Примерный перечень вопросов к экзамену. по дисциплине «Философия»

по дисциплине «Философия»

для студентов очной (заочной) формы обучения

факультета внебюджетного образования (ФВО)

по профилю подготовки: 030900.62 - Юриспруденция

Примерный перечень вопросов к экзамену рассмотрен и одобрен на заседании кафедры СГиЭД, протокол № __ от «__» _________ 20___г. Подготовил: доцент кафедры СГиЭД, к. ф. н., доцент полковник внутренней службы Шумаров А.П.

Воронеж 2014

Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» для курсантов 1-го курса ФВО очной (заочной) формы обучения

1. Предмет, структура и функции философии.

2. Мифология, религия и философия как исторические типы мировоззрения.

3. Понятие и структура мировоззрения. Специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

4. Основные этапы развития философской мысли, их особенности. Единство историко-философского процесса.

5. Этапы развития и принципы периодизации античной философии.

6. Характерные особенности философского мышления досократического периода.

7. Сократ о предмете философии. Философский метод Сократа.

8. Классическая античная философия: Платон.

9. Классическая античная философия: Аристотель.

10. Эллино-римский период античной философии.

11. Средневековая схоластика. Номинализм и реализм.

12. Специфика миропонимания и характерные особенности философии эпохи Возрождения.

13. Особенности материалистической философии Нового времени, ее связь с наукой (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц).

14. Проблема метода познания в философии XVII в. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).

15. Основные проблемы и представители философии эпохи французского Просвещения (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций).

16. Особенности немецкой классической философии, ее место в развитии европейской философской мысли.

17. Философские взгляды Л. Фейербаха.

18. Учение И. Канта о познании и его морально-этическая философия.

19. Диалектический метод Г. Гегеля.

20. Иррационализм как философское направление (А. Шопенгауэр и Ф. Ницше).

21. Марксистская философия.

22. Основные черты, направления и проблемы современной западной философии.

23. Человек и культура с позиции психоанализа (З. Фрейд).

24. Феноменологический метод исследования социокультурных явлений (Э. Гуссерль).

25. Проблема человека в экзистенциальной философии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр).

26. Характерные черты и этапы развития позитивизма.

27. Постпозитивистский этап в развитии методологии научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос).

28. Характерные особенности и основные идеи русской философии XIX в. (славянофильство и западничество; революционно-демократическая идеология; материалистическое направление).

29. Религиозно-идеалистические идеи русской философии (В. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк).

30. Философский смысл проблемы бытия. Понятие и виды бытия. Бытие и сущее.

31. Философское понимание материи и его связь с развитием естествознания.

32. Материя и ее атрибутивные характеристики (движение, пространство, время).

33. Время и его свойства. Субстанциальная и реляционная концепции времени.

34. Пространство и его свойства. Субстанциальная и реляционная концепции пространства.

35. Диалектика как философская концепция развития. Ее альтернативы.

36. Детерминизм как диалектический принцип философского учения о бытии.

37. Система категорий и основные законы диалектики.

38. Проблема происхождения и сущности сознания.

39. Особенности материалистического понимания сознания. Сознание и отражение.

40. Социальная детерминация сознания. Сознание, мышление, язык.

41. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

42. Субъективное и объективное. Индивидуальное и общественное сознание.

43. Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, релятивизм.

44. Познание как социально детерминированный процесс. Объект и субъект познания.

45. Истина как гносеологическая проблема. Процесс достижения истины.

46. Формы чувственного и рационального познания.

47. Уровни и методы познания.

48. Научное познание: специфика, отличие от обыденного познания. Философский анализ науки.

49. Уровни социального знания и его характеристики.

50. Общество как целостная система отношений. Основные подсистемы общества.

51. Смысл истории и подходы к его интерпретации.

52. Материально-производственная и духовная сферы жизни общества: соотношение и взаимосвязь.

53. Концепции исторического процесса как поступательного развития (Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс).

54. Концепции локальных культур и цивилизаций в современной европейской философии (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

55. Социальная философия о характере, сущности и движущих силах исторического процесса.

56. Человек как предмет философского осмысления. Генезис проблемы в истории философии.

57. Взаимоотношения общества и личности. Философское понимание свободы.

58. Человек как единство биологического и социального.

59. Проблема смысла жизни в философии. Цели и идеалы человека.

60. Общественный прогресс и его критерии.

Наши рекомендации