Для студентов очной формы обучения
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Для студентов очной и заочной форм обучения
(специальность 030501.65 – «Юриспруденция»)
Нижний Новгород
Автор:
Логинов Евгений Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.
Рецензенты:
Дегтярев Н.П., кандидат философских наук, профессор кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин ПФ РАП.,
Рязанов Л.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НПА.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – «Юриспруденция».
УМК одобрен на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 26 сентября 2007 г.)
УМК утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 27 сентября 2007 г.)
© ПФ РАП, 2007.
© Логинов Е.А., 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………...4
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………………6
Тематические планы ………………………………………………………………...7
Программа …………………………………………………………………………..11
Тематический план семинарских занятий ………………………………………..16
Планы семинарских занятий ………………………………………………………17
Примерная тематика докладов и сообщений……………………………………..24
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля ……………..27
Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………..28
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов …………………………………………………………………...31
Литература ………………………………………………………………………….32
Вопросы для подготовки к зачету ………………………………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
Российская академия правосудия помимо сугубо профессиональных знаний и навыков призвана вырабатывать в сознании студентов социально-психологическую установку на гармоничное развитие личности, на их умение творчески использовать нравственный и духовный потенциал общества в общении с людьми. Расширение гуманистического начала в деятельности государства предполагает формирование эрудированного специалиста судебных органов, воспитание у него чувства нетерпимости к антиобщественным проявлениям, формирование установки на непрерывное самовоспитание и самосовершенствование.
Работники судебной системы должны знать основные содержательные элементы нравственного поведения на службе и в быту.
Курс учебной дисциплины «Профессиональная этика» дает необходимые для этого знания.
Цель курса – сформировать, развить и закрепить у студентов ценностное отношение к миру, знание основных вех исторического развития морали, представления об основных этических категориях, а также любовь к избранной профессии и профессиональное отношение к избранному делу, способность к самооценке и самоконтролю, дабы избежать профессионально-нравственной деформации.
Задачи курса:
– глубокое изучение студентами этических понятий и категорий, лежащих в основе профессиональной деятельности юриста;
– уяснение студентами нравственных ценностей правосудия и особенностей их проявления в деятельности различных структур системы судопроизводства;
– обучение студентов элементам межличностного, повседневного общения;
– формирование у студентов устойчивых умений и первоначальных навыков соблюдения требований этикета в конкретных жизненных ситуациях;
– усвоение студентами принципов и норм общечеловеческой морали, их адаптированных проявлений в сфере профессиональной юридической деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса предполагают, что студент должен:
Знать:
– основные морально - этические понятия и категории;
– структуру, закономерности развития и значение морали;
– содержание и особенности профессиональной этики юриста;
– этические аспекты деятельности различных юридических профессий и служб;
– основные международные и российские нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу профессиональной морали сотрудников правоохранительных, в том числе судебных, органов;
– сущность профессионально-нравственной деформации юриста и пути ее предупреждения и преодоления;
– возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
– основные требования этики служебных отношений и служебного этикета;
– соотношение моральных, правовых и организационно-управленческих норм в деятельности юридических организаций.
Уметь:
– осуществлять выбор с позиций этики, целей, средств и методов профессиональной деятельности, норм поведения в конкретных ситуациях;
– оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точки зрения.
– соблюдать правила этикета, как в сфере профессиональной деятельности, так и в быту.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по формам обучения | |||
Очная | Заочная (на базе среднего (полного) общего и среднего профес-сиональ-ного (неюриди-ческого) образо-вания) | Заочная (на базе среднего профессиональ-ного (юриди-ческого) образо-вания) | Заочная (на базе высшего профес-сионального образования) | |
Общая трудоемкость | 90 | 90 | 90 | |
Лекции | 8 | 6 | 8 | |
Семинарские (практические) занятия | 2 | - | 2 | |
Самостоятельная работа | 72 | 76 | 72 | |
НИРС | 8 | 8 | 8 | |
Форма итогового контроля | Зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов очной формы обучения
№ п\п | Темы дисциплины | Все-го ча-сов | Кол-во ауд. часов | Самостоя- тельная работа | ||
Лек-ции | Сем./ пр. зан. | |||||
1 СЕМЕСТР | ||||||
1. | Этика как наука. Предмет и основные понятия этики. | |||||
2. | Этическая мысль Востока и Запада в контексте истории. | |||||
3. | Русская этическая мысль. | - | ||||
4. | Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. | - | ||||
5. | Моральный выбор. Проблемы ценностных ориентаций в поведении человека. | - | ||||
6. | Профессиональная деятельность юриста. Понятие профессиональной этики. | |||||
7. | Профессионально-нравственная деформация личности юриста. | - | ||||
8. | Этика следственной работы. Этика прокурорской деятельности. | - | ||||
9. | Судебная этика. Кодекс чести судьи РФ. | |||||
10. | Этические начала в деятельности адвоката. | |||||
11. | Основы полицейской деонтологии. Этика поведения сотрудников ОВД. | - | ||||
12. | Этика юриста в сферах профессиональной деятельности и неформальных отношений. | |||||
Всего за семестр | ||||||
Итого за год | 90 ч. в т.ч. НИРС 18 ч. и зачет | |||||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для студентов заочной формы обучения
(на базе среднего профессионального (юридического) образования)
№ п\п | Темы дисциплины | Все-го ча-сов | Кол-во ауд. часов | Самостоя- тельная работа | ||
Лек-ции | Сем./ пр. зан. | |||||
1 СЕМЕСТР | ||||||
1. | Этика как наука. Предмет и основные понятия этики. | - | - | |||
2. | Этическая мысль Востока и Запада в контексте истории. | - | - | |||
3. | Русская этическая мысль. | - | - | |||
4. | Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. | - | - | |||
5. | Моральный выбор. Проблемы ценностных ориентаций в поведении человека. | - | - | |||
6. | Профессиональная деятельность юриста. Понятие профессиональной этики. | - | ||||
7. | Профессионально-нравственная деформация личности юриста. | - | - | |||
8. | Этика следственной работы. Этика прокурорской деятельности. | - | ||||
9. | Судебная этика. Кодекс чести судьи РФ. | - | ||||
10. | Этические начала в деятельности адвоката. | - | - | |||
11. | Основы полицейской деонтологии. Этика поведения сотрудников ОВД. | - | - | |||
12. | Этика юриста в сферах профессиональной деятельности и неформальных отношений. | - | - | |||
Всего за семестр | - | |||||
Итого за год | 90 ч. в т.ч. НИРС 8 ч. и зачет | |||||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН