Прочитайте сведения о разработке миссии организации. На основе данного материала сформулируйте миссию вашего предприятия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
РАЗРАБОТКА МИССИИ И ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Представьте себя руководителем, которое функционирует в Архангельске, укажите наименование предприятия, основные направления его деятельности.
Прочитайте сведения о разработке миссии организации. На основе данного материала сформулируйте миссию вашего предприятия.
Миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных. Это определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации.
Миссия является точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач.
Самым трудным является формулирование положения о миссии предприятия. Единых требований к его составлению не существует. Но есть пункты, которые должны найти свое отражение в положении о миссии предприятия.
Ниже приводится примерный вариант положения о миссии туристского предприятия.
1. Описание текущего положения дел на предприятии:
Ø описание потребителей, с которыми в настоящее время работает предприятие;
Ø описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;
Ø описание целей предприятия (куда оно хочет прийти?);
Ø описание философии предприятия (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой практики предприятия?);
Ø описание общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в глазах общественности?)
2. Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых предприятием:
Ø характеристика рынка (предприятие определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей);
Ø технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);
Ø цели предприятия, выраженные в терминах выживания, доходности, роста;
Ø философия (выражение базовых взглядов и ценностей предприятия);
Ø внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;
Ø внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом.
Обратите внимание!
Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты.
Ф.Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:
Ø история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке;
Ø существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
Ø состояние среды обитания предприятия;
Ø ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
Ø отличительные особенности, которыми обладает предприятие.
Обратите внимание!
Часто при написании положения о миссии составляется сопровождающая его расшифровка. В ней должны быть отражены такие характеристики предприятия, как целевые ориентиры предприятия, сфера деятельности предприятия, философия предприятия, возможности и способы осуществления деятельности предприятия.
Обратите внимание!
Хорошо сформулированная миссия может быть трансформирована в рекламный слоган предприятия!
Обратите внимание!
Примеры формулировки миссии:
XEROX: Распространение знаний с помощью документов.
IBM: Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве наукоемких технологий.
ИКЕА: Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей.
ФОРМОЗА: Если вы думаете о будущем.
ЭЛЬДОРАДО: Эльдорадо - территория низких цен.
ГОСТИНИЦА КОСМОС: Космический сервис по земным ценам!
ГОСТИНИЦА ВОЛГА: Второй дом для тех, кто хоть однажды бросил свой якорь в «Волге»!