;

б) проблемы здравоохранения;

в) проблемы ресурсов;

г) проблемы перспектив социально-экономического развития;

д) проблемы народонаселения;

е) проблемы энергетики;

ж) проблемы преодоления отсталости тех или иных стран;

з) проблемы, связанные с негативными последствиями компьютеризации и научно-технического прогресса;

и) проблемы окружающей среды;

к) проблемы культуры и образования;

л) проблемы развития человека и его будущего

6. Соотнесите к каким типам глобальных проблем относятся нижеперечисленные:

1) интерсоциальные проблемы;

2) проблемы системы «человек-общество»

3) проблемы системы «природа – общество»

а) проблемы войны и мира;

б) проблемы здравоохранения;

в) проблемы ресурсов;

г) проблемы перспектив социально-экономического развития;

д) проблемы народонаселения;

е) проблемы энергетики;

ж) проблемы преодоления отсталости тех или иных стран

з) проблемы, связанные с негативными последствиями компьютеризации и научно-технического прогресса;

и) проблемы окружающей среды;

к) проблемы культуры и образования;

л) проблемы развития человека и его будущего

7. Выделите альтернативные источники энергии:

а) уголь;

б) ветер;

в) газ;

г) мазут;

д) геотермальные источники;

е) солнце;

ж) древесина

8. Какую из глобальных проблем современности можно решить через научные исследования, популяцию здорового образа жизни?

а) неравномерное социально-экономическое развитие стран и регионов;

б) духовный кризис;

в) массовые заболевания;

г) демографическая проблема

9. Какую из глобальных проблем современности можно решить через ограничение потребления ресурсов, освоение новых источников энергии, восстановление запасов биосферы?

а) истощение природных ресурсов;

б) рост терроризма;

в) угроза мировой войны;

г) экологический кризис;

д) глобальное изменение климата и геофизических характеристик планеты

10. Исследователь будущего, автор книги «Восстание масс»:

а) Жан Фурастье;

б) Ортега-и-Гассет;

в) Э. Тоффлер;

г) Збигнев Бжезинский



Наши рекомендации