Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по изучению учебной дисциплины «Философия» |
Москва 2011 г.
Данные методические указания разработаны с учетом требований Государственного образовательного стандарта 3-го поколения и компетентностного подхода к преподаванию учебной дисциплины.
Главной целью изучения учебной дисциплины является формирование у студентов общекультурной компетенции (ОК-5): способности анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности.
По завершении освоения программы учебной дисциплины студент должен:
знать место и роль философии в общественной жизни, роль науки в развитии цивилизации;
уметь применять философские методы постижения действительности;
владеть понятийным аппаратом философии в процессе анализа социально значимых проблем профессиональной деятельности.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, научных дискуссий, подготовку и обсуждение эссе, докладов и рефератов) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составляет не менее 60 процентов аудиторных занятий.
В начале подготовки к семинарскому занятию следует осмыслить его цели, т.е. ожидаемые результаты от участия в нем.
Далее подготовка студентов к семинару начинается с изучения рекомендованной литературы, доработки лекционного материала и подготовки развернутого плана по каждому вопросу занятия.
Кроме того, целесообразно сделать выписки из энциклопедической и другой учебной литературы с определениями основных понятий.
В заключении следует отработать практические задания и подготовить ответы на дополнительные вопросы по теме семинарского занятия. Это можно успешно лишь сделать, изучив рекомендованную основную и дополнительную литературу. Для решения данной задачи целесообразно использовать интернет-ресурсы по философской проблематике.
В ходе семинарского занятия с целью контроля знаний студентов по пройденным темам преподаватель вправе провести тестирование. Для подготовки к данному виду испытаний студентам предлагается заранее потренироваться в решении контрольно-обучающих заданий в виде тестов и кроссвордов (напр.: Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. – М.: МИИТ, 2011).
На семинарских занятиях студенты могут выступать с научными сообщениями в форме доклада, эссе или реферата продолжительностью не более 10-15 мин.
Доклад – это устное научное сообщение на определенную тему. Готовя доклад, необходимо уделить внимание подбору материала по теме (основной и дополнительной литературе), а также логической стройности его изложения.
Эссе –научное сообщение небольшого объёма и свободной композиции, отражающее индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному философскому вопросу и не претендующее на исчерпывающую его трактовку.
Реферат – представляет собой научное сообщение, в котором кратко излагается содержание научных трудов (монографий, учебных пособий, научных статей) по заданной теме. В реферате студент приводит основные положения, в т.ч. различные точки зрения (идеи, решения, предложения и т.д.), содержащиеся в нескольких источниках, обосновывает свое мнение по ним.
Примерная тематика докладов, эссе и рефератов к каждому семинарскому занятию приведена в настоящих методических указаниях.