Модуль | Темы модуля | Виды учебной работы | Дата или неделя п/п | Контрольные мероприятия |
1. Вводный | 1.1. Периодизация персидской литературы. Основные литературные памятники древнеперсидской литературы. «Авеста» | Лекция №1 | 07.02.11 | |
1.2. История возникновения фарсиязычной литературы: причины, периодизация, основные литературные памятники | Лекция №1 | 07.02.11 | 1.Составление схемы периодичности древнеперсидской и фарсиязычной литературы. |
2. Система жанров фарсиязычной литературы | 2.1. Основные жанры восточной литературы. Рудаки как основоположник основных жанров фарсиязычной литературы | Лекция №2 | 22.02.11 | 1. Самостоятельное составление классификации основных жанров с примерами 2. Чтение наизусть отрывка «Касыды о старости» Рудаки (не менее 15 строк) |
2.2. Развитие жанра маснави в творчестве Абулькасима Фирдоуси | Лекция №2 | 22.02.11 | |
ПЗ №1 (семинар) | 07.02.11 | 1. Самостоятельное прочтение 3 дастанов из маснави «Шах-наме» А. Фирдоуси: «Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра» 2. Письменное выполнение художественного и сопоставительного анализа 2 дастанов «Шах-наме» по схеме, указанной в плане практического занятия |
2.3. Разработка жанровой формы рубаи в лирике О. Хайяма | ПЗ № 2 (семинар) | 15.02.11 | 1.Самостоятельное прочтение лирики О. Хайяма. 2.Письменное выполнение сопоставительного анализа подстрочника и 3 переводов рубаи О. Хайяма. 3. Чтение наизусть 3 рубаи О. Хаяйма |
3. Иранский период персидской классической литературы | 3.1. Фарсиязычная литература середины XI— начала XIII вв. Поэзия религиозных ересей | Лекция №3 | 01.03.11 | |
3.2.Влияние «философского вольномыслия» на развитие фарсиязычной литературы (творчество Ибн Сины) | ПЗ №3 (семинар) | 22.02.11 | 1. Составление и презентация доклада по творчеству Абу Али Ибн Сины и его основным трудам. |
3.3. Влияние исмаилизма и суфизма на развитие фарсиязычной литературы (творчество Насира Хосрова и Мушрифа Саади) | ПЗ №4 (семинар) | 01.03.11 | 1. Самостоятельное прочтение лирики Н. Хосрова, анализ произведения «Сафар-наме» 2. Самостоятельное прочтение лирики М. Саади, анализ произведений «Гулистан», «Бустан» 3. Чтение наизусть 1 стихотворения Н. Хосрова 4. Чтение наизусть 1 стихотворения М. Саади |
3.4.Фарсиязычная литература XV века: завершение классического периода восточной поэзии. | Лекция №4 | 22.03.11 | |
3.5. Эволюция жанра хамсе в творчестве Низами Гянджеви, А. Джами, А. Навои. Эволюция жанра «мудрое наставление» в фарсиязычной литературе («Гулистан» и «Бустан» М. Саади и «Бахаристан» А. Джами) | ПЗ №5 (семинар) | 15.03.11 | 1. Самостоятельное прочтение и анализ 2 маснави из хамсе Н. Гянджеви («Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин») и 2 маснави их назире А. Навои («Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин»). 2. Выполнение художественного и сопоставительного анализа хамсе Н. Гянджеви, А. Навои и А. Джами. 3. Самостоятельное прочтение лирики А. Джами и произведения «Бахаристан». 4. Выполнение сопоставительного анализа произведений М. Саади «Гулистан» и «Бустан» с «Бахаристаном» А. Джами. 5. Чтение наизусть 1 стихотворения А. Джами |
4. Национальная литература Грузии | 4.1. Периодизация грузинской литературы: основные литературные памятники. | Лекция №5 | 05.04.11 | |
4.2. Творчество Ш. Руставелли | ПЗ №6 (семинар) | 22.03.11 | 1. Самостоятельное прочтение и анализ поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» |
4.3. Грузинская лирика. «Судьба Грузии» Н. Бараташвили и «Бедствия Грузии» Д. Гурамишвили | ПЗ №7 (семинар) | 29.03.11 | 1.Самостоятельное прочтение и сопоставительный анализ поэм «Судьба Грузии» Н. Бараташвили и «Бедствия Грузии» Д. Гурамишвили. 2.Чтение наизусть 1 стихотворения Д. Гурамишвили, Н. Бараташвили (на выбор) |
4.4. Специфика грузинской драматургии. Творчество И. Чавчавадзе: пьеса «Отарова вдова». Творчество В. Пшавелы: особенности поэзии и драматургии (поэма «Змееед», пьеса «Отверженные») | ПЗ №8 (семинар) | 05.04.11 | 1.Самостоятельное прочтение пьесы И. Чавчавадзе «Отарова вдова». 2.Чтение наизусть 1 стихотворения И. Чавчавадзе, В. Пшавелы (на выбор) |
| | ПЗ №9 (практикум) | 12.04.11 | 1. Тест по модулям 1—4. |
5. Национальная литература Индии | 5.1. История развития индийской литературы: периодизация, специфика, основные представители. Основные литературные памятники индийской литературы. | Лекция №6 | 19.04.11 | |
5.2. Поэтика эпосов индийской литературы: «Махабхарата» и «Рамаяна» | ПЗ №10 (семинар) | 19.04.11 | 1. Письменное выполнение сопоставительного анализа фрагментов эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата». |
5.3. Творчество Рабиндраната Тагора: особенности лирики, специфика пьесы «Почта». | ПЗ №11 (семинар) | 26.04.11 | 1. Самостоятельное прочтение и анализ пьесы Р. Тагора «Почта». 2. Чтение наизусть 1 стихотворения Р. Тагора. |
6. Мировые национальные литературы | 6.1. Мировые национальные литературы | ПЗ №12 и 13 (еминар) | 03.05.11 17.05.11 | 1. Составление доклада и электронной презентации о специфике национальной литературы какой-либо страны (на выбор студента). |
Итоговый контроль по дисциплине (зачет) |
Вид контрольного мероприятия | Цель | Содержание | Требования к оформлению | Порядок предоставления |
Сравнительный анализ двух дастанов из «Шах-наме» А. Фирдоуси | Систематизация и контроль самостоятельной работы студентов по модулю 3. Формирование навыков анализа художественного текста | Выполнение художественного и сопоставительного анализа 2 дастанов «Шах-наме» А. Фирдоуси («Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра» на выбор) по схеме: - Идейный пафос, особенности композиции и сюжета (сходство и различие)
- Система образов (образы шахов, богатырей, женские образы)
- Поэтика (тропы /с примерами/).
Анализ одного дастана или анализ двух дастанов без примеров не принимается и автоматически не засчитывается. | Работа оформляется и сдается в печатной форме с указанием ФИО студента, номера группы и названия задания «Художественный анализ текста № 1. Сравнительный анализ двух дастанов «Шах-наме» А. Фирдоуси» | Работа оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости. |
Сравнительно-сопоставительный анализ подстрочника и 3 переводов рубаи О. Хайяма. | Систематизация и контроль самостоятельной работы студентов по модулю 3. Формирование навыков анализа художественного текста | Все анализируемые стихотворения (подстрочник, 3 перевода разных авторов) должны быть представлены перед основным текстом анализа. Сопоставительный анализ переводов выполняется по следующей схеме: · Реализация семантического плана рубаи во всех переводах (сопоставительная характеристика основных образов, мотивов, тем и др. с примерами). · Формальные признаки рубаи, их соответствие традиции и художественное переосмысление в разных переводах (размер, рифмовка, колическо строк и т.д. с примерами). Анализ одного перевода или анализ без примеров не принимается и автоматически не засчитывается. | Работа оформляется и сдается в печатной форме с указанием ФИО студента, номера группы и названия задания «Художественный анализ текста № 2. Сравнительно-сопоставительный анализ рубаи О. Хайяма». | Работа оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости. |
Доклад по творчеству Абу Али Ибн Сины («философское вольномыслие») | Контроль самостоятельной работы студентов по модулю 3 | Студент выбирает доклад на одну из ниже представленных тем по выбору: - Биография Абу Али Ибн Сины.
- Ибн Сина как представитель философского направления «фалсафы».
- «Канон врачебной науки» Ибн Сины: описание, традиции переводов и т.д.
- Специфика «Книги исцеления» Ибн Сины.
- Специфика «Книги о душе» Ибн Сины.
- Специфика «Книги знаний» Ибн Сины.
- «Указания и наставления» как итоговый труд Ибн Сины
- Специфика произведений Ибн Сины суфийской направленности: «Саламан и Абсаль», «Послание о птицах».
| Доклад (объем — 1-2 стр.) оформляется и сдается в печатной форме с указанием ФИО студента, номера группы и названия задания «Доклад № 1. Творчество Абу Али Инб Сины» и презентуется устно на семинарском занятии (устная презентация не более 5 минут) | Письменная работа оценивается в баллов. Устная презентация оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости. |
Чтение наизусть стихотворений | Контроль самостоятельной работы студентов по модулям 2-5 | Данный вид заданий предполагает самостоятельное изучение лирики основных представителей изучаемых национальных литератур и чтение наизусть одного стихотворения следующих авторов: - Рудаки (отрывок «Касыды о старости» или «Касыды о вине» не менее 15 строк).
- О. Хайям (3 рубаи).
- М. Саади (газель на выбор).
- Н. Хосров.
- А. Джами.
- Д. Гурамишвили (отрывок из поэмы «Бедствия Грузии» не менее 15 строк или любое стихотворение на выбор).
- Н. Бараташвили (отрывок из поэмы «Судьба Грузии» не менее 15 строк или любое стихотворение на выбор).
- И. Чавчавадзе, В. Пшавела (стихотворение 1 автора на выбор).
- Р. Тагор.
| | Каждое выученное и в срок сданное стихотворение оценивается в баллов. Оценка сообщается сразу. Результаты заносятся в электронную ведомость в течение недели. |
Составление доклада и электронной презентации о специфике национальной литературы какой-либо страны (на выбор студента). | Контроль самостоятельной работы студентов по модулю 6. Формирование навыков создания электронной презентации | Электронная презентация составляется по следующей схеме: - ФИО студента, номер группы, название доклада (1 слайд).
- История развития выбранной национальной литературы (2-3 слайда).
- Основные представители и произведения (2-3 слайда).
- Творчество 1 автора выбранной национальной литературы: биография, основные произведения (2 слайда).
| Устный доклад излагается во время семинарских занятий. Электронная презентация (файл с названием «ФИО_ФЖ-410_Нац.лит.») сдается после доклада. | Электронная презентация оценивается в баллов. Устный доклад оценивается в баллов. Результаты будут Вам сообщены через неделю, отметки будут выставлены в электронной ведомости. |