Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

1. Классификация наноразмерных систем.

2. Наноматериалы, определение, классификация.

3. Нанотехнологии, определение, классификация.

4. Углеродные наноструктуры. Графен.

5. Углеродные наноструктуры. Нанотрубки, классификация, свойства, применение.

6. Углеродные наноструктуры. Фуллерены, классификация, свойства, применение.

7. Супрамолекулярные структуры. Дендримеры.

8. Биологические наноматериалы.

9. Пористые наноструктуры. Методы получения и возможности практического использования.

10. Квантовые точки. Получение, использование.

11. Наноэлектроника как одно из направлений применения нанотехнологий.

12. Применение наноматериалов в медицине и биологии.

13. Наноструктуры в химии и химической технологии. Катализ.

14. Нанокомпозиты. Классификация, свойства, применение.

15. Нанокомпозиты. Методы получения.

16. Наноэнергетика. Применение наноструктур в энергозапасающих системах.

17. Наноэнергетика. Топливный элемент как пример использования наноструктур.

18. Наноэнергетика. Литий-ионный аккумулятор как пример использования наноструктур.

19. Нанотехнология. Основные технологические принципы: «сверху–вниз» и «снизу–вверх».

20. Нанотехнология. Механизмы самоорганизации.

21. Физические методы синтеза нанопорошков.

22. Химические методы синтеза нанопорошков.

23. Методы получения структурированных наноматериалов. Химическое осаждение из газовой фазы.

24. Методы получения структурированных наноматериалов. Физическое осаждение из газовой фазы.

25. Электронная микроскопия как метод исследования наноматериалов. Возможности и ограничения метода.

26. Темплатный синтез наноматериалов и наноструктур. Матрицы-темпланты.

27. Пленочные технологии получения наноматериалов (химическое осаждение из газовой фазы (CVD), физическое осаждение из газовой фазы (PVD).

28. Пленочные технологии получения наноматериалов. Электрохимическое получение проводящих полимеров.

29. Наноструктурированные проводящие полимеры. Классификация, методы синтеза.

30. Наноструктурированные проводящие полимеры. Применение в опто-электронных и сенсорных устройствах.

31. Сканирующая зондовая микроскопия как метод исследования наноматериалов.

32. Сканирующая зондовая микроскопия как метод исследования наноматериалов. Принцип работы атомно-силового микроскопа.

33. Сканирующая зондовая микроскопия как метод исследования наноматериалов. Принцип работы сканирующего туннельного микроскопа.

34. Дополнительные возможности метода зондовой микроскопии: атомные манипуляции.

35. Спектроскопические методы исследования наноматериалов.

ОТЗЫВ

на учебно-методический комплекс

«Современные нанотехнологии в химии»

Представленный авторами д.х.н., доц. Т.Б. Бойцовой, к.т.н., доц. В.В. Горбуновой, д.х.н., доц. А.М. Тимоновым учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные нанотехнологии в химии» предназначен для подготовки магистров по направлению «Химия». Актуальность и необходимость разработки подобного рода учебно-методических комплексов продиктована бурным ростом исследований в области нанотехнологии и нанохимии, который наблюдается в последние десятилетия. Одной из основных задач подготовки магистра химии является ознакомление студентов с новейшими направлениями развития химической науки. В связи с поставленной задачей разработанный комплекс отвечает требованиям фундаментального образования магистра на современном уровне развития химической науки.

Отобранные авторами компетенции позволят студентам изучить основные виды нанообъектов изаконы поведения вещества в нанометровом размерном диапазоне, механизм возникновения размерных физических и химических эффектов, а также ознакомиться с основными научно-техническими проблемами нанотехнологии и перспективами развития данной фундаментальной области знаний. Следует отметить, что освоение содержания дисциплины «Современные нанотехнологии в химии» в рамках разработанного учебно-методического комплекса может быть полезным как в области химической профессиональной деятельности, так и профессионального педагогического образования (элективные курсы в средней школе).

Учебно-методический комплекс составлен согласно требованиям, предъявляемым к учебным стандартам третьего поколения. Он содержит всю информацию о содержании дисциплины, формах аудиторной, внеаудиторной работы, сроках и формах текущей и итоговой аттестации, списке рекомендованной основной и дополнительной литературы. Особенно следует отметить, что в нем содержится подробная методика оригинальных лабораторных работ, позволяющих студентам приобрести экспериментальные навыки по химическим методам синтеза наночастиц.

Считаю, что учебно-методический комплекс «Современные нанотехнологии» в химии», является необходимым учебным пособием для подготовки магистра по направлению «Химия» и может быть рекомендован для издания в РГПУ им. А.И.Герцена.

Рецензент:

д.п.н. проф., зав. каф. пед. и экол.образ.

РГПУ им. А.И. Герцена О.Г. Роговая

ОТЗЫВ

на учебно-методический комплекс

«Современные нанотехнологии в химии»

Разработанный авторами д.х.н., доц. Т.Б. Бойцовой, к.т.н., доц. В.В. Горбуновой, д.х.н., доц. А.М. Тимоновым учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные нанотехнологии в химии» предназначен для подготовки магистров по направлению 020100 «Химия». Актуальность разработок учебно-методических комплексов по новейшим направлениям современной химии продиктована бурным ростом в последние годы исследований в таких областях науки, как нанотехнологии и нанохимия. Одной из основных задач подготовки магистра химика является ознакомление его с новейшими направлениями развития этих отраслей химической науки. В связи с поставленной задачей разработанный комплекс отвечает требованиям фундаментального образования магистра на современном уровне.

Учебно-методический комплекс является основой для изучения фундаментальных разделов нанохимии и помогает студентам овладеть теорией и навыками практической работы в избранной области химии. Комплекс содержит сведения о трудоемкости дисциплины, целях и ожидаемых результатах освоения дисциплины. Содержание дисциплины включает изучениеосновных понятий нанохимии, методы синтеза наноструктур, методы исследования наносистем, дает представление о нанотехнологии и областях применения разработок. Обязательным элементом процесса обучения магистров являются интерактивные формы занятий, представленные в предлагаемом комплексе. Следует отметить содержание самостоятельной работы в рамках комплекса. Студентам предлагается выполнение лабораторных работ по методам химического, электро- и фотохимического синтеза наночастиц различной формы и структуры.

Самостоятельная работа студентов в рамках комплекса заключается в составлении отчетов по лабораторным работам, изучении специальной литературы, необходимой для качественного выполнения лабораторных работ, индивидуальных заданий по всем разделам дисциплины, подготовки рефератов и презентаций для их защиты.

Учебно-методический комплекс обеспечивает студентов доступной в библиотеке основной и дополнительной литературой и перечнем электронных образовательных ресурсов.

Учебно-методический комплекс «Современные нанотехнологии в химии» разработан в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к ООП, и может быть издан в издательстве РГПУ им. А.И.Герцена.

Рецензент:

д.х.н., профессор Санкт-Петербургского государственного

технологического института (Технический университет) Н.В. Сиротинкин

Наши рекомендации