Трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Нормативно-правовые вопросы высшего образования» вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, составляет: 1 зачетная единица (з.е.), 36часов (из них аудиторных часов – 9, часов самостоятельной работы аспиранта - 27).

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Аудиторные занятия (всего)
Из них в интерактивной форме:  
В том числе:  
- лекции
- практические занятия  
Самостоятельная работа аспиранта (всего)
В том числе:  
- проработка лекционного материала  
- подготовка к практическим занятиям  
- изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение  
- выполнение итоговой работы (реферата / презентации)  
- подготовка к зачету  
Вид промежуточной аттестации зачет
Общая трудоемкость дисциплины (модуля):  
  Часы
  Зачетные единицы (з.е.)

Содержание дисциплины (модуля)

Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий

№ раздела дисциплины Наименование разделов дисциплины Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) Формы контроля успеваемости
Общая трудоёмкость (Всего в часах) аудиторные занятия Самостоятельная работа аспирантов
Лекции Практические занятия
  Раздел 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования
1.1 Основные законодательные акты в области образования.      
1.2 Источники образовательного права. Характеристика образовательных отношений, управление системой образования.      
1.3 Права ребенка и формы правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.      
  Раздел 2. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (ОУ)
2.1 Понятие ОУ, их типы и виды. Права, обязанности, ответственность ОУ.      
2.2 Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования.      
2.3 Особенности правового регулирования в сфере образования на различных его ступенях.        
  Раздел 3. Образовательное право России в мировом образовательном пространстве
3.1 Основные правовые акты международного образовательного законодательства.      
3.2 Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.      
3.3 Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования.      
  Итого по дисциплине:   Зачет

Трудоемкость и содержание лекционного раздела дисциплины (модуля)

№ раздела дисциплины Наименование разделов дисциплины Трудоёмкость (в часах) Содержание лекционных занятий Формы контроля успеваемости
  Раздел 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования
1.1 Основные законодательные акты в области образования. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ». Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования: Трудовой кодекс РФ, Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ. Типовые положения об образовательных учреждениях (общий обзор). Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Роль государства в становлении и развитии образования. Принципы государственной образовательной политики. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Государственные гарантии приоритетности образования. Право на образование: проблемы его реализации. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования.  
1.2 Источники образовательного права. Характеристика образовательных правоотношений, управление системой образования. Понятие и признаки образовательных правоотношений. Правоотношения в сфере образования. Правоотношения между органами государственной власти РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, их полномочия и компетенции в системе управления образованием.  
1.3 Права ребенка и формы правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. Основные положения Конвенции о правах ребенка и Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями  
  Раздел 2. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (ОУ)
2.1 Понятие ОУ, их типы и виды. Права, обязанности, ответственность ОУ. Правовой статус образовательных учреждений. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений.  
2.2 Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Нормативно–правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Особенности реализации общеобразовательных программ дополнительного образования. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.  
2.3 Особенности правового регулирования в сфере образования на различных его ступенях. Правовое регулирование дошкольного, общего, специального, профессионального начального, среднего и высшего образования  
  Раздел 3. Образовательное право России в мировом образовательном пространстве
3.1 Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Обновление содержания образования. Структурные изменения образовательных систем. Система финансирования как экономический рычаг управления образованием. Привлечение к управлению образованием общественных организаций. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.). Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования).  
3.2 Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования. Нормативно–правовые акты систем образования стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и Российской образовательной системы. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс.  
3.3 Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования. Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования. Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения. Сравнительный анализ подготовки педагогических кадров и их материального обеспечения в России, США, Англии, Германии, Южной Корее.  
  Итого по дисциплине:    

Трудоемкость и содержание практических занятий дисциплины (модуля)

№ раздела дисциплины Наименование разделов дисциплины Трудоёмкость (в часах) Содержание практических занятий Формы контроля успеваемости
  Не предусмотрено      
         
         
         
  Итого по дисциплине:      

Трудоемкость и содержание самостоятельной работы аспирантов

№ раздела дисциплины Наименование разделов дисциплины Трудоёмкость (в часах) Содержание самостоятельной работы аспиранта Формы контроля успеваемости
Законодательство, регулирующее отношения в области образования Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Не предусмотрено программой
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (ОУ) Правовой статус образовательных учреждений. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений. Регламентация их деятельности.  
Образовательное право России в мировом образовательном пространстве Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Обновление содержания образования. Структурные изменения образовательных систем.  
  Итого по дисциплине:      

Наши рекомендации