РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. Модуль Темы модуля Виды учебной работы Дата или неделя п/п Контрольные мероприятия 1. Вводный

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ»

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуль Темы модуля Виды учебной работы Дата или неделя п/п Контрольные мероприятия
1. Вводный 1.1. Периодизация персидской литературы. Основные литературные памятники древнеперсидской литературы. «Авеста» Лекция №1 07.02.11  
1.2. История возникновения фарсиязычной литературы: причины, периодизация, основные литературные памятники Лекция №1 07.02.11 1.Составление схемы периодичности древнеперсидской и фарсиязычной литературы.  
2. Система жанров фарсиязычной литературы 2.1. Основные жанры восточной литературы. Рудаки как основоположник основных жанров фарсиязычной литературы Лекция №2 22.02.11 1. Самостоятельное составление классификации основных жанров с примерами 2. Чтение наизусть отрывка «Касыды о старости» Рудаки (не менее 15 строк)
2.2. Развитие жанра маснави в творчестве Абулькасима Фирдоуси Лекция №2 22.02.11  
ПЗ №1 (семинар) 07.02.11 1. Самостоятельное прочтение 3 дастанов из маснави «Шах-наме» А. Фирдоуси: «Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра» 2. Письменное выполнение художественного и сопоставительного анализа 2 дастанов «Шах-наме» по схеме, указанной в плане практического занятия
2.3. Разработка жанровой формы рубаи в лирике О. Хайяма ПЗ № 2 (семинар) 15.02.11 1.Самостоятельное прочтение лирики О. Хайяма. 2.Письменное выполнение сопоставительного анализа подстрочника и 3 переводов рубаи О. Хайяма. 3. Чтение наизусть 3 рубаи О. Хаяйма
3. Иранский период персидской классической литературы   3.1. Фарсиязычная литература середины XI— начала XIII вв. Поэзия религиозных ересей Лекция №3 01.03.11  
3.2.Влияние «философского вольномыслия» на развитие фарсиязычной литературы (творчество Ибн Сины) ПЗ №3 (семинар) 22.02.11 1. Составление и презентация доклада по творчеству Абу Али Ибн Сины и его основным трудам.  
3.3. Влияние исмаилизма и суфизма на развитие фарсиязычной литературы (творчество Насира Хосрова и Мушрифа Саади) ПЗ №4 (семинар) 01.03.11 1. Самостоятельное прочтение лирики Н. Хосрова, анализ произведения «Сафар-наме» 2. Самостоятельное прочтение лирики М. Саади, анализ произведений «Гулистан», «Бустан» 3. Чтение наизусть 1 стихотворения Н. Хосрова 4. Чтение наизусть 1 стихотворения М. Саади
3.4.Фарсиязычная литература XV века: завершение классического периода восточной поэзии. Лекция №4 22.03.11  
3.5. Эволюция жанра хамсе в творчестве Низами Гянджеви, А. Джами, А. Навои. Эволюция жанра «мудрое наставление» в фарсиязычной литературе («Гулистан» и «Бустан» М. Саади и «Бахаристан» А. Джами) ПЗ №5 (семинар) 15.03.11 1. Самостоятельное прочтение и анализ 2 маснави из хамсе Н. Гянджеви («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин») и 2 маснави их назире А. Навои («Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин»). 2. Выполнение художественного и сопоставительного анализа хамсе Н. Гянджеви, А. Навои и А. Джами. 3. Самостоятельное прочтение лирики А. Джами и произведения «Бахаристан». 4. Выполнение сопоставительного анализа произведений М. Саади «Гулистан» и «Бустан» с «Бахаристаном» А. Джами. 5. Чтение наизусть 1 стихотворения А. Джами
4. Национальная литература Грузии   4.1. Периодизация грузинской литературы: основные литературные памятники. Лекция №5 05.04.11  
4.2. Творчество Ш. Руставелли ПЗ №6 (семинар) 22.03.11 1. Самостоятельное прочтение и анализ поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
4.3. Грузинская лирика. «Судьба Грузии» Н. Бараташвили и «Бедствия Грузии» Д. Гурамишвили   ПЗ №7 (семинар) 29.03.11 1.Самостоятельное прочтение и сопоставительный анализ поэм «Судьба Грузии» Н. Бараташвили и «Бедствия Грузии» Д. Гурамишвили. 2.Чтение наизусть 1 стихотворения Д. Гурамишвили, Н. Бараташвили (на выбор)
4.4. Специфика грузинской драматургии. Творчество И. Чавчавадзе: пьеса «Отарова вдова». Творчество В. Пшавелы: особенности поэзии и драматургии (поэма «Змееед», пьеса «Отверженные») ПЗ №8 (семинар) 05.04.11 1.Самостоятельное прочтение пьесы И. Чавчавадзе «Отарова вдова». 2.Чтение наизусть 1 стихотворения И. Чавчавадзе, В. Пшавелы (на выбор)
    ПЗ №9 (практикум) 12.04.11 1. Тест по модулям 1—4.
5. Национальная литература Индии 5.1. История развития индийской литературы: периодизация, специфика, основные представители. Основные литературные памятники индийской литературы. Лекция №6 19.04.11  
5.2. Поэтика эпосов индийской литературы: «Махабхарата» и «Рамаяна» ПЗ №10 (семинар) 19.04.11 1. Письменное выполнение сопоставительного анализа фрагментов эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».
5.3. Творчество Рабиндраната Тагора: особенности лирики, специфика пьесы «Почта». ПЗ №11 (семинар) 26.04.11 1. Самостоятельное прочтение и анализ пьесы Р. Тагора «Почта». 2. Чтение наизусть 1 стихотворения Р. Тагора.
6. Мировые национальные литературы 6.1. Мировые национальные литературы   ПЗ №12 и 13 (еминар) 03.05.11 17.05.11 1. Составление доклада и электронной презентации о специфике национальной литературы какой-либо страны (на выбор студента).
Итоговый контроль по дисциплине (зачет)

  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩИХ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОФОРМЛЕНИЮ, ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Вид контрольного мероприятия Цель Содержание Требования к оформлению Порядок предоставления
Сравнительный анализ двух дастанов из «Шах-наме» А. Фирдоуси Систематизация и контроль самостоятельной работы студентов по модулю 3. Формирование навыков анализа художественного текста Выполнение художественного и сопоставительного анализа 2 дастанов «Шах-наме» А. Фирдоуси («Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра» на выбор) по схеме:
  • Идейный пафос, особенности композиции и сюжета (сходство и различие)
  • Система образов (образы шахов, богатырей, женские образы)
  • Поэтика (тропы /с примерами/).
Анализ одного дастана или анализ двух дастанов без примеров не принимается и автоматически не засчитывается.
Работа оформляется и сдается в печатной форме с указанием ФИО студента, номера группы и названия задания «Художественный анализ текста № 1. Сравнительный анализ двух дастанов «Шах-наме» А. Фирдоуси»   Работа оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости.
Сравнительно-сопоставительный анализ подстрочника и 3 переводов рубаи О. Хайяма. Систематизация и контроль самостоятельной работы студентов по модулю 3. Формирование навыков анализа художественного текста Все анализируемые стихотворения (подстрочник, 3 перевода разных авторов) должны быть представлены перед основным текстом анализа. Сопоставительный анализ переводов выполняется по следующей схеме: · Реализация семантического плана рубаи во всех переводах (сопоставительная характеристика основных образов, мотивов, тем и др. с примерами). · Формальные признаки рубаи, их соответствие традиции и художественное переосмысление в разных переводах (размер, рифмовка, колическо строк и т.д. с примерами). Анализ одного перевода или анализ без примеров не принимается и автоматически не засчитывается.   Работа оформляется и сдается в печатной форме с указанием ФИО студента, номера группы и названия задания «Художественный анализ текста № 2. Сравнительно-сопоставительный анализ рубаи О. Хайяма». Работа оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости.
Доклад по творчеству Абу Али Ибн Сины («философское вольномыслие») Контроль самостоятельной работы студентов по модулю 3 Студент выбирает доклад на одну из ниже представленных тем по выбору:
  1. Биография Абу Али Ибн Сины.
  2. Ибн Сина как представитель философского направления «фалсафы».
  3. «Канон врачебной науки» Ибн Сины: описание, традиции переводов и т.д.
  4. Специфика «Книги исцеления» Ибн Сины.
  5. Специфика «Книги о душе» Ибн Сины.
  6. Специфика «Книги знаний» Ибн Сины.
  7. «Указания и наставления» как итоговый труд Ибн Сины
  8. Специфика произведений Ибн Сины суфийской направленности: «Саламан и Абсаль», «Послание о птицах».
 
Доклад (объем — 1-2 стр.) оформляется и сдается в печатной форме с указанием ФИО студента, номера группы и названия задания «Доклад № 1. Творчество Абу Али Инб Сины» и презентуется устно на семинарском занятии (устная презентация не более 5 минут) Письменная работа оценивается в баллов. Устная презентация оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости.
Чтение наизусть стихотворений Контроль самостоятельной работы студентов по модулям 2-5 Данный вид заданий предполагает самостоятельное изучение лирики основных представителей изучаемых национальных литератур и чтение наизусть одного стихотворения следующих авторов:
  1. Рудаки (отрывок «Касыды о старости» или «Касыды о вине» не менее 15 строк).
  2. О. Хайям (3 рубаи).
  3. М. Саади (газель на выбор).
  4. Н. Хосров.
  5. А. Джами.
  6. Д. Гурамишвили (отрывок из поэмы «Бедствия Грузии» не менее 15 строк или любое стихотворение на выбор).
  7. Н. Бараташвили (отрывок из поэмы «Судьба Грузии» не менее 15 строк или любое стихотворение на выбор).
  8. И. Чавчавадзе, В. Пшавела (стихотворение 1 автора на выбор).
  9. Р. Тагор.
  Каждое выученное и в срок сданное стихотворение оценивается в баллов. Оценка сообщается сразу. Результаты заносятся в электронную ведомость в течение недели.
Составление доклада и электронной презентации о специфике национальной литературы какой-либо страны (на выбор студента). Контроль самостоятельной работы студентов по модулю 6. Формирование навыков создания электронной презентации Электронная презентация составляется по следующей схеме:
  1. ФИО студента, номер группы, название доклада (1 слайд).
  2. История развития выбранной национальной литературы (2-3 слайда).
  3. Основные представители и произведения (2-3 слайда).
  4. Творчество 1 автора выбранной национальной литературы: биография, основные произведения (2 слайда).
Устный доклад излагается во время семинарских занятий. Электронная презентация (файл с названием «ФИО_ФЖ-410_Нац.лит.») сдается после доклада. Электронная презентация оценивается в баллов. Устный доклад оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости.

Наши рекомендации