Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по изучению учебной дисциплины «Философия»

Москва 2011 г.

Данные методические указания разработаны с учетом требований Государственного образовательного стандарта 3-го поколения и компетентностного подхода к преподаванию учебной дисциплины.

Главной целью изучения учебной дисциплины является формирование у студентов общекультурной компетенции (ОК-5): способности анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности.

По завершении освоения программы учебной дисциплины студент должен:

знать место и роль философии в общественной жизни, роль науки в развитии цивилизации;

уметь применять философские методы постижения действительности;

владеть понятийным аппаратом философии в процессе анализа социально значимых проблем профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, научных дискуссий, подготовку и обсуждение эссе, докладов и рефератов) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составляет не менее 60 процентов аудиторных занятий.

В начале подготовки к семинарскому занятию следует осмыслить его цели, т.е. ожидаемые результаты от участия в нем.

Далее подготовка студентов к семинару начинается с изучения рекомендованной литературы, доработки лекционного материала и подготовки развернутого плана по каждому вопросу занятия.

Кроме того, целесообразно сделать выписки из энциклопедической и другой учебной литературы с определениями основных понятий.

В заключении следует отработать практические задания и подготовить ответы на дополнительные вопросы по теме семинарского занятия. Это можно успешно лишь сделать, изучив рекомендованную основную и дополнительную литературу. Для решения данной задачи целесообразно использовать интернет-ресурсы по философской проблематике.

В ходе семинарского занятия с целью контроля знаний студентов по пройденным темам преподаватель вправе провести тестирование. Для подготовки к данному виду испытаний студентам предлагается заранее потренироваться в решении контрольно-обучающих заданий в виде тестов и кроссвордов (напр.: Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. – М.: МИИТ, 2011).

На семинарских занятиях студенты могут выступать с научными сообщениями в форме доклада, эссе или реферата продолжительностью не более 10-15 мин.

Доклад – это устное научное сообщение на определенную тему. Готовя доклад, необходимо уделить внимание подбору материала по теме (основной и дополнительной литературе), а также логической стройности его изложения.

Эссе –научное сообщение небольшого объёма и свободной композиции, отражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному философскому вопросу и не претендующее на исчерпывающую его трактовку.

Реферат – представляет собой научное сообщение, в котором кратко излагается содержание научных трудов (монографий, учебных пособий, научных статей) по заданной теме. В реферате студент приводит основные положения, в т.ч. различные точки зрения (идеи, решения, предложения и т.д.), содержащиеся в нескольких источниках, обосновывает свое мнение по ним.

Примерная тематика докладов, эссе и рефератов к каждому семинарскому занятию приведена в настоящих методических указаниях.

Наши рекомендации