Диалектика К. Маркса, Ф. Энгельса

Вопросы учебного занятия

1. Многообразие картин мира.

2. Современные теории самоорганизации мира: диалектика и синергетика

2.1 диалектическое видение развития: законы и принципы

2.2 синергетическое видение развития: законы и принципы, точка бифуркации

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2003.

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­тa. - M., 1999.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

8. Современный философский словарь. — М.,2010.

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века c природой. — M., 1986.

11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2006

12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2003.

Вопрос 1. Многообразие картин мира.

Религиозно-мифологическая картина мира

- мифо­логия ---> зачатки религии, философии, искусства, знаний

- религиозно - мифологическое мышление: устное выражение, письменный текст, действия - обряды, ритуалы, песни, танцы

- (!) у разных народов повторяется ряд тем, образов, мотивов => типы мифов:

(космогонические, теогонические, антропогонические и т.д.)

ПР: человек ---> хотя и творение богов, но существо земное: боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифо­логия), из различных частей своего тела (индийский миф о Пуруше)

- мышление: 1) образно-символическо­е, эмоциональное, конкретное, тесно связано с искусством, 2) не существует причинно-следственных связей => заменены образцом, 3) многовариантность объясненияодного и того же явления, 4) природа персони­фицируется (боги - символы явлений природы), 5) все отношения субъект – субъектные, 6) мир - един и неотделим от человека =>

мир преломлен через систему субъективных образов и оказывается сконструированной реальностью => собственная логика,7) представление о существовании воображаемой реальности, 8) слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирова­ние образного восприятия мира, 9) психотерапевтическая функция, 10) культурно – ценностная функция

- мифология - исходная точка для возникновения религии

-религиозно - мифологическое мышление и свойственная ему картина мира сохраняются в сознании людей (ПР: распространение мифов мировых религий (буддизма, хрис­тианства, ислама), появление «неомифологии»)

Философская картина мира

- представляет мир в системе понятий => свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению

- рациональное объяснение

- доказательный тип мышления => логика =>

- проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием и доказательством утверждений

ПР: (!) в античной философии (философия – «античное чудо») проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия; философия в ее истинном значении реализовалась в Древней Греции

- единой философской картины мира не существует => различные «модели мира»

- философия ---> принципы доказательности и обоснования

- (!) в философии сохраняется установка на сознательное конструирование осо­бых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (прове­ряться) действительностью

Научная картина мира

- наука - сфера деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация объективных знаний о действи­тельности

- построение знания в теоре­тической форме, логическая доказательность выводов

- научная картина мира создает целостный образ предмета исследо­вания, формируя его с помощью фундаментальных принципов и по­нятий науки

особенности научного познания

1) систематизированность - научные знания существуют не в разрозненном, а в обоб­щенном, систематизированном виде, в виде теорий

2) самоконтроль - выражающийся в наличии методологии (обосновании применяемых методов по­знания)

3) стремление к формализации - выражает­ся в строгости языка науки

- научные знания фикси­руются в виде точных понятий

- суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов

- стремление к точности языка науки приводит к ее математизации (т.е. замена словесных поня­тий ---> математическими символами и формулами)

- процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов

- наука существует и как социальный институт

- 2-ва уровня научного познания: эмпирический (сбор данных, фиксация фактов, их первичная система­тизация, создание понятий) и теоретический

- факт(от лат. - сделанное, со­вершенное) - объективно существующее событие или явление

- научный факт - описание факта на языке науки (знание об единичном событии или явлении); еди­ничные факты собираются, систематизируются (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. п.) и подводят под понятия, т. е. частные факты группируются вокруг одного правила

- научное понятие- утвержде­ние о существенных признаках объектов (понятия системати­зируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипоте­зы, создаются научные теории)

- научные утверждения 2-х видов: основные (исходные) и вывод­ные

- научный принцип(от лат.- первоначало) - исходный пункт теории или концепции

- научные законы - объективно существующие необходимые связи мира (при помощи научных понятий), отражение в науке существенных, необходимых связей в объективном мире

- теория(от греч.- наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) - система обобщенного знания о су­щественных закономерностях какой-либо отдельной части действи­тельности

Вывод: научная картина мира не остается неизменной => представление о приращении научного знания как о линей­ном прогрессе => научный прогресс делится на 2-ве фазы: 1) длительный период продвижения в пределах име­ющейся парадигмы,2)короткий период революционных перемен и смены парадигмы

ПР: в физики смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна

Вопрос 2. Современные теории самоорганизации мира:

Диалектика и синергетика

2.1 диалектическое видение развития: законы и принципы

- диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития

- понятие «диалектики» в истории философии

Сократ - «диалектика» искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий
Платон - «диалектика» - логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим
софисты - «диалектика» - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное
Аристотель - «диалектика» - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна
Кант - «диалектика» - логика видимости, которая не приводит к истине
Гегель - «диалектика» - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике => основывается на разумном познании => рассматривает предмет в единстве его противоположных определений
марксизм - «диалектика» - теория и метод познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий => признание постоянного становления, развития явлений материального мира
современная философия - «диалектика» - форма осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих жизнь, сознание, историю человечества => - различные варианты толкования диалектики ---> различные принципы взаимоотношений противоположностей: от гармонического синтеза до противостояния (!) но главная ---> потребность объединения - человек

- исторические формы диалектики и альтернативы

- философия - создает общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке (системе социальных и природных связей, центр которой человек) => 2-ва способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический

- явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития

- диалектика ---> тенденция к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания

«содержание» диалектики «форма» диалектики
- категории, во взаимосвязи которых содержание - представляет единство всех составных элементов объекта, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций (подвижная, динамичная сторона целого) - способ существования и выражения внутренней организации содержания и связан с понятием «структура» (система устойчивых связей предмета)  
- отношения «содержания» и «формы» - характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, но это единство относительно
- «развитие» => «несоответствие» - разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию
  - развивающаяся и становящаяся структура
- взаимопереход «содержания» и «формы» и «наполнение» старой формы новым содержанием => способы разрешения противоречий 1) полное отбрасывание старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию 2) использование старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание
- «диалектическое мышление» - результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений - мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой

- «диалектика» - никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступая в различных исторических формах

- смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая

Диалектика Гегеля

- сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве

- диалектическое мышление - единственное средство обретения истины

- противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается

- (!) но диалектика Гегеля идеалистична – «диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека»

Гегель ---> 3-ри закона диалектики:

1. закон перехода количества в качество

2. закон единства и борьбы противоположностей

3. закон отрицания отрицания

диалектика К. Маркса, Ф. Энгельса

- развитие - атрибут материи

- разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики

- метод материалистической диалектики => материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они отражаются в сознании человека (!)

объективная диалектика - изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т.е. в материальном мире - включает в себя диалектику природных и общественных процессов субъективная диалектика - предмет ---> особенности реализации законов развития в сознании человека  
- тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что: 1) субъективная диалектика детерминирована объективной 2) первая отражает вторую 3) субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике 4) их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история – природа

Вывод: в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя концептуальное единство на каждой из качественно различных ступеней => с середины XIX века идея развития становится одним из центральных мировоззренческих и методологических принципов мышления

-Диалектика как система. Принципы диалектики

- диалектика - учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

- «диалектика» - открытая целостная органическая система; внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории

объективная диалектика - диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества - «царит» во всей природе субъективная диалектика - отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании - отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей => диалектика вещей определяет диалектику идей
   

- диалектика как учение о развитии рассматривает 3-ри круга проблем:

1) особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений

2) вопрос об источнике развития

3) вопрос о его формах

принципы диалектики

- «философские принципы» - совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира

1) принцип всеобщей связи – взаимосвязь всех субстанций

ПР: Гераклит – огонь; Гольбах и Гельвеций - взаимосвязь понимали как механическое соединение и разъединение каких-либо элементов

2) субстанционального единства мира - все мировые процессы детерминированы материальной субстанцией

3) развития - все процессы ---> результат определенным образом направленных изменений (процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний) => 2-ве разновидности процессов развития: а) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации; б) процессы перехода из одного вида материи к другому

- развитие - необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, обусловленное противоречиями системы; совершается при наличии всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, их составляющих элементов

4) детерминизма - всеобщая универсальная взаимосвязь всех явлений (наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим)

5) системности – а)любой процесс или явление следует понимать как целостное образование (появление новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов) => ПР: атомы водорода и кислорода, объединенные в молекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство, б) иерархичность, субординация - последовательное включение систем низших уровней в системы более высоких уровней => ПР: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система – Галактика

Вывод: диалектика является не только учением о всеобщей, универсальной связи и развитии, но и научным методом познания, позволяющим вскрывать сущность явлений и процессов

- методы познания диалектики

- метод - совокупность принципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность

- методология - учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира

- (!) чем совершеннее методы изучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки => сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения

ПР: Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарём, освещающим путь учёному, считая, что даже хромой, идущий с фонарём по дороге, определит того, кто бежит впотьмах без дороги

методы диалектики

1. метод идеалистической диалектики (Гегель)

2. метод материалистической диалектики (К. Маркс, Ф. Энгельс)

3. аксиологический метод - связан с проблемой ценностей и оценок, значимых для различных субъектов; важно то, с точки зрения чего оцениваются институты

4.сравнительный метод – сопоставление понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства (или различий) => устанавливается качественное состояние систем в целом либо отдельных их норм

5. социологический метод – включает в себя такие способы, как анализ статистических данных, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала

6. логический метод (диалектическая логика, формальная логика) - средства и способы логического изучения и объяснения, основан на формах мышления и законах формальной логики; законы логики - тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания.

7. статистический метод – основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления; исследования складываются из трёх стадий: сбор статистического материала, его сведение к единству по определённому критерию и обработка

2.2 синергетическое видение развития: законы и принципы,

Точка бифуркации

- синергетика = теория сложных систем (греч. син - совместность и энерго - деятельность) – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации

- синергетика - междисциплинарный подход => принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем => для их описания пригоден общий математический аппарат

- синергетика - определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур (или многофакторных сред), которые не деградируют к стандартному, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния

- образование новых структур имеет регулярный, волновой характер => они называются автоволновыми процессами

ПР: эволюция - от элементарного ---> к сложносоставному

- область исследований синергетики - все отрасли естествознания

- математический аппарат синергетики скомбинирован из разных отраслей физики: нелинейной неравновесной термодинамики, теории катастроф, теории групп, тензорного анализа, неравновесной статистической физики

школы, в рамках которых развивается синергетический подход

Герман Хакен школа нелинейной оптики, квантовой механики, статистической физики - 1960, Институт теоретической физики в Штутгарте - 1973 объединил учёных вокруг серии книг по синергетике (69 томов) - теоретические, прикладные, научно-популярные работы => -методология синергетики - от физики твёрдого тела и лазерной техники и до биофизики и проблем искусственного интеллекта
Илья Пригожин работа «Порядок из хаоса» физико – химическая и математико– физическая школа в Брюсселе, 1947 - математическая теория поведения диссипативных структур - мировоззренческие основания теории самоорганизации, как парадигмы универсального эволюционизма - (!) не пользовались термином «синергетика», а называли разработанную ими методологию «теорией диссипативных структур»
академик Н.Н. Моисеев Россия - идеи универсального эволюционизма и коэволюции человека и природы
В.И. Арнольд Россия - математический аппарат теории катастроф
А. А. Самарский С.П. Курдюмов Россия - теория самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного эксперимента (включая теорию развития в режиме с обострением)
М.В. Волькенштейн Д.С. Чернавский Россия - синергетический подход в биофизике

- теории синергетики

1.теория динамического хаоса - исследует сверхсложную, скрытую упорядоченность поведения наблюдаемой системы

2. теория фракталов - изучает сложные самоподобные структуры, часто возникающие в результате самоорганизации

3. теория катастроф - исследует поведение самоорганизующихся систем в терминах «бифуркация», «неустойчивость»

- синергетический подход в естествознании

1. природа иерархически структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем разных уровней организации: в динамически стабильные, в адаптивные, и наиболее сложные - эволюционирующие системы

2. связь между ними осуществляется через хаотическое, неравновесное состояние систем соседствующих уровней

3. неравновесность - условие появления новой организации, новых систем - развития

4. когда нелинейные динамические системы объединяются, новое образование не равно сумме частей, а образует систему другой организации

5. общее для всех эволюционирующих систем: неравновесность, спонтанное образование новых микроскопических (локальных) образований, изменения на макроскопическом (системном) уровне, возникновение новых свойств системы, этапы самоорганизации и фиксации новых качеств системы

6. при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все развивающиеся системы ведут себя одинаково

7. развивающиеся системы всегда открыты и обмениваются энергией и веществом с внешней средой, за счёт чего и происходят процессы локальной самоорганизации

8. в сильно неравновесных состояниях системы начинают воспринимать те факторы воздействия извне, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии

9. в неравновесных условиях относительная независимость элементов системы уступает место корпоративному поведению элементов: вблизи равновесия элемент взаимодействует только с соседними, вдали от равновесия — «видит» всю систему целиком и согласованность поведения элементов возрастает

10. в состояниях, далёких от равновесия, начинают действовать бифуркационные механизмы - наличие кратковременных точек раздвоения перехода к тому или иному режиму системы —аттрактору

-синергетика объясняет процесс самоорганизации в сложных системах следующим образом:

1. система должна быть открытой

2. открытая система должна быть далека от точки термодинамического равновесия (т.к. в точке равновесия сложная система не способна к самоорганизации)

3. принцип самоорганизации - возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем

4. самоорганизация может произойти в системах достаточного уровня сложности, имеющих критические параметры связи и высокие значения вероятностей своих флуктуаций

5. этап самоорганизации наступает в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями

В самоорганизующейся, в эволюционирующей системе возникшие изменения накапливаются и усиливаются вследствие общей положительной реактивности системы, что может привести к возникновению нового порядка и новых структур.

6. самоорганизация в сложных системах сопровождается нарушением симметрии => необходимо отказаться от симметрии времени

Самоорганизация в сложных и открытых — диссипативных системах, к которым относится и жизнь, и разум, приводят к необратимому разрушению старых и к возникновению новых структур, что наряду с явлением неубывания энтропии в закрытых системах обуславливает наличие «стрелы времени» в природе.

- (+)синергетика разрушает привычное мировидение тем, что:

1) работает с категорией случайности (= хаос)

2) синергетика демонстрирует каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции

3) отходит от традиционного подхода в понимании управления сложными системами

4) математически описывает необратимые качественные изменения, обеспечивающие переход от простого к сложному, теоретически описывает развивающиеся системы

5) показывает альтернативные пути развития

6) открывает новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, построение сложных развивающихся структур из простых

7) объединение структур не сводится к их простому сложению ----> целое уже не равно сумме частей => новый принцип согласования частей целое: установление общего темпа развития входящих в целое частей (сосуществование структур разного возраста в одном темпомире)

8) показывает как оперировать со сложными системами и как эффективно управлять ими => главное - не сила, а правильное топологическое воздействие на сложную систему (= среду)

ПР: даосизм Лао-цзы ----> «слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое и т.д.»

9) раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирующего роста

- (+) идея нестабильности (= динамические системы)

1) включила в поле зрения естествознания человеческую деятельность => человека в природу

2) нестабильность, время как сущностная переменная ----> стали играть немаловажную роль в преодолении разобщенности, которая существовала между социальными исследованиями и науками о природе

3) идея нестабильности в науке раскрывает существо самой науки

ПР: (!) культурный контекст западной науки с XVII в.

4) открытие неравновесных структур

5) идея конструктивной роли времени

6) появление новых идей относительно динамических, нестабильных систем

7) отмечена самостоятельность элементов любой системы

8) именно отрицательные обратные связи и создают системы, как устойчивые, стабильные объединения элементов

9) положительные обратные связи - усиливают индивидуальные движения составляющих

10) флуктуации (= малые движения) - выходят на макроуровень

- бифуркация -момент качественного изменения исходной системы

ПР: бифуркации, катастрофы - универсальные свойства материи

- движение материи - чередование этапов адаптационного развития и этапов катастрофного поведения

- понятие нелинейности

- нелинейность - определенный вид математических уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды

- особенности нелинейного мира в том, что при определенном диапазоне изменений среды и параметров нелинейных уравнений не происходит качественного изменения картины процесса

- в мировоззренческом плане идея нелинейности:

1) идеи многовариантности, альтернативности путей эволюции

2) идеи выбора из данных альтернатив

3) идеи темпа эволюции (скорости развития процессов в среде)

4) идеи необратимости эволюции

- особенности феномена нелинейности:

1) принцип «разрастания» малого (или «усиления флуктуаций»)

2) нелинейность может усиливать флуктуации

3) нелинейность порождает квантовый эффект

4) нелинейность означает возможность неожиданных (= эмерджетных) изменений направления движения процессов

- осмысление идей самоорганизации =>

- исследование самоорганизующихся целостных систем ведет к пересмотру норм объяснения в конкретных науках, к качественным изменениям в научной картине мира =>

- научные революции - требуют философского осмысления новых познавательных результатов и меняющихся методологических установок деятельности ученых

- по отношению к системе как целому элементы (или их совокупности) выполняют определенные функции, обеспечивающие существование этого целого, т.е. выступают как его части

- развитие идет не от части к целому, а от неразвитого целого к развитому целому

- способность самоорганизующихся структур выполнять определенные функции в живом организме

- синергетическая концепция самоорганизации

- объект исследования - открытые системы в неравновесном состоянии, характеризуемые интенсивным (потоковым, множественно-дискретным) обменом веществом и энергией между подсистемами и между системой с ее окружением

- конкретная система погружена в среду, которая является ее субстратом

- среда - совокупность составляющих ее (среду) объектов, находящихся в динамике

- контактное взаимодействие – взаимодействие исследуемых объектов в среде

- различаются процессы организации и самоорганизации

организация самоорганизация
- возрастание порядка вследствие протекания процессов, противоположных установлению термодинамического равновесия независимо взаимодействующих элементов среды
-образование однородных стабильных статических структур - возникновение, взаимодействие, также взаимосодействие (например, кооперация) и, возможно, регенерация динамических объектов (подсистем) более сложных в информационном смысле, чем элементы (объекты) среды, из которых они возникают

Вывод: 1) синергетика - роль междисциплинарного коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей, методов отдельных наук, их полезность для других наук, 2) особенность синергетики - ее открытость, готовность к диалогу на правах участника (или посредника), видящего свою задачу во всемирном обеспечении взаимопонимания между участниками диалога

Наши рекомендации